Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:27, контрольная работа
Целью моей работы стал анализ философии Древнего Востока и попытка перефразировать основные мысли школ государств Востока.
Введение………………………………………………………………………………………..…..4
1 Социокультурные предпосылки возникновения философии Древнего Востока………………………………………………………………………………………………62
Основные школы древнекитайской философии………………………………………………..8
3 Специфика и основные этапы развития древнекитайской философии……………………...15
Заключение………………………………………………………………………………………...19
Проблемный вопрос:
-Что такое «Дао» и почему до настоящего времени идет спор о нём? ......................................21
Список литературы………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра философии, истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия»
На тему: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Гомель 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Социокультурные предпосылки
возникновения философии Древнего
Востока……………………………………………………………
3 Специфика и основные этапы
развития древнекитайской
Заключение…………………………………………………
Проблемный вопрос:
-Что такое «Дао» и почему
до настоящего времени идет
спор о нём? ..............................
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.
Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.
Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском, китайском и греческом типах философии. Традиционно в истории философии древнеиндийская и древнекитайская философия объединяются как философия Древнего Востока, чему и будет посвящена данная контрольная работа.
Целью моей работы стал анализ философии Древнего Востока и попытка перефразировать основные мысли школ государств Востока.
Объект исследования - специфика и основные школы философии Древнего Китая и Древней Индии.
В использованной мной
литературе хорошо изложен
1 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
Размытость границ
между философским и религиозным дискурсами.
Ярко выраженный иррационализм.
Приоритет онтологической проблематики над гносеологической. Интровертность мышления.
Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
Классическую форму
Причины своеобразия восточной культуры:
Климат и география.
Традиционализм культуры.
Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.
Особенности антропологии и психологии людей Востока.
Особенности восточного мышления
Оно более интровертно, чем западное мышление.
Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.
Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.
Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.
Религия и философия в Древней Индии
Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:
Жесткая кастовая социальная структура.
Интеллектуальная и
Интровертный характер религиозности
Приоритет иррационального над рациональным.
Цивилизация древней Индии сложилась
в результате синтеза культуры местных
народов и культуры пришельцев с
Севера - ариев. Именно арийская экспансия
сыграла выдающуюся роль в становлении
философии и религии в Индии.[]
Таким образом,
Древней Индии, как и в Китае, была слабо
развита мифология. Это объясняется климатическими
условиями территории становления древневосточных
государств и «азиатским» способом производства.
У них не оставалось времени думать о великом
(герои), у них были практические проблемы,
вопросы, которые они решали, прибегая
к религии. Именно поэтому философия Древнего
Востока была тесно связана с религией,
а иногда и перевоплощалась в нее. В отличие
от эллинской философии (Рим, Греция), философы
не останавливались на размышлении о божественном
происхождении всего сущего, а пытались
объяснить материю и духовность, мысль
и слово.
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
Веданта принадлежит к числу наиболее
философски насыщенных учений. Главный
труд этой системы - Веданта-сутра - появился
во II веке до нашей эры, а свою известность
она приобрела лишь в VII веке нашей эры,
в работах и комментариях Шанкары. В центре
внимания Веданты - Брахман (Тот), являющийся
источником всего фундаментального мира.
Он один, неделим, абсолютен. Ему тождественен
Атман - искра Брахмана в единичной душе.
В отличии от санкхьи, веданта не признает
дуализма мира. Брахман - единственная
реальность. Материальная вселенная вторична
и является результатом действия Майи
- эманации Брахмана. Майя имеет смысл
и силу лишь благодаря Брахману, она не
самостоятельна. Чтобы слиться с Брахманом,
стремящийся к этому должен нравственно
очиститься, отказаться от желаний и страстей.
Познав свой Атман, человек достигает
покоя. Наиболее полно его внутреннее
"Я" отожествляется с Брахманом во
время глубокого сна. Система веданты
сыграла большую роль в истории индийской
философии.
Хотя брахманизм и его конкретизации в
форме санкхьи, йоги и веданты были достаточно
авторитетными учениями, они были связаны
с определенной социальной группой: сословное
разделение индийского общества затрудняло
распространение этих учений в среде народа.
Этому препятствовала также и их сложность.
