Философия: её место в культуре и роль в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени.
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Понятие мировоззрения……………………………………….…..
2. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия) ..………………………………………………..……..
3. Особенности философского мировоззрении ………………..….
4. Основные разделы и функции философии, ее роль в обществе ……………………………………………………………………..
5. Практические задания …………………………………………
5.1. Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? Что необходимо, чтобы сделать мировоззрение философским? ………………………………………………
5.2. Можно ли в демократическом обществе существовать одно мировоззрение для всех граждан? …………………..
5.3. Возможны ли в случаях самоубийств мировоззренческие проблемы? …………………………………………………..
5.4. Чем объясняется совмещение в одном лице философа и ученого? Приведите примеры такого совпадения………..
5.5. Как вы понимаете следующее суждение: «Философия – это самопознание исторически определенной эпохи»……
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Контрольная по ФИЛОСОФИИ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

Слободской  государственный колледж

педагогики  и социальных отношений

 

 

 

 

 

Домашняя  контрольная работа

 

по  дисциплине           Основы философии

студента/ки/ заочного отделения учеб. группы     ВЗ - 16

Специальности 050144 «Дошкольное образование»

Форма обучения          (заочная)

Ф.И.О. Сморкаловой Ирины Олеговны

 

 

 

 

Преподаватель: Харин В.Н.

Домашний  адрес: 610051 Кировская область, г. Киров, мкр. Лянгасово, ул. Спортивная д.5 кв. 129

 

 

 

 

г.Киров, 2013

Тема: «Философия: её место в культуре и роль в жизни человека и общества»

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

  1. Понятие мировоззрения……………………………………….…..

5

  1. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия) ..………………………………………………..……..

11

  1. Особенности философского мировоззрении ………………..….

22

  1. Основные разделы и функции философии, ее роль в обществе ……………………………………………………………………..

 

27

  1. Практические задания …………………………………………

31

    1. Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? Что необходимо, чтобы сделать мировоззрение философским? ………………………………………………

 

 

 

31

    1. Можно ли в демократическом обществе существовать одно мировоззрение для всех граждан? …………………..

 

32

    1. Возможны ли в случаях самоубийств мировоззренческие проблемы? …………………………………………………..

 

32

    1. Чем объясняется совмещение в одном лице философа и ученого? Приведите примеры такого совпадения………..

 

33

    1. Как вы понимаете следующее суждение: «Философия – это самопознание исторически определенной эпохи»……

 

34

Заключение  …………………………………………………………………..

35

Список литературы…………………………………………………………..

36


 

 

 

 

 

Введение

Философия, если восстановить исходную этимологию этого  слова, есть "любовь к софии", что  часто и весьма приблизительно переводится  как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда  она была, по существу, тождественна всей культуре того времени.

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира.

Само название «философия», согласно преданиям, употребил  впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей  называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.

Первые философы пытались обобщать все знания, которые  существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки  ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали  достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки?

Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся  и её изучают. Как изучали и  развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие мировоззрения

Для того чтобы  изучать философию осмысленно, необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины? Вот круг вопросов, которые рассматриваются в данной главе.

Человек рождается  дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно «приспосабливая» его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе «карту-схему» действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.

Термин «мировоззрение»  появился лишь в конце XVIII века как  перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение  началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители  ставили вопрос об источнике мировоззренческих  знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно  была сформулирована  в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

В современной  литературе мировоззрение рассматривается как «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

В мировоззрении  аккумулируются самые разнообразные  знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек – мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический, аксиологический и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое  или праксеологическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим  является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение человека к  миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Таким образом, в мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений «человек – мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях «человек – мир» и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

По своей  природе духовное и практическое – это два неразрывных момента  человеческого бытия. С одной  стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

Итак, мировоззрение  как отражение человеческого  бытия в мире является формой общественного  самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия  – это деятельность. В рассмотренных  четырех аспектах мировоззрения  раскрывается его структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения «человек – мир». Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Зачастую в  философской литературе обыденное  мировоззрение называется мироощущением, которое определяется как переживание  человеком реальности и своего бытия  в ней, а теоретическое – как  миропонимание. На этом уровне отражения  создается концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью.

Теоретически  оформленное мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов  развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое отношение, как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально-историческим пластам и историческим типам культуры.

Информация о работе Философия: её место в культуре и роль в жизни человека и общества