Философия Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

Философия Фридриха Ницше уже выдающаяся только лишь потому, что ее невозможно поместить в логически организованную систему: страсть к упорядочиванию Ницше считал основным недостатком искренности. Его изыскания охватывают различные вопросы, в том числе философские, этические, религиозные. Ницше противопоставлял свою философию той, которую мы привыкли называть классической, и тем самым провоцировал переоценку ценностей современного ему общества, ставя под сомнение всевозможные завуалированные религией предрассудки чистого разума.

Содержание работы

Введение 3
1. Фридрих Ницше и его философия. 5
2. Воля и разум в философии Ф.Ницше. 10
3. Сверхчеловек и «переоценка ценностей». 13
Заключение 18
Список использованной литературы. 19

Файлы: 1 файл

Ницше.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Фeдepaльнoe гoсyдapствeннoe бюджeтнoe oбpaзoвaтeльнoe yчpeждeниe

высшeгo пpoфeссиoнaльнoгo oбpaзoвaния

"Сaнкт-Пeтepбypгский гoсyдapствeнный yнивepситeт экoнoмики и финaнсoв"

 

 

Кaфeдpa филoсoфии

 

 

 

 

 

 

Peфepaт нa тeмy:

«Философия Фридриха Ницше».

 

 

 

 

 

Выпoлнил: студент группы

факультета

днeвной фopмa oбyчeния

 

 

 

Пpoвepил:                                 ,

 

 

 

г. Сaнкт-Пeтepбypг

2012 гoд

Oглaвлeниe

 

 

Введение 3

 

1. Фридрих  Ницше и его философия. 5

2. Воля и  разум в философии Ф.Ницше. 10

3. Сверхчеловек  и «переоценка ценностей». 13

 

Заключение 18

 

Список использованной литературы. 19

 

 

Введение

 

 

25 августа 1900 года, в базельской  психиартической больнице, одиннадцать  лет спустя написания своего  последнего произведения, скончался  Фридрих Ницше...

Философия Фридриха Ницше  уже выдающаяся только лишь потому, что ее невозможно поместить в  логически организованную систему: страсть к упорядочиванию Ницше  считал основным недостатком искренности. Его изыскания охватывают различные  вопросы, в том числе философские, этические, религиозные. Ницше противопоставлял свою философию той, которую мы привыкли называть классической, и тем самым  провоцировал переоценку ценностей  современного ему общества, ставя  под сомнение всевозможные завуалированные  религией предрассудки чистого разума. Наибольший интерес у Ницше вызывал  вопрос морали, пропуска ценностей "через  себя", а не сквозь религиозное  и общественное мнение. Одним из первых Ницше усомнился в единстве субъектов, причинности воли, истинности как единого основания мира, возможности  рационального обоснования поступков.

Ницше был первым философом, полагавшим, что «в мире нет никаких  моральных феноменов, существуют лишь моральные истолкования феноменов», тем самым подвергнув все наличествующие моральные положения релятивизму. Согласно учению Ницше, здравая мораль должна прославлять и укреплять  жизнь, её волю и стремление к власти. Любая прочая мораль — упадочная, и наличествует о симптоме болезни  и разложения. Наиболее ярким проявлением  упадка болезненной морали Ницше  считал христианство с его вечными  ценностями "сострадание" и "милосердие". Человечество, считал философ, абсолютно  неосознанно использует мораль прагматично, для того, чтобы добиться своих  целей — расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, исправно ли служит она  своей цели. Подобная «прагматическая» постановка вопроса наблюдалась  у Ницше по отношению к философии  и культуре в целом. Ницше выступал за появления «свободных умов», которые  должны ставить себе осознанные цели «улучшения» человечества, и мысли  которых уже не должны быть «одурманены» какой-либо моралью, или некими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называл «сверхчеловеком».

В отношении познания мира, «устремления к истине» Ницше  придерживался своего излюбленного «прагматического» подхода, постоянно  спрашивая самого себя - «с какой  целью нам нужна истина?» Для  жизненных целей истина не есть необходимость, она более иллюзорна; обман и  иллюзии ведут человечество к  его главной цели — самосовершенствованию  в аспекте упрочения воли к  власти. Тем не менее «свободные умы», избранные обязаны знать  правду, чтобы иметь возможность  управлять этим движением. Такие  избранные, так называемые по Ницше "имморалисты человечества", творцы ценностей должны четко понимать основания своих поступков, отдавать отчёт самому себе о своих целях и средствах. Этой «школе» вольных умов Ницше посвятил многие свои произведения.

В данной работе автор попробует  приоткрыть вопрос о философском  учении Ницше и его влиянии  на человечество. В реферате будет предпринята попытка раскрыть содержание учения Ницше о воле и разуме, а также прояснить назначение сверхчеловека в мире.

 

 

 

 

1. Фридрих Ницше и его философия.

