Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:03, реферат
Философия Фридриха Ницше уже выдающаяся только лишь потому, что ее невозможно поместить в логически организованную систему: страсть к упорядочиванию Ницше считал основным недостатком искренности. Его изыскания охватывают различные вопросы, в том числе философские, этические, религиозные. Ницше противопоставлял свою философию той, которую мы привыкли называть классической, и тем самым провоцировал переоценку ценностей современного ему общества, ставя под сомнение всевозможные завуалированные религией предрассудки чистого разума.
Введение 3
1. Фридрих Ницше и его философия. 5
2. Воля и разум в философии Ф.Ницше. 10
3. Сверхчеловек и «переоценка ценностей». 13
Заключение 18
Список использованной литературы. 19
Часто выдвигают аргумент в защиту учения Ницше о сверхчеловеке, ссылаясь на выдающегося русского философа Владимира Соловьёва, у которого тоже есть положение о сверхчеловеке. Владимир Соловьёв понимал сверхчеловека как «обоженного» человека, или «богочеловечество», то есть, прежде всего, как человека морального. Сверхчеловек Ницше стоит по ту сторону добра и зла, то есть над всякой моралью.
Взгляды Ницше противоположны
взглядам Владимира Соловьёва: «…не
щади своего ближнего! Человек есть
нечто, что должно быть побеждено».
«Побеждай самого себя ещё и в
своём ближнем». «Кто не может приказывать,
тот должен повиноваться». «Поэтому,
о, братья мои, нужна новая аристократия,
которая будет противником
На философию Ницше могут опереться милитаристы и экстремисты: «Отказ от войны есть отказ от великой жизни…». Ницше хотел видеть мужчину, способным к войне, а женщину, способной к деторождению. «Я лишь прелюдия для лучшего игрока, братья мои».
Приведённые положения философии Ницше – это убедительное доказательство небезобидности его слов и пророчеств. Стремление отбросить общечеловеческие нравственные принципы, выдвинутые в Ветхом Завете и ещё раз высказанные в Новом Завете, являются обязательными принципами всего человеческого общества. Без них не было бы ни человеческого общества, ни человека. Поэтому мораль, наряду с историческим характером, изменением своих форм и нравственных принципов, имеет абсолютный характер, обще значимость для всех людей и народов в духе категорического императива Канта и библейских заповедей: «Не убий», «Не укради». Сама история XX века со всеми своими трагедиями показала губительность взглядов Ницше, подтвердила значение общечеловеческих ценностей и нравственных принципов.
Ницше в своем творчестве стремился довести до логического предела то, что в философии всегда присутствовало в форме одной из ее характерных черт разрушение. Философия, по мнению Ницше, всегда разрушала. "Только погляди на добрых и праведных! Кого они ненавидят более всего? <...> Того, кто разбивает их <...> ценности, разрушителей, преступников, но это и есть созидающие". Философия, само собой, разрушала существующие убеждения, принципы и системы ценностей, но, как ни странно, она не только разрушала, а, как правило, на месте снесенного строила нечто принципиально новое, предлагала свежие идеи и закладывала новейшие принципы, ложившиеся в фундамент новой культуры. Философия была всегда стремлением к системе, к дисциплинированности, к упорядоченности бытия. Именно это, как можно заметить, и преобладало в немецкой классической философии от Канта до Гегеля.
Стефан Цвейг в своей биографической повести о Фридрихе Ницше писал: «Ницше вторгся в немецкую философию, как флибустьеры шестнадцатого века в Испанию, <...> ордой необузданных, неустрашимых и своевольных варваров, не имея ни вождя, ни короля, ни знамени, ни дома и родины. Ницше - это разрушитель любого покоя и жаждет лишь одного: разорить, разрушить любую собственность, разгромить обеспеченный, самостоятельный покой. Неустрашимо совершал он свои набеги, врывался в крепости морали, проникал сквозь частоколы религии, никому и ничему не давал он пощады, никакие запреты церкви и государства не останавливали его».