Брахманы не считали нужным посвящать
в суть своих учений другие слои. Но потребность
в мировоззрении неотделима от человеческой
природы и поэтому представители небрахманских
каст стали активно интересоваться вопросами
мироздания, жизни и смерти, перерождения
и перевоплощения. Появляются оппозиционные
брахманизму системы, главными из которых
были джайнизм и буддизм. [2,с.62]
Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Родившись в семье кшатрия, он в раннем возрасте ушёл из дома, много путешествовал, был отшельником, пока не прозрел. После этого он стал проповедником. Как и все индийские системы, джайнизм учит, что дух, душа человека несравненно выше его материальной оболочки. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы. Джайнизм предлагает следующий путь избавления от кармы и достижения мокши:
Нужна убеждённость, вера в истинность исповедуемой доктрины.
Необходимо совершенное познание, проникновение в суть доктрины джайнизма.
Необходима праведная жизнь.
Наиболее сложной и трубной частью является третья: праведная жизнь. Она включает в себя пять основных обетов:
1. Не причинять вреда живому (ахимса).
2. Не красть (астья).
3. Не прелюбодействовать (брахмачарья).
4. Не стяжать (апаригракха).
5. Быть искренним и благочестивым в речах (сатья).
К этим пяти основным обетам добавились и другие, сделавшие, в конечном итоге, жизнь джайнов очень аскетичной. Их можно сравнить с христианскими протестантами: они трудолюбивы, скромны в потребностях, неуклонно следуют принципу ахимсы и из-за этого даже не занимаются сельских хозяйством. При нынешней численности в 3 миллиона человек, владеют 5% национального капитала в Индии.[2, с.64]
Буддизм. Буддизм является великой религией и философией Востока и по значению стоит несопоставимо выше джайнизма. Но возник он так же как и джайнизм, в противовес засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку.
Появление буддизма окутано мистической тайной, но исследователи полагают, что существовала реальная историческая личность - Гаутама Шакьямуни, который и положил начало этой религии.
Согласно легенде Сиддхартха Гаутама родился в VI веке до нашей эры в семье князя из племени шакья. Его матери перед родами приснился сон, будто ей в бок вошёл белый слон. Мальчик, названный Сиддхартхой, родился через кесарево сечение, что является косвенным подтверждением этого сна. Дожив до юношеского возраста, он не знал никаких забот и проблем до тех пор, пока, не поехав на прогулку, не столкнулся с четырьмя событиями, круто изменившими его жизнь. Он увидел покрытого язвами изнеможённого больного, затем согбенного старика, потом похоронную процессию и, наконец, - углублённого в раздумья аскета. Эти четыре встречи, как повествует легенда, настолько потрясли юношу, что он ушёл из дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, он стремился искупить вину предыдущей праздной жизни. Так прошло 7 лет. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь размышлениям, Сиддхартха внезапно "прозрел": ему открылись четыре священные истины жизни:
Страдания правят миром.
Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.
Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.
Существует путь, посредством которого можно избавиться от страданий и достичь нирваны.
Познав эти четыре истины, Гаутама стал Буддой. Ещё несколько дней после этого он сидел под деревом, будучи не в силах сдвинуться с места. Всё это время его искушал злой дух Мара, предлагая ему не проповедовать своё учение, а сразу погрузиться в нирвану. Но Будда устоял. Он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками и прочёл им первую проповедь, излагающую основные идеи новой религии.
Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало). И пуруша и пракрити – эманация. Того, Единого. Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. Пракрити лишена сознания, это просто неисчерпаемая творческая энергия. Воздействие пуруши на пракрити сравнивают с воздействием магнита на металл: духовное начало придает материи форму и духовную субстанцию. Взаимодействие пуруши и пракрити является причиной возникновения всего феноменального мира: 25-ти элементов, сущностей. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. Цель её - помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары и кармы, покинуть тело, в которое оно заключена, и обрести состояние блаженства (мокши). Чтобы сделать это, необходимо отделить пурушу от материи, с которой она слита. [6]
Санса́ра — круговорот рождения и смерти, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».Сансара — одно из центральных понятий в — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. В этих религиозных традициях существуют определённые различия в терминологии, используемой по отношению к понятию сансары, и в интерпретации процесса сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого нужно выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность.В буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.[6]