Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:03, реферат
Философия Фридриха Ницше уже выдающаяся только лишь потому, что ее невозможно поместить в логически организованную систему: страсть к упорядочиванию Ницше считал основным недостатком искренности. Его изыскания охватывают различные вопросы, в том числе философские, этические, религиозные. Ницше противопоставлял свою философию той, которую мы привыкли называть классической, и тем самым провоцировал переоценку ценностей современного ему общества, ставя под сомнение всевозможные завуалированные религией предрассудки чистого разума.
Введение 3
1. Фридрих Ницше и его философия. 5
2. Воля и разум в философии Ф.Ницше. 10
3. Сверхчеловек и «переоценка ценностей». 13
Заключение 18
Список использованной литературы. 19
С разрушительной работы духа
начинается развенчание образа Бога.
Бог оказывается призраком, который
был создан человеческим страданием;
Ницше считает, что страданием и
бессилием создаются все
В подобной образной, почти афористичной форме Ницше проповедует мысль о взаимоотношении духа и тела, о наиболее важной философской проблеме. Дух, долгое время "унижавший" тело, сам оказывается униженным и оскорбленным. Духовное утрачивает свое было величие и предстает в виде «маленького разума», «маленького орудия», «игрушкой» тела. Тело же, наоборот, становится «могущественным повелителем», «неведомым мудрецом», «большим разумом».
По Ницше, у духа отсутствуют собственные желания, он может хотеть лишь того, чего желает тело. Его свободное существование от тела было иллюзией и самообманом. Об этой двойственности необходимо теперь забыть: нет никакого независимого духа от тела, а есть лишь тело вожделеющее, стремящееся, ощущающее боль или радость, думающее, слышащее, видящее. Оно думает, чтобы удовлетворить свои желания. Однако как же тогда быть с моралью, религией, философией? Неужели эти духовные творения были созданы с целью удовлетворения низменных желаний тела? Нет, творений духа. Творит тело. Слабое и больное тело создает соответствующую мораль и религию. Они необходимы для защиты от сильных. Сильное и мужественное тело не задумывается о морали и религии. Оно сражается и побеждает, оно стремится к господству и власти. Следует отбросить столетиями насаждавшееся чувство жалости и «любви к ближнему». Оно было любовью к слабости, ко всему наиболее низкому и недостойному в человеке. Любит людей тот, кто ненавидит их слабости и сражается с этими слабостями в себе и других. В этом и заключена высшая любовь к жизни. Все, кто считает важной любовь и жалость к ближнему, в сущности, ненавидят и презирают жизнь, стремятся к смерти, к потустороннему. Чувство любви и слабости означает презрение к жизни.
Уже было сказано о том, что главной целью Ницше была переоценка всех ценностей. С кем же сражается Ницше? Он избрал себе достойных противников - Будда, Иисус, Платон и их последователи. Общим для них, согласно Ницше, является отвращение, презрение жизни, ненависть ко всему земному. Для Будды мир означает поток вечного становления, изменение, движение, в нем отсутствует покой. Отсутствие покоя подразумевает беспокойство, сродни страданию. Избавиться от страдания возможно одним способом: задержать поток, успокоить движение, и Буддийские мудрецы знают, как это сделать: не хотеть, не созидать, не оценивать. Успокоив свое сознание, люди достигают желанного состояния нирваны. Основой такого отношения к миру является безусловная оценка неизменности, покоя, устойчивости как наивысшего блага; наивысшего, желательного состояния, а изменение и движение как зло, состояние низшее и нежелательное.
Абсолютно такая же отрицательная оценка движения, становления, изменения, свойственная всему материальному, заключена в философии Платона. Но для Платона материальный мир это еще не весь мир. Материальный мир у Платона есть бытие неподлинное, «неистинное», за которым скрывается вечное, истинное и неизменное бытие, именуемом идеальным миром. Мудрые знают о его существовании и знают, как его достичь: следует очиститься от грязи материального, содержать в чистоте свой идеал бессмертной души. Данную идею позднее воспримет христианство.
