Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:24, контрольная работа

Описание работы

Более чем три тысячи лет назад Индостан стал причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на одной основополагающей религиозной системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….. 3
Генезис философии ……………………………….…… 5
Философия древнего Китая…………………………… 7
Философская мысль Древней Индии…………………16
Заключение………………………………………………….. 32
Список литературы…………………………………………. 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)

Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения  могут быть определены с помощью логики и  ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

Наиболее  значительной и знаменитой книгой не только эпического периода, но и всей истории Индии считается «Бхагавадгита, часто называемая просто «Гита». Она  составляет часть шестой книги «Махабхараты». «Бхагавадгита» в переводе означает песнь Бхагавата, т. е. бога Кришны, или божественная песнь. Она была написана примерно в середине I тыс. до н. э. и выразила потребность масс заменить старую религию Упанишад с ее тощими абстракциями и во главе с неопределенным Абсолютом на менее абстрактную и формальную.

«Бхагавадгита»  с ее живым личным богом (Кришной) с успехом выполнила эту задачу и положила начало новому направлению  религиозной мысли —  индуизму. Следует иметь в виду, что философия «Гиты» ни в коем случае не отрицает, как уже было сказано, авторитета Вед, а напротив, испытывает значительное влияние Упанишад. Более того сама философская основа «Гиты» взята именно из Упанишад. Приемлемость  для широких  масс религиозно-философской основы индуизма обусловила тот факт, что к началу новой эры он завоевал решающее влияние в идеологической сфере индийского общества.

Согласно  «Бхагавадгите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью  — пракрити. Первичное, вечное и неизменное бытие — это высший брахман. О смерти печалится не следует, ибо она не есть угасание. Хотя индивидуальная форма человеческого существования может изменяться, но сущность человека и после смерти не уничтожается, то есть атман человека остается неизменным, даже если тело стало прахом. В духе Упанишад «Гита» отождествляет два начала — брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за преходящими объектами мира — брахман. Эти два начала едины и тождественны по своей природе. Главным объектом познания в «Бхагавадгите» является верховный брахман, не имеющий ни начала, ни конца. Познав его, человек становится бессмертным.

По форме  «Гита» представляет собой диалог между  эпическим героем Арджуной и богом Кришной, который сюжетно выступает как возница и наставник Арджуны. Основной смысл книги заключается в том, что Кришна воплощает высшее божественное начало индуизма, а сама книга является его философской основой. В отличие от Упанишад, «Бхагавадгита» обращает больше внимания на нравственные проблемы и отличается эмоциональным характером. Диалог, который ведут Арджуна и бог Кришна, происходит накануне решающего сражения, когда полководца Арджуну охватывает сомнение — вправе ли он убивать своих родственников. Он, таким образом, находится в ситуации, когда должен сделать решающий нравственный выбор. Этот выбор, связанный с уяснением своего места в нравственном мире, и является главным вопросом, который стоит перед героем книги и перед каждым человеком. Основная проблема, которую следует разрешить, основана на осознании глубинного нравственного противоречия между практическим долгом человека и более высокими нравственными требованиями.

Поэтому, в отличие от Упанишад, в «Бхагавадгите» обращается внимание не на внешние, ритуальные факторы достижения нравственного  миропорядка (жертвоприношения), а на внутреннюю нравственную свободу индивида. Для ее обретения недостаточно жертвоприношений, благодаря которым только богатые люди могут снискать себе милость богов. Обретение внутренней свободы достигается отрешением от внешних, чувственных притязаний и соблазнов, на каждом шагу подстерегающих человека. В связи с этим в книге развивается учение о йоге — одном из направлений в индийской  мысли, выработавшем целый  комплекс приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия. Хотя следует иметь в виду, что корни йоги очень древние, а сама йога образует общий элемент большинства  древнеиндийских систем. В «Бхагавадгите» йога как раз и выступает как метод психического воспитания, позволяющий освобождаться и очищаться от всякого рода заблуждений и познать истинную реальность, первичное бытие — брахман, вечный дух, составляющий основу всего сущего.

Главный герой «Гиты» и стремится найти  нравственное оправдание своих действий в самых глубинных основаниях вечного духа — брахмане. Для  достижения брахмана требуется аскетический отказ от всего преходящего, эгоистических  устремлений, чувственных вожделений. Но зато отказ от этого и есть путь обретения подлинной  свободы и достижения абсолютной ценности. Истинное поле битвы Арджуны —  это жизнь его собственной души и необходимо победить то, что мешает ее подлинному развитию. Он и пытается, не поддаваясь соблазнам и подчиняя страсти, завоевать подлинное царство человека —  истинную свободу. Достижение ее — задача не из легких. Она требует аскезы, страдания и самоотречения.

 

 

 

Заключение.

Таким образом, развитие теоретического мышления и  становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они, на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в  условиях родовой общины, всецело  зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека.

Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с  природой.

Развитие  практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности  предвидения, основанной на наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений.

К важнейшим  моментам, влияющим на ход этого  процесса, относится необходимость  объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и, прежде всего  появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

Важнейшей вехой в развитии человеческого  мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Развитие философского мышления в странах Востока не составляло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона – Ближний Восток,  Индия и Китай – представляют самостоятельные, культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философской  традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в  отличие от других регионов мира преобладали  оседлые земледельцы, и развитие социально-экономических отношений  происходило весьма интенсивно. Этому  динамичному развитию соответствовала  и  накопленная  сумма знаний  и опыта.

Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и культуру в целом. Все эти различные сферы человеческой  мыслительной активности выступали в древних ближневосточных цивилизациях как единое целое.

Древнюю и средневековую китайскую философию  нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.        

Список  используемой литературы

 

  1. Восточная философия / Пер. с англ.Ю. Бондарева. - М.: ФЛИР - ПРЕСС, 2000. - 384 с.: ил. - (грандиозный мир).
  2. История китайской философии: пер. с кит. / М.Л. Титаренко. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с.
  3. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. - М.: Логос, 2005. - 432 с.
  4. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д. Розенфельд и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля. - 2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2001. - 728 с.: ил.
  5. 2.     Философия: учебник / под. ред. проф. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.
  6. 3.     Философия: учебник / под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 996. – 512 с.
  7. 4.     Философия: учебник для вузов / под ред. проф. Л. А. Никитич. –
  8. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 1072 с.

1 Хараппская цивилизация - археологическая культура бронзового века (середина III - первая половина II тысячелетия до н. э.) в Индии и Пакистане. Названа по находкам в Хараппе: руины городов, крепостей, морских портов.

2 Зороастризм - древнеиранская религия, названная по имени пророка и религиозного реформатора Зороастра, жившего в период около X-VII вв. до н. э.

3 Начиная с XVI в. за владычество над Индией кроме англичан боролись португальцы, голландцы и французы.

4 См.: Гегель. Энциклопедия философских наук.Т. 3.М., 1977.С. 63.

 


Информация о работе Философия Древнего Востока