Один из современников Ницше справедливо полагал, что его книги «увеличивали независимость в мире». Цвейг отмечает, что, погружаясь в его книги, мы способны ощутить "дыхание озона, стихийный, очищенный от всякой затхлости и спертости, чистый воздух": "Свободный кругозор открывается в этом бесконечно героическом пейзаже, и веет в нем безгранично прозрачный <...> и острый, словно нож воздух, воздух для сильных сердец, воздух свободного духа".
Ницше принял главную мысль Шопенгауэра, отраженную в книге «Мир как воля и представление»: волю фундамента мироздания. Уже в первой работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше развивает целый ряд идей, вступающих в логическое противоречие с устоявшимися представлениями. Книга в целом была встречена публикой крайне враждебно, и практически все творения Ницше «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Так говорил Заратустра» (1883-1884) невероятно тяжело издавались, практически не покупались, их не читали. Ницше же говорил, что его «поймут после европейской войны».
С точки зрения академической философии Ницше не является философом, или, хотя бы по крайней мере, он не был таковым в полной мере: он был философом-поэтом. Философия у Ницше была воплощена в не логично и строго построенной системе, а в художественных образах. Ницше как бы пытался вновь воссоединить философию и поэзию, чтобы сбросить с нее туман академизма и профессорской "напыщенности", которые делали философию для многих недоступной.
Философия Ницше, по сути, была смелой попыткой преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир не есть дух и не материя, в его основе заложена активная жизненная сила. По мнению Шопенгауэра и Ницше, этой силой является воля. Воля не является разумной субстанцией, она иррациональна, но представляет слепую, стихийную активность. Мир словно сбрасывает с себя символ порядочности, добра, разумности и обращается в нелепую игру сил и стихий. Страсти, необузданность, отвага, сила, мужество занимают в нашем мире достойное место, и рассматриваются словно изначальные качества жизни. Все, что их сдерживало и подавляло, является признаком слабости и болезней. Естественно, мораль, религии, разум, то есть то, что больше всего ценилось в прежней философия, угодило в категорию антиценностей. В философии Фридриха Ницше разум превратился в жалкий и невзрачный человеческий интеллектуальный аппарат из мирового упорядочивающего начала, при том возомнивший себя способным управлять мировыми стихиями.
Ницше разом подвергнул резкой
критике весь накопленный прежней
философией фундамент. Он словно сказал
философам: вам принадлежат идеи,
вами были сконструировали теоретические
миры, однако не пытались ли вы понять,
что же отражали ваши теоретические
миры? Вы считаете, что приоткрываете
завесу над истиной, но в реальности
ваша «истина» разума предполагает только
маску воли. Разум в вашей философии
не является чем-либо неотделимым от
тела, и уж тем более самостоятельной
субстанцией, господином. Его господином
следует считать слепую сила, волю,
глубинные устремления, инстинкт ваших
тел. Разум, сам не предполагая этого,
лишь обосновывает, стремится оправдать
устремления воли. Чтобы прояснять
теоретические конструкции
Ницше сумел поставить вопрос о взаимосвязи сознания и подсознания. Согласно Ницше, как раз подсознание, то есть потаенные, скрытые жизненные стремления являются наполнителем сознания.
Глубинная жизненная сила, стремление человечества к господству, желание получить власть - именно это и заставляет всякий раз философов "изобретать" различные идеи и навязывать их всему миру. Однако, что самое интересное - философы даже не подозревают об этом, всякий раз они считают себя первооткрывателями извечных истин. Вот отчего философия, говорит Ницше, это обман, самая нечестная игра, и является она несправедливой не оттого, что философы намеренно вводят людей в заблуждение, сознательно, как это делают фокусники на сцене. Философы подвержены самообману; они обманываются в первую очередь сами, и лишь затем обманывают других, при этом не осознавая истинного смысла того, что говорят. Философы принимают видимое за реальное, наподобие того, как люди давно принимали в качестве реальности движение Солнца вокруг Земли.
