Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:24, контрольная работа
Более чем три тысячи лет назад Индостан стал причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на одной основополагающей религиозной системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков.
Введение……………………………………………………….. 3
Генезис философии ……………………………….…… 5
Философия древнего Китая…………………………… 7
Философская мысль Древней Индии…………………16
Заключение………………………………………………….. 32
Список литературы…………………………………………. 34
Введение……………………………………………………….
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Более чем три тысячи лет назад Индостан стал причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на одной основополагающей религиозной системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков.
Общепринятый
на Западе термин "индуизм", следует
иметь в виду, что философские
школы и мистической практики
индусов настолько
Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные завоеватели этого субконтинента племена, нашествие которых осуществляется в период с 1500 по 1200 г. до н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются с представлением эллинов.
Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. до н.э., в долине реки Инд существовала Хараппкая цивилизация1, о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших дней, весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.
С не меньшей степенью вероятностью можно предложить, что ассимиляция светлокожих арийцев в темнокожих аборигенов породила широкий спектр религиозных и социальных феноменов, включая кастовую, общественную структуру, оказавшую существенное влияние на формирование философской мысли. Не следует сбрасывать со счетов и влияние последовавших за ариями завоевателей. Индостан подвергался нашествию персов, исповедовавших зороастризм2. Позднее, в 300-100 гг. до н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого. Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подвергалась сильному влиянию исламской культуры, а, начиная с XIX в. и вплоть до 1946 г. попала в прямое подчинение британской короне3.
Таким образом,
было бы наивным предполагать наличие
единой философской системы, отличающейся
монолитностью и
Философское развитие Древнего Востока имело характерные особенности, которые коренились в специфике Востока как типа культуры. Понятие Древнего Востока имеет определенные границы - как временные, так и пространственные. Обычно к этому региону относят Египет, Палестину, Месопатамию, Иран, Индию, Китай и сопределенные страны. Его хронос - период от III тысячелетия до нашей эры до начала нашей эры. Европа всегда воспринимала Восток и его духовную культуру как нечто таинственное, стремилась понять его и останавливалась перед его непостижимостью. В дихотомии "Восток - Запад", которая всегда занималась европейское сознание, Восток воспринимался чаще всего как противоположность европейской культуре, и в контексте этого мистика Востока противопоставлялась европейскому рационализму, рабство - свободе, созерцательность - творческому действию, социальная стратегия - динамике. Характерным в этом отношении является наблюдение Гегеля, высказанное им на страницах "Энциклопедии философских наук": "Итак, Азия представляет собой как в физическом, так и в духовном отношении момент противоположности, неопосредствованную противоположность… Дух, с одной стороны, отрывается здесь от природы, с другой - снова впадет в природность, так как он достигает действительности еще не в себе самом, а только в сфере природы. В этом тождестве духа с природой настоящая свобода невозможна. Человек здесь еще может прийти к осознанию своей личности, не имеет еще в своей индивидуальности никакой ценности и никакого оправдания - ни у индусов, ни у китайцев; эти последние без всякого колебания бросают или даже убивают своих детей"4.
Как видим, великого европейского философа Восток интересовал как иллюстрация царства "несовершенной", "неполной" свободы. Признанная за таким взглядом известную категоричность, нельзя не отметить, что Восток действительно характеризуется рядом специфическим, отличных от Европы черт. Сама восточная цивилизация зародилась гораздо раньше европейской и была исторически первым этапом цивилизационной эволюции человечества. Ее возникновение и развитие гораздо в большей степени определялись географическим фактором и зависели от него в последующем. Большинство древневосточных обществ представляли собой рабовладельческие деспотии, хотя это был иной, нежели в античном мире, тип рабовладения. Для него характерна абсолютная, освященная религией власть царя не только над землей. Но и над подданными. Восток не знал личной свободы в той мере, в какой она существовала в Европе.
Деспотический
характер власти и всеобщая зависимость
от первого лица создан соответствующую
духовную атмосферу и систему
ценностей. Деспотизм пронизывал всю
систему отношений на Востоке - от
семьи до государства, которое воспринималось
как своего рода большая семья. Восточные
страны не знали демократии активного
типа. Характерной чертой их общественных
отношений был патернализм, предполагавшей
полную власть мужчины над женщиной,
отца над детьми, главы семьи над
ее членами, правителя над подданными.
Отсюда и традиционный для Востока
культ личности. Традиционализм вообще
является особенностью Востока. Он проявляется,
помимо прочего, в крайне застойном
характере общественного
В социальной структуре восточных обществ исключительная роль принадлежала жречеству, которое сосредоточило в своих руках не только отправление культа, но и духовную жизнь в широком смысле, в том числе науку и философию там, где они существовали. Монополия жречества в духовной жизни явилась одной из причин исключительно тесного переплетения философии и религии, непоследовательного и неполного обособления философии от мифологии. Философская рефлексия требует определенных социальных условий, и прежде всего светской интеллектуальной среды, которой на Востоке (во всяком случае, на Ближнем) не существовало. Это была одна из причин того, что в большинстве стран Востока философия так и не обособилась от предшествовавших ей форм мировоззрения. Другой причиной были перерывы в социально-политическом развитии восточных цивилизаций, их гибель вследствие внешних факторов (Египет, Двуречье, Израиль). Это обстоятельство дает основание характеризовалось духовного развития и мировоззренческие поиски большинства регионов Востока как предфилософию. Между тем в двух странах - Индии и Китае, общественное развитие которых не знало столь резких перерывов, предфилософия, последовательно развивалась, обрела философские формы. Там сложились зрелые и интересные системы, были поставлены важные проблемы натурфилософского, гносеологического и этнического характера. Именно поэтому в данном разделе представлены философии Древней Индии и Древнего Китая.
Китай как государство был
Древнекитайское государство представляло
собой иерархическую деспотию. Во
главе государства стоял
Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.
По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.
В начале I-го тысячелетия до нашей
эры формируется
Это следующие первоначала:
В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди
В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.
школы индийской философии
Все эти причины повлияли на древнекитайскую
культуру и философию, обусловив
борьбу различных философско-
Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.
Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.
Даосизм признаёт самостоятельность
действий человека. Причина всех невзгод,
считают последователи
Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.
Познание для последователей учения
Дао не имеет значения, так как
они считают, что чем больше человек
знает, тем дальше он уходит от истинного
Дао.
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Кун-
Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.
Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)
Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.
Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: