Философия Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:05, реферат

Описание работы

Произведения Ницше - это оригинальное соединение художественных образов, философских размышлений, религии и крика души измученного страданиями человека. Особенно ярко направление его творчества проявляется в работе "Так говорил Заратустра". Проанализировав творчество Ницше, можно смело признать его ненависть и презрение к окружающим людям. Фридрих Ницше выступал против подавления личности не только государством, но и внутренними слабостями, безволием человека.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………. 3
Биография. ………………………………………………….. 3 – 4
Воля и разум в философии Ф. Ницше. ……………………. 4 – 6
«Сверхчеловек». ……………………………………………. 7 – 8
«Переоценка ценностей». …………………………………. 8 – 10
Ф. Ницше и идеология национал-социализма. ………….. 10 – 12
Вывод. ……………………………………………………...13 – 14
Список литературы. …………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

Реферат. Философия Ницше Ф..docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

                                 Тверской кооперативный техникум

 

 

 

 

 

 

                                     Реферат

 

            на тему «Философия Фридриха Ницше»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки II курса группы                                               Преподаватель – Рязанцева Е.С.

Юс-21  Боровко  Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Тверь. 2013 г.

Оглавление.

 

  • Введение. …………………………………………………….  3
  • Биография. ………………………………………………….. 3 – 4
  • Воля и разум в философии Ф. Ницше. ……………………. 4 – 6
  • «Сверхчеловек». ……………………………………………. 7 – 8
  • «Переоценка ценностей». …………………………………. 8 – 10
  • Ф. Ницше и идеология национал-социализма. ………….. 10 – 12
  • Вывод. ……………………………………………………...13 – 14
  • Список литературы. …………………………………………. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Фридрих Ницше явился людям  мыслителем, восставшим против угнетения  личности государством. Угнетения наукой и религией, традициями, предрассудками, прогрессом. В центре философской  системы Ницше не этот ущемленный человек, а свободная, сильная личность.

Произведения Ницше - это  оригинальное соединение художественных образов, философских размышлений, религии и крика души измученного  страданиями человека. Особенно ярко направление его творчества проявляется  в работе "Так говорил Заратустра". Проанализировав творчество Ницше, можно смело признать его ненависть и презрение к окружающим людям. Фридрих Ницше выступал против подавления личности не только государством, но и внутренними слабостями, безволием человека.

Ницше – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его считали идеологом нацизма, но это вовсе не так. Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после. Читая его, становится понятно, что философия действительно воздействует на умы.

 

 

 

 

 

Биография.

Ницше, Фридрих Вильгельм (1844–1900), немецкий философ. Родился 15 октября 1844 в Саксонии, в семье лютеранского священника. После окончания школы  учился в университетах Бонна  и Лейпцига, где увлекся греческой  и латинской классикой. В тот  же период познакомился с работами немецкого философа Артура Шопенгауэра, которые значительно повлияли на его дальнейшее творчество.

В 1869 Ницше, благодаря нескольким опубликованным статьям приобретшему определенную известность, пригласили занять кафедру классической филологии  в Базельском университете в Швейцарии несмотря на отсутствие докторской степени. Став профессором Базельского университета, Ницше получил швейцарское гражданство. Во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию, служил санитаром. Во время армейской службы его здоровье серьезно ухудшилось и вскоре он вернулся в Базель.                                         

 

В своих работах Ницше последовательно развивал свои идеи, основной из которых стало утверждение, что, несмотря на нынешнее господство посредственности, человек способен на великое. Здоровье Ницше продолжало ухудшаться и в 1879 он оставил университет.

В самой знаменитой из своих  работ, «Так говорил Заратустра»  Ницше сводит воедино свои наиболее значимые выводы. Эта книга приобрела  известность не только как философское, но как литературное произведение, была признана классикой мировой  литературы. В ней Ницше впервые выдвинул теории сверхчеловека и воли к власти.

В январе 1889 с Ницше случился припадок, он был помещен в психиатрическую  лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше 25 августа 1900 года.

 

 

 

 

 

Воля и разум в философии Ф.Ницше.

Ницше воплотил в своем  творчестве, довел до предела то, что в философии всегда присутствовало как одна из ее характерных черт разрушение. Философия всегда разрушала.

«Посмотри на добрых и праведных! Кого ненавидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя, преступника  но это и есть созидающий. Посмотри на правоверных! Кого ненавидят они  больше всего? Того, кто разбивает  их скрижали ценностей, разрушителя, преступника  но это и есть созидающий. Спутников  ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не верующих. Созидающих так же, как он, ищет созидающий, тех, кто пишут новые ценности на новых скрижалях.

Она разрушала существующие убеждения, принципы, систему ценностей. Но философия не только разрушала, она, как правило, на месте разрушенного строила нечто новое, предлагала новые идеи и принципы, которые  ложились в фундамент новой культуры. Философия это стремление к системе, к дисциплине, к упорядоченности  бытия. Именно это преобладает в  немецкой классической философии от Канта до Гегеля.

С. Цвейг в биографической повести о Фридрихе Ницше, писал: «Ницше вторгается в немецкую философию, как флибустьеры XVI века в Испанию, орда необузданных, неустрашимых, своевольных  варваров, без вождя, без короля, без знамени, без дома и родины. Он разрушитель всякого покоя  и жаждет только одного: разорять, разрушать  всякую собственность, громить обеспеченный, самодовольный покой. Неустрашимо  совершает он свои набеги, врывается  в крепости морали, проникает сквозь частоколы религии, никому и ничему не дает он пощады, никакие запреты церкви и государства не останавливают его».

Один из современников  Ницше писал, что его книги  «увеличили независимость в мире». Цвейг отмечает, что, входя в его  книги, мы ощущаем озон, стихийный, очищенный  от всякой затхлости, спертости, чистый воздух. Свободный кругозор открывается  в этом героическом пейзаже, И  веет в нем безгранично прозрачный, острый как нож воздух, воздух для  сильного сердца, воздух свободного духа.

Ницше принимает основную мысль Шопенгауэра, выраженную в  книге «Мир как воля и представление»: воля основа мира. Уже в первой своей  работе «Рождение трагедии из духа музыки» он развивает ряд идей, которые противоречили устоявшимся представлениям.

Философия Ницше - попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир не дух и не материя, В его основе активная жизненная сила. С точки зрения Шопенгауэра и Ницше это воля. Она не разумна, не рациональна, представляет собой слепую, стихийную активность. Мир как бы сбрасывает с себя ореол порядка, добропорядочности, разумности и превращается в дикую игру сил и стихий. Страсть, необузданность, отвага, мужество, сила занимают в этом мире достойное место, рассматриваются как изначальные свойства жизни. Все, что их сдерживает и подавляет, есть признак слабости и болезни. Естественно, мораль, религия, разум то, что больше всего ценила прежняя философия, попадают в разряд антиценностей. В философии Ницше разум из мирового упорядочивающего начала превращается в жалкий и призрачный человеческий интеллект, возомнивший себя способным управлять мировой стихией.

Ницше подвергает резкой критике  всю прежнюю философию. Он как  бы говорит философам: вы создаете идеи, конструируете теоретические миры, но задумывались ли вы, что выражают ваша теоретические миры? Вы считаете, что открываете истину. На самом  деле ваша «истина» разума есть только маска воли. Ваш разум не является чем-то независимым от тела, господином самого себя. Его господином является слепая сила, воля, глубинные стремления, инстинкты вашего тела. Разум, сам  того не зная, только обосновывает, оправдывает  намерения воли. Чтобы понять теоретические  конструкции разума, недостаточно знать, что он сам об этом говорит, какие  цели он сознательно стремится достичь. Надо снять маску, раскрыть скрытые, глубинные мотивы, направляющие работу разума. Разум марионетка воли, хотя часто считает себя ее хозяином.

Ницше поставил вопрос взаимосвязи сознания и подсознания. Именно подсознание, глубинные жизненные стремления, по его мнению, определяют содержание вашего сознания.

