Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:05, реферат
Произведения Ницше - это оригинальное соединение художественных образов, философских размышлений, религии и крика души измученного страданиями человека. Особенно ярко направление его творчества проявляется в работе "Так говорил Заратустра". Проанализировав творчество Ницше, можно смело признать его ненависть и презрение к окружающим людям. Фридрих Ницше выступал против подавления личности не только государством, но и внутренними слабостями, безволием человека.
Введение. ……………………………………………………. 3
Биография. ………………………………………………….. 3 – 4
Воля и разум в философии Ф. Ницше. ……………………. 4 – 6
«Сверхчеловек». ……………………………………………. 7 – 8
«Переоценка ценностей». …………………………………. 8 – 10
Ф. Ницше и идеология национал-социализма. ………….. 10 – 12
Вывод. ……………………………………………………...13 – 14
Список литературы. …………………………………………. 15
Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, говорит Ницше. Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек соль земли. Человек это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель, он переход и гибель.
Сверхчеловек должен стать целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе.
Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.
«Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных. Что хорошо? спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: «быть добрым - вот что мило и в то же время трогательно». Вас называют бессердечными но ваше сердце неподдельно, и я люблю стыдливость вашей сердечности. Вы стыдитесь прилива ваших чувств, а другие стыдятся их отлива». Это - мораль сверхчеловека.
«Переоценка ценностей».
Необходимо развенчать все прежние ценности, поскольку они противоречат самой жизни. Христианство Ницше считает моралью рабов, восставших против всего благородного и аристократического. Это бунт «недоделанных и неполноценных». Христианство стремится смирить человеческое сердце, стремится разрушить сильных, разбить их дух, использовать минуты усталости и слабости, превратить их гордую уверенность, в беспокойство и тревогу. Ницше провозглашает смерть Бога. «Кто его убил? - спрашивает он, - Я вам скажу. Это мы его убили: я и вы. Мы его убийцы!» Убийство Бога в последовательном отказе от ценностей, которые всегда были в основании западной цивилизации.
«Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали».
Разрушительная работа духа
начинается развенчанием
Надо отбросить столетиями насаждавшиеся чувства жалости и «любви к ближнему». Они были любовью к слабости, ко всем; низкому и недостойному в человеке. Любит человека тот, кто ненавидит его слабость и сражается с этой слабостью в себе и других. В этом есть и высшая любовь к жизни. Все, кто говорит любви и жалости к ближнему, они в сущности презирают и ненавидят жизнь, стремятся к смерти, к потустороннему. Любовь и слабости есть презрение к жизни.
Уже было оказано о том, что главная цель Ницше - переоценка всех ценностей. С кем сражается Ницше? Он выбрал себе достойных противников. Это Будда, Платон, Иисус и их последователи. Общим для них, по мнению Ницше, является отвращение, презрение жизни, ко всему земному. Для Будды мир есть поток вечного становления, изменения, движения. В нем нет покоя. Отсутствие покоя есть беспокойство, тождественное страданию. Избавиться от страдания можно одним способом остановить поток, успокоить движение; Буддийские мудрецы знают, как это сделать: не оценивать, не хотеть, не созидать. Успокоив свое сознание, человек достигает желанного состояния нирваны. В основе такого отношения к миру лежит безусловная оценка неизменности, покоя, устойчивости как блага; высшего, желательного состояния, а изменения и движения как зла, состояния низшего и нежелательного.
Та же отрицательная оценка становления, движения, изменения, свойственного всему материальному, содержится в философии Платона. Но для Платона материальный мир это еще, не весь мир. Материальный мир бытие неподлинное, «неистинное». За ним скрывается истинное, вечное и неизменное бытие мир идеальный. Мудрый знает о его существовании и знает, как его достичь: надо очиститься от грязи материального, держать в чистоте свою бессмертную душу. Эти идеи позднее воспримет христианство.