Ницше же полагает, что обе эти точки зрения следует преодолевать, так как они не отражают самого свойства бытия. Подобное отношение к миру порождается слабой, усталой воля. Платон, Иисус, Будда и их последователи - это враги новой идеи духа, достойные враги, к которым подобает относиться с ненавистью и уважением. Чувство ненависти к ним вызвано тем, что они старались заковать жизнь в кандалы, убивали жизнь, гасили самое ценное в ней. Что же в жизни самое ценное? Сильная воля, устремляющаяся к господству, изменению, самопреодолению, творчеству. Это неразрывно связано с посылам разрушения, злостью и кровью. Иисус и Будда своей проповедью отказа от насилия, сострадания и любви к ближнему установили господство слабых над сильными, больного над здоровым, что противоречит самой жизни, где должны господствовать сила и здоровье.
Новой морали неведомы сострадание и «любовь к ближнему». Человек обязан стать сильным или умереть. В здоровом теле и сильной воли заключен источник радости. Они порождают свободу духа, для которого не бывает внешних запретов, морали извне. Для него отсутствует Бог, он сам становится для себя Богом. Новый человек не есть животное, которое отбросило мораль и живет инстинктами, но и не монах, впустую растрачивающий жизнь и живущий потусторонним. Новый человек воплощает сочетание силы и благородства, в нем дух и тело не находятся в борьбе и противоречии; сочетание высокого духа и сильного, здорового тела. Для сильного тела главной радостью является радость борьбы и побед. То же справедливо для сильного духа, который презирает слабость, трусость и порожденную ими ложь. Сильный дух искренен и правдив, он ищет лишь достойных противников, которых можно уважать. Победа для него не является самоцелью, ведь важнее сам процесс, сама жизнь как игра и проявление внутренних сил. Именно избыток силы, здоровья, творческой мощи и радости главный источник жизненных проявлений для нового, совершенного человека. Так, у Ницше Заратустра - это танцующий мудрец, который часто выплескивает свою радость и жизненную силу в танце. В новом человеке удивительным образом сил сочетается с легкостью.
Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Нет Бога. Но это не значит, что жизнь обесценилась, превратилась в низость, зло и страдание. Страдает слабая и больная воля, слабое и больное тело. Для здорового и сального тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.
Ницше действительно переоценивает ценности. Он, естественно, отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.
Что же такое новые ценности, что утверждает Ницше? Во-первых, он говорит о том, что не может быть всеобщего блага, блага для всех. Ценится то, что редко встречается. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое. Бог умер. Во-вторых, если ставить достойную цель и пытаться создавать новые ценности, то это новый человек. Человек преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек -- это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого. Жизнь есть игра, творчество, созидание, но, одновременно, разрушение, зло и страдание. В ней есть все: благо и зло. Тем она и прекрасна.
Ницше был первым мыслителем, который ощутил и воплотил в своих трудах безграничный кризис западного мира, духа, культуры: как религии, так и философии, права, морали, социальной жизни, политики, искусства, науки, и, прежде всего, идеи непрерывного прогресса (которую вынашивали Ф.Бэкон, Декарт, Тюрго, Кондорсе, Гегель и другие философы). «Базельский затворник», глубоко лично переживший кровь и смятение франко-германской войны и Парижской коммуны, первым уловил едва зримые признаки грядущих общественных катаклизмов, мировых войн, революций, крушений режимов, мировых переделов.
Мировое значение Ницше как мыслителя определено именно тем, что он впервые среди плеяды европейских философов указал на «роковые» вопросы нигилизма, сумев выразить их в необычайной поэтической форме, используя приемы и средства художественного мышления. Диагност Ницше поставил приговор в книге «Веселая наука»: «Европа - тяжелый больной, который должен молиться на свою неизлечимость и вечные страдания, принимающие разные формы...». Катастрофическое предчувствие исторических событий двух ближайших столетий (XX и XXI веков) как манера возрастания нигилизма во всемирном масштабе, тотальная переоценка всех ценностей, беспримерное изменение ментальности человечества заставило философа бить в набат, призывая к трезвости и мудрости.
По убеждению Ницше, европейские культура и цивилизация уже стоят на краю бездонной пропасти, в затылок им дышат Небытие и Ничто; казавшийся незыблемым, как скала, фундамент (религиозный, нравственный, социальный, научный) Европы рассыпается в песок. Больной мыслитель объявляет в своих книгах тотальную войну (не на жизнь, а на смерть) вековой неправде. Увы, наивными выглядели попытки Ницше непосредственно повлиять на «большую» политику, изменить словом судьбы Германии и Европы. Одинокий мыслитель продолжил свою одинокую войну за изменение мира на бумаге...