Философия. Ее роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?
Казалось бы, по сущностным и формальным признакам тут все ясно. Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук; философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями. И тем не менее проблема «философия и наука» остается.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

Следовательно, мировоззренческая  функция философии несет с собой огромный потенциал рациональности, она отличается неангажированным широким и многосторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку самостоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo — верю, верую) и следовать ему в своем социальном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция  философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Ее область — отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и ее критерии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном процессе, данная функция философии определяется как теоретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское течение исходят из принципиальной непознаваемости мыслящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объективного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человеческой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестественного божественного разумения и проникновения. Половинчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

Мировоззренческая установка  на возможность познания человеком не только явлений, но и их сущности выводит гносеологию на совершенно иной уровень, когда выясняются субъективно-объективные отношения в процессе познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей подтверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

Одна из актуальных теоретико-познавательных проблем состоит в достижении оптимального сочетания возможностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и общественных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, благодаря чему знание о мире становится богаче, адекватнее отражает его реальности.

Данная философская функция  реализуется двумя путями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к  познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция  философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит  двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учетом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Кроме того, необходимо иметь  в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы познания, а философия — всеобщий метод. Последний обусловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными знаниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного знания, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем самым философия выполняет функцию методологии — учения о методах, с помощью которых наука применяет общие императивы философских законов и категорий и собственные требования к познанию действительности.

Область философской методологии  — творческая лаборатория, где результаты познания заранее не предопределены. Они зависят от многих объективных и субъективных факторов: насколько диалектические методы познания превалируют над метафизикой, в какой мере используются в познавательной деятельности общие и специальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы освоения мира, применяемые в искусстве, эзотерии (гр. esoterikos -— внутренний), религии и др.

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она оперирует ценностями, которые присущи явлениям объективного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью общественной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их антиподы, антиценности — зло, корысть, бесчестие и др.

В философской теории ценностей  — аксиологии — последние занимают разное место. Для субъекта (индивид, группа людей, общество') ценности выступают как объект его потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального, общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нормы, нравственные регулятивы, эстетические стороны действительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы.

Данные оценки преимущественным образом связаны с утилитарными, прагматичными потребностями людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно  к странам, эпохам. Ценностное отношение  людей формируется на основе общих представлений о мире, свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти представления приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер.

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образовательные (педагогические) аспекты. От того, каким ценностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени зависит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский историк академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».

Относительно самостоятельным  смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разумеется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-материалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства.

Интегрирующая функция философии  заключается в ее имманентной  способности объединять, синтезировать  знания, добытые частными науками  в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, подробностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащаются преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания социальных и политических отношений и процессов. Привнесение в их анализ достижений философского синтеза позволяет более глубоко и всесторонне исследовать действие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъективного, формационных и общецивилизационных факторов и др.

Таковы основные функции  философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоценимая роль в изучении и развитии общества и самого человека, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, познанием и преобразованием действительности.

   

 

 

Функции философии и её роль в жизни общества

Контрольная работа

Выполнил студент гр. ГПт-54 Зорин В.В.

Кузбасский Государственный  Технический Университет

Междуреченск 2005

Введение

Многие проблемы, которые  рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает  задолго до философии на 50 - 90 тысяч  лет. Это проблемы мира, его происхождения  и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время  давались лишь на основе образного  мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки  ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого  познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских  систем. Само появление философии  свидетельствовало о том, что  человечество перешло к новой  стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому  человек разумный начинается именно с возникновения философии. И  разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.

Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые  в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.

Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных  наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее  время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого  познания исследуются многими конкретными  науками. И поэтому не случайно возникает  вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается  конкретными науками. И некоторые  философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И  нужна ли философия в настоящее  время, когда знания дают конкретные науки?

Но, тем не менее, за время  существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и  её изучают. Как изучали и развивали  ее в древней Греции, как изучали  ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени  и современности. Уже из этого  видно, что длительное время многие поколения людей считали философию  чем-то весьма важным для образованного  человека. И определение смысла философии  возможно лишь на пути рассмотрения самой  философии и определения той  роли, какую она играет в жизни  человека.

1. Философия как особая  форма духовной жизни

Важной стороной в философии  является развития общества и его  духовная жизнь. Духовная жизнь может  быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший  морально-психологический климат. В  других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая  бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни  общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести  духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих  духовных ценностей, равно как и  сами духовные ценности, а также  духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует  отнести также духовное потребление  как потребление духовных ценностей  и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни  общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают  определенные мысли и чувства  людей, их образы и представления  о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают  определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных  принципах и нормах поведения, произведениях  народного и профессионального  искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид  и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут  выступать те или иные взгляды  людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное  и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и  возникающий при этом морально-психологический  климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном  общении и в обществе в целом.

Информация о работе Философия. Ее роль в жизни общества