Ницше считает, что обе эти точки зрения необходимо преодолеть. Они не отражают свойства самого бытия. Такое отношение к миру порождает слабая, усталая воля. Будда, Платон, Иисус и их последователи враги нового духа. Это достойные враги. К ним подобает относиться с ненавистью и уважением. Ненависть к ним вызвана тем, что они пытались заковать жизнь в оковы, убивали жизнь, убивали самое ценное в ней. А что в жизни самое ценное? Сильная воля, стремящаяся к господству, самоопреодолению, изменению, творчеству. Это неразрывно связано с разрушением, злостью и кровью. Будда и Иисус своей проповедью ненасилия, сострадания, любви к ближнему устанавливают господство слабых над сильными, больных над здоровыми, что противоречит самой жизни, где должны торжествовать сила и здоровье.
Новая мораль не знает, что такое
сострадание и «любовь к
Ницше действительно переоценивает ценности. Он, естественно, отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.
Что же такое новые ценности, что утверждает Ницше? Во-первых, он говорит о том, что не может быть всеобщего блага, блага для всех. Ценится то, что редко встречается. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое.
Во-вторых, если ставить достойную цель и пытаться создавать новые ценности, то это новый человек. Человек, преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек - это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого. Жизнь есть игра, творчество, создание, но, одновременно и страдание, разрушение. В ней есть все: благо и зло. Тем она и прекрасна.
Фридрих Ницше и идеология национал – социализма.
В существовании проблемы - Фридрих Ницше и национал-социализм - сомневаться не приходится, Однако, в чём суть этой проблемы? В том, что философия “реакционного антигуманистического теоретика” стала духовной предтечей германского фашизма или же в том, что Ницше был “до неузнаваемости исковеркан”?
Советские исследователи придерживаются первого мнения, считая Ницше “аморальным певцом насилия и жестокости”, проповедником войны, воспевающим “социальное неравенство и рабство, как двигателей культуры”. Эти постулаты его теории, говорят они и привели к порождению такого явления как фашизм. Но не предвзято ли их мнение? Может они просто, не могли простить Ницше высказывания о “социалистической сволочи”? Может быть, марксисты не работали объективно над его творчеством из-за того, что Ницше считал социализм, с его массовой культурой, нивелировкой личности, стадностью, катастрофой, которая станет концом культуры. Они даже не пытались рассмотреть данную проблему с другой точки зрения, открыто заявляя: “Тот факт, что европейским сторонам фашизм принес неисчислимые страдания, не дает и не даст никогда марксистам права оценить идейную связь философии Ницше и идеологию фашизма, как ошибочное толкование”. Однако, ученые, придерживающиеся второй точки зрения, тоже не всегда бывают, объективны, порой переходя от научного анализа творчества философа к хвалебным одам в адрес Ницше и списывая его “неприятные истины” на душевную болезнь.
Что же являет собой в действительности связь идеологии фашизма и философии Ницше. Пора развеять мифы. Первым делом рассмотрим идею Ницше о сверхчеловеке.
Истолкованная, как хотелось идеологам фашизма, возомнившим себя сверхлюдьми, она оставила кровавый след в истории. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, намного превышающий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам. Его сверхчеловек - это не фюрер и не дуче, а его аргументы – не пистолет и дубинка, как это, может быть, кому-то хотелось думать. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека, а не индульгенцию “буйствующему произволу хамов”. Сверхчеловек Ницше - это “мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал”.
Другим вопросом проблемы является положение о морали господ, морали рабов и напрямую связанных с этим понятий сильной “расы” и слабой. Гитлеровцы, естественно, причисляли. Уж очень импонировал им аристократизм Ницше, то, что он считал народ “постаментом для избранных натур”, а также то, что по Ницше “сильная раса” должна быть господствующей. Теоретики фашизма оправдывали свою жестокость по отношению к другим нациям (расам) именно этим постулатом. Да, Ницше часто пользуется понятием “раса”, но толкует он его скорее как интеллектуально-моральную, нежели национально-этническую характеристику. Сильная раса - это особая порода властвующих, высших людей, сверхлюдей с моралью господ, которой характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души ради которого можно пожертвовать своим богатством и жизнью. Слабая же раса - это жизненно слабые люди, живущие по принципу полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся ради своей выгоды человек - вот представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья , строгость же и суровость по отношению к себе – основа морали господ, как видим , по Ницше, определение сильной и слабой рас заключается в различии моральный ценностей, а не в том, какой национальности (расе) принадлежит человек. Общественная иерархия здесь тоже совершенно не причем.