Глубинная жизненная сила стремление к господству, воля к  власти. Именно она заставляет философов  создавать определенные идеи и навязывать их миру. Но философы об этом не подозревают. Они считают себя открывателями  вечных истин. Вот почему философия, по мнению Ницше, есть нечестная игра. Она является нечестной не потому, что философы обманывают сознательно, подобно фокусникам на сцене. Они сами обманываются и обманывают других, не понимая истинного смысла того, что говорят. Философ видимость принимает за реальность, подобно тому, как люди когда-то принимали за реальность движение солнца вокруг земли. Должен был прийти Коперник, чтобы открылось истинное положение вещей. Ницше проделывает с духом, сознанием примерно то же, что Коперник проделал с Землей. Он лишает дух центрального, господствующего положения и делает его игрушкой воли

Теперь не разум правит миром, как считал, например, Гегель, миром не правит никто . Он есть воля, темная слепая сила. «Прежняя философия считала, что человек может и должен подчинить волю разуму и морали. Надо отбросить эти иллюзии. Мораль определяется волей, а не наоборот».

Если отбросить иллюзии  прежней морали и философии, то надо признать, что воля к власти, к  господству - основа жизни. Она определяет мир ваших желаний и страстей, наших инстинктов. Мышление есть только взаимоотношение этих инстинктов. Ницше предлагает распространить этот принцип на весь мир, в том числе на неорганическую природу. Он говорит, что нужно рискнуть на гипотезу и предположить, что все механические явления, поскольку в них действует некоторая сила, являются действиями воли. Материальный мир можно представить как более примитивную форму проявления воли, как род жизни инстинктов, в которой все органические функции еще неразвиты. Мир, рассматриваемый изнутри, был бы «волей к власти» и ничем, кроме власти.

«Волевая» интерпретация  Ницше природы человека и социального  вообще отчасти корениться в невероятно популярной тогда теории эволюции. В своих трудах Ницше нередко (к слову, резко полемически) упоминает Ч.Р. Дарвина - основателя эволюционного учения, автора прославленного трактата «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Последователи и истолкователи Дарвина распространили его теорию на историческое бытие человечества, отрицая социальные законы, сострадание, помощь слабым и больным, милосердие к преступникам и т.д., считая их тупиковыми. Проводя параллели между социальными законами и открытыми английским ученым законами развития животного мира, они пытались обосновать природную обусловленность интеллектуального, социального, расового неравенства, утверждали право выдающейся личности пренебрегать законами и моральными нормами. Эти положения весьма близки учению Ницше.

Такой подход к человеку и обществу привел Ницше к формулировке двух его самых известных философских идей.

  • идея «сверхчеловека»;
  • идея «переоценки всех ценностей.

 

 

«Сверхчеловек».

 «Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком». Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Великий, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правил, случайность. По мнению Ницше, сверхчеловек новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого, отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его сверхчеловек это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить жертвовать собой. Это как бы соединение в одном лице мудрого философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Великого.

Идеал сверхчеловека противопоставляется  современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно. «Самый ничтожный человек  последний, т.е. современный человек, потому что он не может презирать  самого себя. Он самодоволен и жалок, заботится о своем здоровье, не переутомляется, уважает равенство, когда нет ни бедных, ни богатых, ибо то и другое слишком хлопотно. Все считают себя умными, считают, что знают все. У них есть свое удовольствие для дня и свое удовольствие для ночи, но здоровье выше всего. «Счастье найдено нами», говорят последние  люди. Они не могут понять слова  о сверхчеловеке, обращенные к ним»

Ницше своей идеей сверхчеловека  стремится придать новый импульс  развитию человека и общества. Он говорит: да, существующий человек слаб и  ничтожен, и хуже всего то, что  он при этом и самодоволен, старается не знать о своей ничтожности. Но наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку человеку будущего.

О новой морали, о человеке и  сверхчеловеке Ницше пишет в  своем произведении «Так говорил  Заратустра». «Заратустра» происходит от «Зороастр», имени пророка и реформатора древнеиранской религии, получившей название зороастризма. Время жизни Зороастра относят к X-VII векам до н.э. Это необычное для европейской философия произведение. Философия, говорившая на языке абстракций, создававшая теоретические конструкции из логических категорий, начинает говорить на языке художественных образов.

Информация о работе Философия Фридриха Ницше