Теперь не разум управляет миром, как полагал Гегель, у мира отсутствует правитель. Новым правителем становится воля, темная слепая сила: «Былая философия полагает, что человек мог и обязан подчинять волю разуму и морали. Следует отбросить эти иллюзии. Мораль определяется волей, а не наоборот».
Избавившись от иллюзий прежних моралей и философии, следует признать, что жажда власти, устремление к господству - основа жизни. Эта основа лежит в фундаменте мира желаний и страстей, инстинктов. Мышление исполняет роль соединения этих инстинктов. Ницше предлагал распространить данный принцип на весь мир, включая и неорганическую природу. Он посчитал нужным предположить, что любые механические явления, по причине того, что в них задействованы некоторые силы, являются действиями воли. Материальная часть мира может быть представлена как более примитивная форма проявления воли, своего рода порождение жизни инстинктов, внутри которой все органические функции находятся в зачаточном состоянии. Мир, рассматриваемый изнутри, стал бы «волей к власти», и по сути ничем, кроме власти.
«Волевое» толкование Ницше
природы человека и социальной подоплеки
относительно упирается в невероятно
популярную в то время теорию эволюции
Чарльза Дарвина. Многочисленные толкователи
и последователи Дарвина
В общем систему мировоззрений Фридриха Ницше зачастую определяют как "аристократический анархизм". В его философских изысканиях можно выделить две ключевые идеи: 1) идею "сверхчеловека"; 2) идею "переоценки всех ценностей": «Мне хочется учить людей смыслу их бытия: этим смыслом является сверхчеловек, молния из темной тучи, которую мы называем человеком».
Мысль о «сверхчеловеке»
- попытка воспроизвести
Идеал сверхчеловека
Ницше своей идеей сверхчеловека
стремился придать новый
О смысле новой морали, о
человеке и сверхчеловеке Ницше
излагает в произведении «Так говорил
Заратустра». «Заратустра» происходит
от имени «Зороастр», пророка и
реформатора древнеиранской религии,
получившей название зороастризма. Период
жизни Зороастра относят к X-VII
векам до н.э. "Так говорил Заратустра"
- пожалуй, самое необычное для
европейской философии
Сверхчеловек должен становиться целью, движение к которой обусловлено презрением человека к себе. Однако путь к сверхчеловеку пролегает сквозь разрушение всего сонма прежних ценностей, отказ от прежней интерпретации добра и зла. Заратустра повествует о том, что он пришел разрушать старые скрижали ценностей.
«Война и мужество совершали
больше великих дел, нежели любовь к
ближнему. Ваша храбрость, а не жалость
спасала до сих пор несчастных.
Что хорошо? - спросите вы. Хорошо быть
храбрым. <...> Вас назовут бессердечным,
но ваше сердце неподдельно, и мне
нравится стыдливость вашей сердечности.
Вы стыдитесь прилива ваших
Необходимо развенчивать все былые ценности, так как они противоречат самому смыслу жизни. Христианство Ницше полагает моралью рабов, которые восстали против всего благородного и аристократического. Он называет это бунтом «недоделанных и неполноценных». Христианство стремится примирить человеческое сердце, желает разрушить сильных, сломить их дух, использовать моменты усталости и слабости, превращать их горделивую уверенность в постоянные беспокойство и тревогу. Ницше провозгласил смерть Бога. «Кто его убил? - спрашивает философ. "Я вам скажу. Мы его убили: я и вы. Мы убийцы!» Убийство Бога заключается в постепенном отказе от ценностей, всегда бывших фундаментом западной цивилизации.
«Иисус из Назарета терпел злых, а не добрых: но даже его доводил до проклятия их морально негодующий вид. Везде, где вершился суд, он выступает против судящих: он хочет быть истребителем морали».