Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:28, контрольная работа
Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени.
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира.
Введение………………………………………………………………………
1. Понятие мировоззрения……………………………………….…..
2. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия) ..………………………………………………..……..
3. Особенности философского мировоззрении ………………..….
4. Основные разделы и функции философии, ее роль в обществе ……………………………………………………………………..
5. Практические задания …………………………………………
5.1. Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? Что необходимо, чтобы сделать мировоззрение философским? ………………………………………………
5.2. Можно ли в демократическом обществе существовать одно мировоззрение для всех граждан? …………………..
5.3. Возможны ли в случаях самоубийств мировоззренческие проблемы? …………………………………………………..
5.4. Чем объясняется совмещение в одном лице философа и ученого? Приведите примеры такого совпадения………..
5.5. Как вы понимаете следующее суждение: «Философия – это самопознание исторически определенной эпохи»……
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.
Таким образом,
философия не только дает единое понимание
происходящих в мире явлений, но и
разрабатывает общий метод
Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.
Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.
Изучение философии
- необходимое условие
Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».
Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ | ||||
№ |
Суть основного вопроса или проблемы |
Философское течение (школа) |
Представители |
Эпоха |
1. |
Как избавиться от страданий, присущих земному бытию? |
Буддизм |
Гаутама Будда и др. |
Древнейший мир -Новейшее время |
2. |
Как избавиться от сансары (круговорот перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах? |
Ортодоксальная индийская философия |
Капила, Патанджали, Вьяса, Канада, Шанкара и др. |
Древний мир – Новейшее время |
3. |
Познание Дао и достижение бессмертия |
Даосизм |
Лао-Цзы и др. |
Древний мир - Новейшее время |
4. |
Что есть Бог? Спасение души |
Христианская философия |
Августин, Ориген, Василий великий, Фома Аквинский |
Средние века |
5. |
Воссоединение с Богом |
Суфизм |
Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди и др. |
Средние века - Новейшее время |
6. |
Трансмутация сущности человека и достижения духовного бессмертия |
Оккультная философия |
Альберт великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме и др. |
Средние века и Возрождение |
7. |
Каков истинный метод научного и философского познания? |
Эмпиризм, рационализм |
Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. |
Новое время |
8. |
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? |
Дуализм, рационализм |
Кант |
Новое время |
9. |
Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития |
Объективный идеализм, рационализм |
Гегель |
Новое время |
10. |
Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» формулирует основной вопрос таким образом: «Великий основной вопрос всей, в особенности Новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» |
Марксизм |
Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов |
Новейшее время |
11. |
Что есть истинное научное познание? |
Неопозитивизм |
Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др. |
Новейшее время |
12. |
Проблема языка |
Лингвистическая философия |
Витгенштейн, Хайдеггер и др. |
Новейшее время |
13. |
Проблема человека |
Экзистенциализм |
Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др. |
Новейшее время |
14. |
Почему есть нечто, а не ничто? |
Экзистенциализм |
Хайдеггер |
Новейшее время |
Проблема соотношения мышления и бытия является сердцевиной философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют осмыслить предмет и структуру философии.
Что же представляет собой предмет философии самой по себе, без сравнения ее с наукой, искусством, политикой? Он исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.
Как было уже сказано, зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов.
Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между отдельными областями зародившегося знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и направления. Формировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика.
Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII – XVIII веков процесс размежевания между философией и специальными науками совершается несколько ускоренными темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет.
В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку.
Философия - это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны - предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.
Философские проблемы,
непосредственно связанные с
коренными вопросами
Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.
Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру, которую можно представить следующим образом:
Философские науки |
Предмет изучения |
Подфункции |
Аспект основного вопроса философии | |
Онтология |
Объективная реальность |
Онтологическая |
Как возможен человек с его сознанием в этом мире? | |
Социальная философия |
Субъект (общество) |
Социологическая |
Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие? | |
Философская антропология |
Субъект (человек) |
Гуманитарная |
Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества? | |
Гносеология |
Познавательное отношение |
Гносеологическая |
Как возможно адекватное познание? | |
Праксеология |
Преобразование |
Праксеологическая |
Как возможно эффективное преобразование мира? | |
Этика |
Общение |
Этическая |
Как возможно нравственное общение? | |
Аксиология |
Ценностно-ориентационная деятельность |
Аксиологическая |
Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека? | |
Эстетика |
Эстетическое освоение |
Эстетическая |
Как возможна деятельность по законам красоты? |
В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.
Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.
Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. «До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод». Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.
Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией, конкретно-историческое содержание, которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.
Мировоззрение - обобщенное понятие, подразумевающее любую систему взглядов и вытекающей из ней системы ценностей. Мировоззрение делят на разные уровни, например религиозное, художественное, обыденное, философское. Философское мировоззрение характеризуется гносеологическим фундаментом (т. е формируется через познание). Критицизм, идеологическая целостность, пластичность взглядов (т.е. их непрерывное измерение и соотношение с действительностью), устремленность к фундаментальным вопросам человеческого существования (человек, бытие, бытие и человек,) - вот характерные черты философского мировоззрения. Всякая философия, таким образом, является мировоззрением. Но не любое мировоззрение есть философия (если использовать научное понимание термина философия; между тем на обыденном уровне слово философия употребляется именно как мировоззрение вообще: "жизненная философия", "философия картины").
Информация о работе Философия: её место в культуре и роль в жизни человека и общества