 

 

Фридрих Ницше совершенно заслуженно считается одним из наиболее именитых философов современности. Данный философ, как никто другой до него, оказывал воздействие не только на философию, но и на различные отрасли  культуры — литературу, искусство, а в целом - вообще на всю жизнь  людей. Называя Ницше философом, неизбежно сталкиваемся с противоречием: ведь сам Ницше не считал себя философом. Он лишь старался продемонстрировать, что философия — ошибочное учение в корне, ибо философия уже пришла к логическому концу и сам Ницше стал первым человеком, провозгласившим конец философии, конец метафизики, закат религии и смерть вообще какого-либо учения о ценностях. Ницше полагал себя "глашатаем радикального нигилизма, переоценки всех ценностей", а все течение истории, согласно его трактовке, представляет собою целостный декаданс.

Именно эти основные термины  стали основой философии Ницше: декаданс, нигилизм, переоценка ценностей. С его почина эти слова вошли  затем в культуру XIX и XX вв. Философия  Ницше самостоятельно появилась  в конце ХIХ века, когда в  западной философии произошел поворот  от рационалистических философских  систем, которые утверждали веру в  мощь и торжество человеческого  разума, в естественную возможность  познания мира, в неоспоримый прогресс человечества, к таким философским  системам, которые отрицали "рационализм  и субъективную возможность познания мира, не признававшим естественный прогресс общества и человека. Выражением такого крутого поворота в философии  стала философия Ницше.

Фридрих Ницше (годы жизни: 1844 - 1900 гг.), как уже было отмечено ранее - знаменитый немецкий философ, менее  известен как поэт. После учёбы  в университетах в Бонне и  Лейпциге с 1869 года занимался преподавание классической филологии в университете Базеля. К сожалению, тяжелая болезнь  Ницше в 1879 году прервала его преподавательскую  деятельность, а затем, уже в 1889 г. глубокое душевное заболевание навсегда окончило путь его творческих изысканий.

В философии Ницше исследователи  выделяют три периода развития его  трудов:

    • первый (ранний, с 1871 г. по 1876 г.), период создания трудов: «Рождения трагедии из духа музыки» (1872 г.), «Несвоевременные размышления»;
    • второй (средний, с 1877 г. по 1881 г.) «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.) «Утренняя заря» (1881г.);
    • третий период (1882 – 1889 г.г.) «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» (три книги 1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти» (1889 г.).

 

В течение всего первого  периода философия Ницше пребывала  под влиянием другого не менее  известного немецкого философа первой половины XIX века Шопенгауэра; свое влияние  также оказывали музыка и эстетика другого современника Ницше, немецкого  композитора Рихарда Вагнера. Шопенгауэр описывал мир явлений как объективировавшуюся  волю, создающую мир для этического и эстетического познания. Ницше  позаимствовал этот принцип. Для  Ницше философия Шопенгауэра  объединяет слово и музыку как  две стороны воли. В период изучения греческой культуры Ницше стремился  проследить некоторые закономерности культуры: основные этапы ее становления, эффекты гармонии и дисгармонии, отражение в искусстве в виде некой художественной целостности. В общем, в культуре, по Ницше, мировая воля должна увидеть сама себя, воспроизвести человека, породить гения. Античная культура, полагает Ницше, попросту была уничтожена попытками её познания с помощью рациональных и логических средств. Так, согласно Ницше, начало этому разрушению положил Сократ, совершив переход к попыткам понять мир логикой, подобно тому как Еврипид обрушил "древнегреческую трагедию, совершив шаг от мифологии и целостного отражения в ней мира к рациональному психологическому приему". Стало быть, по Ницше, переход в область рационализма в области культуры и искусства приводит к декадансу искусства и, точнее, его художественной целостности.

Во время второго этапа  развития философии Ницше его  понятие иррационализма усиливается  ещё больше. В этот период Ницше  всецело находится под огромным влиянием естествознания того времени  и философии науки того времени - под влиянием позитивизма. В философии  Ницше начинают появляться новые понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек», понимаемый, однако, скорее в биологическом смысле. У Ницше наблюдается отсутствие логически связанной и выведенной система понятий, как то было присуще, например, Гегелю, но некая определенная логика в его философских трудах определенно имеет место быть. Основополагающим понятием в данный период становится «становление» как не имеющее в самом себе определенной цели и четко обозначенного конца, конкретности и определенности, длительность процесса мироздания, вечный круговорот и возвращение. Становление совершенно невозможно постигнуть или конкретно представить, ибо этот шаг остановил бы весь процесс становления. Главной движущей силой этого становления является всё та же воля.  

Ключевым понятием философии  Ницше становится понятие «жизни». Поэтому Ницше порой причисляют к основоположникам философии жизни. Ницше, однако, понимает жизнь то как  чисто биологическое явление, то как психологическое переживание. Ницше стремится «преодолеть» противоположности  материализма и идеализма, встав  над ними. Жизнь, по Ницше, это воля к власти, модель инстинктивной, бессознательной  и иррациональной силы, подчинившей себе чувства и мысли человека. Отсюда и происходит понимание человека как биологического существа, подчиняющегося инстинктам бессознательного и иррационального существа.

