Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы стал анализ философии Древнего Востока и попытка перефразировать основные мысли школ государств Востока.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..…..4
1 Социокультурные предпосылки возникновения философии Древнего Востока………………………………………………………………………………………………62
Основные школы древнекитайской философии………………………………………………..8
3 Специфика и основные этапы развития древнекитайской философии……………………...15
Заключение………………………………………………………………………………………...19
Проблемный вопрос:
-Что такое «Дао» и почему до настоящего времени идет спор о нём? ......................................21
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА .doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Даосизм. Рационализм и формализм конфуцианства и легизма не всем были по нраву в Китае. Низы китайского общества, жившие в интимной близости с природой, нуждались в отдушине от чрезмерности рациональных постулатов конфуцианства. Роль этой отдушины сыграл даосизм. Он возник в чжоуском Китае одновременно с учением Конфуция в качестве самостоятельной философской системы. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-Цзы. Легенды повествуют о его чудесном рождении: мать вынашивала его несколько десятков лет и он родился с седыми волосами. Его имя переводится как "старик". Основы даосизма содержаться в труде Лао-Цзы: " Дао дэ цзин".

Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы.

Подобно философии  других народов, древнекитайская философия  зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Связь философии с мифологией имела здесь некоторые особенности. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о первопредке, о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Такие культурные памятники, как «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), содержат большое количество ссылок на древние мифы. Причем китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становлением мира и его закономерности, взаимосвязь с человеком. [5,с.136]

Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия малосистемна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплощение в развитии основных философских школ.

 Дао - путь постижения законов природы, её закономерностей.Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как первопричина и источник творения. В этом смысле Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. О Дао говорится как о «начале и материи десяти тысяч вещей», то есть сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего непрерывный ряд заурядных, ограниченных по своей сущности вещей. Часто Дао сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью, капля за каплей разрушающей камень. Следовать Дао значит естественно и без сопротивления отдаваться потоку реки жизни.[4,с.41]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока – в Индии и Китае и особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире. В древнем Китае, и Индии, первые философские воззрения зарождаются в тесной связи с мифологическими воззрениями людей. Это нашло своё выражение особенно в том, что человек ещё слабо представлял себе различие между собой и природой, между индивидом и коллективом.

Философские взгляды древних первоначально  носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих своё начало от наивного реализма первобытных людей. В эпоху рабовладельческого строя, в процессе дальнейшего развития общественной жизни, обострения борьбы классов и социальных групп, появление ростков научных знаний, в странах древнего Востока происходило формирование материалистических философских учений и систем, складывающихся в борьбе с идеализмом

             Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в

глубокой древности. В Древней Индии еще на ранних этапах очень высокого развития достигла философия. При этом правильный в целом подход к миру в них был скорее результатом непосредственного созерцания природы, нежели глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед: Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.),. Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака.

         Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, даосизма .

     Таким образом, философские системы Китая и Индии внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, по-особому передав различные взгляды выдающихся мыслителей прошлого. Многочисленные направления китайской философской мысли привнесли особенный восточный колорит в мировую философию, как науку, позволив человечеству еще на шаг приблизиться к пониманию вечных вопросов бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

    

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

ЧТО ТАКОЕ «ДАО» И  ПОЧЕМУ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ИДЁТ СПОР О НЁМ?

(Дао (“путь”, “подход”, “график”, “функция”, “метод”,  “закономерность”, “принцип”, “класс”, “учение”, “теория”,  “правда”,  “мораль”,  “абсолют”)  — одна из важнейших категорий китайской  философии. Понятие дао  в истории китайской мысли является наиболее универсальным и всеобъемлющим.  Являясь идейным стержнем не только   всей  натурфилософии  и онтологии, но во многом социологии,   этики,   медицины,   астрологии,  это понятие по  праву  можно  назвать   квинтэссенцией  философии  традиционного Китая.  Дао  как  изначальная  верховная  всеобщность,   как  великий  закон природы и первопричина  всего  сущего,  как высшая   абсолютная  реальность, из гигантского пути-потока которой рождается  феноменальный  мир,  чтобы,  в конце концов, уйти туда же и затем появиться вновь, но уже  обновленным,  на протяжении тысячелетий  воспринималось   в   Китае  в  качестве  генеральной нормы бытия. Дао   как  фундаментальная категория китайской философии принималась везде и  всегда  всеми  школами  и направлениями.  

Дао означает Путь постижения законов природы, её закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как первопричина и источник творения. В этом смысле Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип.

Дао не есть бытие или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао универсально. Всепроникающе и не поддаётся разрушению. С точки зрения метафизики Дао невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете, порождает всё сущее, и в то же время, является конечной целью любого проявления. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию – состояние покоя. Соответственно, 
Дао является основой любого процесса, само по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. Дао не есть нечто, подвластное интеллектуальному осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному выражению.

Мир даосизма —  это мир ненастоящий, вечно убегающий, символический, но именно благодаря этому он опосредует собой полноту истины. Даосское знание распластывает саму природу, диффузирует её до абсолютного ничто, до “расплывчато-туманного” и “туманно-неопределенного”, до сплошной темноты и одновременно “слепящего сияния” Дао. И в этой символической перспективе, казалось бы, вот-вот должно проступить “бытие истины”, нечто доподлинное, единственно верное в жизни культуры. Но нет — каждый раз конечное и абсолютное оказываются не то что невысказанными, но даже не намеченными абрисом, остаются где-то “за кадром” — за словом и даже за мыслью. И благодаря этому древняя китайская религия несет в себе универсальные ценности, не зависящие от времени и пространства, ибо величественной мистерии человеческого духа суждено длиться вечно...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Варга Домокаш. Древний Восток. Будапешт,1985

2 Древнеиндийская философия. М.,1972.

3 История китайской философии. М.. 1989.

4 Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие. — М.: Саттва, 1993

5 Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1989.

6 http: // filosof. Historic. ru

7 http: // wikipedia. org . ru

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия Древнего Востока