Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:23, реферат
В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?
Казалось бы, по сущностным и формальным признакам тут все ясно. Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук; философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями. И тем не менее проблема «философия и наука» остается.
Следовательно, мировоззренческая функция философии несет с собой огромный потенциал рациональности, она отличается неангажированным широким и многосторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку самостоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo — верю, верую) и следовать ему в своем социальном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.
Гносеологическая функция философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Ее область — отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и ее критерии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном процессе, данная функция философии определяется как теоретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?
Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское течение исходят из принципиальной непознаваемости мыслящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объективного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человеческой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестественного божественного разумения и проникновения. Половинчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.
Мировоззренческая установка на возможность познания человеком не только явлений, но и их сущности выводит гносеологию на совершенно иной уровень, когда выясняются субъективно-объективные отношения в процессе познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей подтверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.
Одна из актуальных теоретико-познавательных проблем состоит в достижении оптимального сочетания возможностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и общественных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, благодаря чему знание о мире становится богаче, адекватнее отражает его реальности.
Данная философская функция реализуется двумя путями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».
Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и квалифицированной оценке.
Методологическая функция философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.
Природа метода познания носит двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учетом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы познания, а философия — всеобщий метод. Последний обусловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными знаниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного знания, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем самым философия выполняет функцию методологии — учения о методах, с помощью которых наука применяет общие императивы философских законов и категорий и собственные требования к познанию действительности.
Область философской методологии — творческая лаборатория, где результаты познания заранее не предопределены. Они зависят от многих объективных и субъективных факторов: насколько диалектические методы познания превалируют над метафизикой, в какой мере используются в познавательной деятельности общие и специальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы освоения мира, применяемые в искусстве, эзотерии (гр. esoterikos -— внутренний), религии и др.
Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она оперирует ценностями, которые присущи явлениям объективного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью общественной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их антиподы, антиценности — зло, корысть, бесчестие и др.
В философской теории ценностей — аксиологии — последние занимают разное место. Для субъекта (индивид, группа людей, общество') ценности выступают как объект его потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального, общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нормы, нравственные регулятивы, эстетические стороны действительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы.
Данные оценки преимущественным
образом связаны с
Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образовательные (педагогические) аспекты. От того, каким ценностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени зависит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский историк академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».
Относительно самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разумеется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-материалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства.
Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, подробностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащаются преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания социальных и политических отношений и процессов. Привнесение в их анализ достижений философского синтеза позволяет более глубоко и всесторонне исследовать действие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъективного, формационных и общецивилизационных факторов и др.
Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоценимая роль в изучении и развитии общества и самого человека, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, познанием и преобразованием действительности.
Контрольная работа
Выполнил студент гр. ГПт-54 Зорин В.В.
Кузбасский Государственный Технический Университет
Междуреченск 2005
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.
Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.
Первые философы пытались
обобщать все знания, которые существовали
в их время, все достижения культуры
и предпринимали попытки
Но, тем не менее, за время
существования философии (более 3,5 тысячи
лет) люди к ней стремятся и
её изучают. Как изучали и развивали
ее в древней Греции, как изучали
ее в школах и университетах Средневековья,
эпохи Возрождения, Нового времени
и современности. Уже из этого
видно, что длительное время многие
поколения людей считали
1. Философия как особая форма духовной жизни
Важной стороной в философии
является развития общества и его
духовная жизнь. Духовная жизнь может
быть наполнена богатым содержанием,
что создает благоприятную
Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.
К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.
Основу духовной жизни
общества составляет духовная деятельность.
Ее можно рассматривать как
Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.