Философия. Ее роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?
Казалось бы, по сущностным и формальным признакам тут все ясно. Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук; философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями. И тем не менее проблема «философия и наука» остается.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

Философия. Ее роль в жизни  общества

Философия.

Ее роль в жизни  общества

А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук, профессор

Философия и наука

В Древней Элладе философию  считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?

Казалось бы, по сущностным и формальным признакам тут все ясно. Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук; философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями. И тем не менее проблема «философия и наука» остается.

Представляется, что в  строгом смысле слова философия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась и не является наукой. Это касается прежде всего таких основных атрибутов философии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория и метод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любых наук (их в XX в. насчитывались сотни): естественных, общественных или технических.

Даже самая высокоразвитая наука (например, современная физика), обладающая мощнейшим теоретическим потенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки (физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи даже фундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет — конкретная область действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этому могут быть охарактеризованы собственная теория данной науки и присущий ей метод исследований части природы, общества или особенностей человека, его жизнедеятельности.

Философия по самой своей  природе не знает подобных ограничений. Поставить философию в один ряд даже с фундаментальными науками (не говоря уже о множестве специальных и прикладных) означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческого знания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan — все и logos —- понятие, мысль, разум). Она не включает все сведения, добытые понятийным мышлением; не аккумулирует все достижения человеческой мысли; не обнимает собой всю разумную деятельность. Однако вне философии Логос проявить себя не в состоянии. Иначе люди лишились бы по крайней мере осознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живут и в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования.

Однако соотношение философии  и науки отнюдь не сводится к формальному  установлению их различий. У них  много общего, нельзя возводить между  ними своего рода «китайскую стену»: общее  и особенное тесно переплетаются между собой, дополняя и одновременно отрицая друг друга.

Действительно, общее у  философии и науки — изучение законов, хотя и неодинаковых по своей общности, объекту и предметности. Философия, как и наука, обладает категориальным и понятийным аппаратом с присущими ему характерными особенностями. Их объединяет также общее стремление к постижению истины, однако при этом в философии содержится не только знание, полученное в результате познания действительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нравственная) оценка знаний. Существенно различаются также способы, средства, методы философской, и научной верификации (лат. verus — истинный и facere — делать), т. е. проверки истинности теоретических положений, установления их достоверности опытным путем с помощью определенных критериев.

Философия, как и наука, является одной из форм общественного  сознания. Она использует рациональный; способ познания мира, следует общим  принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное  академическое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с искусством.

Как обобщенный и систематизированный  теоретический аналог действительности философия подобно науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом общенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями (институты, отделы, кафедры, лаборатории), средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его  ведущий исторический тип, в то время  как науки, вместе взятые, участвуют  в данном процессе. Следовательно, и  здесь проявляется как общее, так и особенное в природе  философии и науки. То же относится  к их другим характеристикам. Так, история философии и науки — бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но наука в большей степени исторически детерминирована (лат. determinare — определять), нередко ситуативна и прогрессирует, по преимуществу, линейно. А философия, познавая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты.

Процесс познания действительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью, В философии же противоречие — одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus — относительный) — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу (европейская философия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным странам.

Таким образом, философию  и науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы недальновидным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука — «сама себе философия». Ошибочно также принижать роль науки, возвеличивать философское знание в ущерб научному. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формы познания действительности.

 

Философия и культура

Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.). Само же это слово латинского происхождения (cultura — возделывание. обработка), имевшее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий  взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанционально (по своей сущности) — детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей — подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится  в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что  в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характере (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества;

качественной оценке и  степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями, — производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества...»1

Итог развития человека, его  материальной (производственно-экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Она итожится двояко: результатом ее выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и незримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности,

Философия, используя аксиологический (гр. axia — ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития,

Это значит, что в философии  человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития — бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

 

Культура в концентрированном  виде воплощает в себе Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 46, ч. 1, с. 386.

 

Выработанная в философии  и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это — бесценный источник прогресса социума и человека, причем прогресса нелинейного и небезусловного. Культура — наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции (лат. existentia — существование), будучи несводима к частностям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет  широкая проблематика культуры, включая  определение системы ее норм и  ценностей, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения: ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

 

Функции философии

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) понимают внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений. Указать на функции философии — значит определить ее место и роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция  философии занимает центральное  положение в ряду других. Обусловлено  это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Особенностью убеждений, основанных на философском мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, последние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темперамент и др.) и чувствами (в том числе религиозными, назональными). Тем самым отношение людей к окружающему миру формируется не только сциентистски (лат. -cientia — знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззренческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

Поскольку у людей знания и страсти разные, то и мировоззренческие взгляды и убеждения приобретают в обществе неодинаковую направленность. Так, сталкиваются в своем противоборстве «правые» и «левые», альтруисты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. Мировоззренческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идейному плюрализму (лат. pluralis — множественный), многопартийности, многоконфессиональности и пр.

Информация о работе Философия. Ее роль в жизни общества