Очень пригодилось фашистам теория “белокурой бестии, великолепной, жадно стремящейся к добыче”. Как пишет Мельников Д., Ницше в своем труде “Так говорил Заратустра” воспел войну как наивысшее проявление человеческого духа: “Вы должны возлюбить мир как средство к новым войнам… Мой совет Вам – не мир, а война”. Действительно, Гитлер мог вычитать в “Заратустре” гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет, прежде всего, о войне духа. И призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к “войне за свои мысли”. Извращая суть высказывания Ницше, Гитлер декламировал с трибун строки философа: “Я призываю вас не к работе, а к борьбе!”. Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: “Да будет труд ваш борьбой, и мир ваш победою!”. Речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы.
Другой аспект проблемы, связанный с войной – это приписываемая Ницше жестокость, которую выводят обычно из донельзя затертой высказанной им формулы- “падающего подтолкни”. Но искажен не только смысл, и сама фраза. Вот она: “О братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Всё, что от сегодня, - падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я - я хочу еще толкнуть его!.. И кого вы не научите летать, того научите – быстрее падать!”. Отсюда следует, что речь идет не об отношениях между людьми, а о падении эпох, нравов! А кто возразит против того, что все отмирающее в истории, все, что становиться не жизнеспособным, загнивающим, должно кануть в небытие? И в этом ему нужно помочь, иначе процесс тления может тянуться годами и столетиями. Возможно, что элемент жестокости по отношению к гибнущему присутствует, но жестокость эта необходима во благо. Другое дело, конечно, когда за погибающее принимают подчас вполне еще жизнеспособное и пытаются его уничтожить. Ни к чему хорошему это привести не может. Однако Ницше к этому уже не имеет никакого отношения.
Большинство мыслей Ницше нацистские идеологи черпали, кроме “Заратустры”, из книги “Воля к власти”. Но все дело в том, что этой книги как таковой не существует. Есть лишь произвольная компоновка многочисленных заметок конца 80-х годов (через короткое время Ницше лишится рассудка). Фальшивку подготовила сестра безумного философа, которая после смерти брата стала владелицей всего его архива. Сам Фридрих еще при жизни в одном их писем назвал ее “мстительной антисемитской дурой”. Лишь в 1956 году Шлехта восстановил после работы в архиве Ницше хронологию этих заметок под заглавием “Из наследия 80-х годов”. Издание произвело большой эффект, так как стало ясно, что речь идет о грандиозном подлоге, о полном несоответствии заметок и сфабрикованной из них книги, говорить о которой после этого просто не прилично.
Хорошо известно, что основными
постулатами идеологии фашизма
явились национализм, славянофобия
и, главное, антисемитизм. Что говорит
об этих понятиях Ницше? О национализме
философ писал, что “у современных
немцев появляется то антифранцузская
глупость, то антиеврейская, то прусская”.
Крылатый лозунг национализма - “Германия
превыше всего” - Ницше считал концом
немецкой философии. К славянам он относился
с благосклонностью, отмечая даже,
что “немцы вошли в ряд одаренных
наций благодаря сильной
Разумеется, существует ответственность мыслителей за свои идеи. Но допустимо ли смешивать ее с ответственностью за дела? Любая новая система, в том числе и национал- социалистическая, предполагает значительное перекраивание прошлого, при котором любые учения, вплоть до античной философии могут превратиться в оружие для избиения политического противника. Однако за толкование ответственность несёт прежде всего интерпретатор. Тем более, что в случае Ницше с его афористической манерой изложения не требовалось излишнего умственного напряжения, чтобы свести всю труднейшую для понимания глубину его философии броским лозунгом вроде “морали господ и морали рабов”, “грядущего сверхчеловека”, “белокурой бестии”, которой так жаждали стать нацисты.