Стоит отметить, что философские  труды Ницше написаны не в форме  безликих трактатов, а высоко, с художественной, афористичной, парадоксальной ноткой, отличным языком, и это сразу же привело к росту его популярности и известности. Ницше и сегодня  остается одним из наиболее цитируемых авторов. Большинство философских  направлений в XX веке развивались  под влиянием его идей и предсказаний. Отношение к философии Ницше  не было однозначным по причине противоречивости эпохи и самой философии Ницше. Его философию считали предвестницей  потрясений самого мира и культуры. Особенно это относилось к третьему периоду развития его философии, когда он выступил со своим учением  о кризисе современной культуры, о воле и власти, которая приведет к появлению сверхчеловека.

Человек есть лишь переходный этап к понятию сверхчеловека. Сверхчеловек является главной целью развития человечества. Сверхчеловек – это  личность, которая стоит по ту сторону  добра и зла. Сверхчеловек становится носителем новой, невиданной ранее  морали, иных моральных ценностей. Существующая мораль является, согласно Ницше, моралью  рабов. Новая мораль утверждается порождением  сверхчеловека, новой расой –  расой господ, появлением новой аристократии, которая будет с презрением относиться к черни и понятиям добра и  справедливости, присущих морали рабов. Сверхчеловек. понятие новой касты  господ, не будет ведать жалости  и справедливости. Учение о стремлении к власти, о сверхчеловеке как  наивысшем существе, учение о новой  морали – лейтмотив и сущность всей философии Ницше. Его философия, несмотря на очевидный ряд противоречий и неоднозначно трактуемых высказываний, несет в себе такое ядро, которое  вполне кажется логически выстроенным, четко продуманным и направленным против общепринятых ценностей и  норм морали. Ницше, впрочем, называл  себя первым аморалистом в истории, а именно человеком, объявившим всю  прежнюю культуру, мораль и религию  заблуждениями.

Даже заимствованный Ницше  образ персидского мыслителя  Заратустры (произведение «Так говорил  Заратустра») после разъяснения  Ницше не кажется случайным. Чтобы  было понятным совершенно неестественное и парадоксальное решение Ницше  вложить в речь Заратустры свои мысли, прямо противоположные всему  учению исторического Заратустры, Ницше  пишет: «Меня никто не спрашивал, а меня должны были бы спросить, что, собственно, означает в моих устах, устах первого имморалиста, имя  Заратустры: ибо то, что составляет огромное, единственное значение этого  перса в истории, является прямой противоположностью мне. Заратустра первым узрел в борьбе добра и зла  то истинное колесо в движении вещей, - перенесение морали в метафизику, как силы, причины, цели в себе, есть его дело. <...> Вся история представляется не чем иным, как экспериментальным опровержением тезиса о «Нравственном миропорядке» - важнее всего, что Заратустра правдивей любого другого мыслителя. Его учение и только оно одно полагает правдивость наивысшей добродетелью».

Ницше оказывается правым в своей критике лицемерия  и ханжества существующих форм морали, в особенности христианской морали, но в то же время Ницше ошибается  в отбрасывании общечеловеческих, принятых норм морали и ценностей, и особенно величайших заповедей: «Не убий», «Не  укради», «Не лги». Ницше делает категорический вывод: «мораль и религия целиком  и полностью относятся к психологии заблуждения».

Ницше выступал не просто с  позиций имморализма, но и антигуманизма, когда утверждал, что именно человека можно назвать самым лучшим хищным зверем. Лучше всего он чувствует  себя, глядя на трагедии, на бои, на распятие; и когда он породил ад, последний  сделался небом на земле: « <...> В  ком же, однако, величайшая опасность  для будущих людей! <...> вред добрых людей есть самый вредоносный  вред. Добрые всегда были началом конца. <...> Разбейте добрых и справедливых <...>, ибо во лжи добрых были вы рождены и запрятаны. Всё было в основе своей наврано и искривлено добрыми.». «Именно созидающие тверды». «Эту новую скрижаль, братья мои, ставлю я над вами; сделайтесь твёрдыми!».

Ницше мог только предвидеть, что XX век станет наиболее трагическим  веком, когда писал: «Я обещаю трагический  век: высшее искусство в утверждении  жизни, трагедия, возродится, когда  человечество, без сострадания, будет  иметь позади себя сознание о самых  жестоких войнах».

Ницше критиковал немцев за войны, которые они вели и которые  задержали процесс объединения  Европы. С симпатией смотрел на Россию, как на последнюю из существовавших империй. Видел кризис общества и  культуры, проявлявшийся в росте  алкоголизма, кризисе семьи. Но выход  из него представлял со своих антигуманистических  позиций. Мечтал о времени, в котором  один народ хотел быть господином над другими народами. Выход из кризиса семьи видел в полном подчинении женщины мужу. Он рассматривал демократию как проявление упадка. Демократия, действительно, в двадцатом  веке пережила глубокий кризис, явилась  ступенькой прихода к власти тоталитарных режимов в Италии, в Германии. Демократия как форма политической власти содержит массу изъянов, но именно западные демократии обеспечили эволюционный путь развития общества и становление  гражданского общества.

Информация о работе Философия Фридриха Ницше