Философия Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:05, реферат

Описание работы

Произведения Ницше - это оригинальное соединение художественных образов, философских размышлений, религии и крика души измученного страданиями человека. Особенно ярко направление его творчества проявляется в работе "Так говорил Заратустра". Проанализировав творчество Ницше, можно смело признать его ненависть и презрение к окружающим людям. Фридрих Ницше выступал против подавления личности не только государством, но и внутренними слабостями, безволием человека.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………. 3
Биография. ………………………………………………….. 3 – 4
Воля и разум в философии Ф. Ницше. ……………………. 4 – 6
«Сверхчеловек». ……………………………………………. 7 – 8
«Переоценка ценностей». …………………………………. 8 – 10
Ф. Ницше и идеология национал-социализма. ………….. 10 – 12
Вывод. ……………………………………………………...13 – 14
Список литературы. …………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

Реферат. Философия Ницше Ф..docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Все существа до сих пор создавали  что-нибудь выше себя, говорит Ницше. Что такое обезьяна в отношении  человека? Посмешище или мучительный  позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек соль земли. Человек это канат, натянутый  между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель, он переход и гибель.

Сверхчеловек должен стать целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе.

Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей  представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что  он пришел разрушить старые скрижали ценностей.

«Война и мужество совершили  больше великих дел, чем любовь к  ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных. Что хорошо? спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: «быть добрым - вот что мило и в то же время трогательно». Вас называют бессердечными но ваше сердце неподдельно, и я люблю стыдливость вашей сердечности. Вы стыдитесь прилива ваших чувств, а другие стыдятся их отлива». Это - мораль сверхчеловека.

 

«Переоценка ценностей».

Необходимо развенчать все прежние  ценности, поскольку они противоречат самой жизни. Христианство Ницше  считает моралью рабов, восставших против всего благородного и аристократического. Это бунт «недоделанных и неполноценных». Христианство стремится смирить человеческое сердце, стремится разрушить сильных, разбить их дух, использовать минуты усталости и слабости, превратить их гордую уверенность, в беспокойство и тревогу. Ницше провозглашает смерть Бога. «Кто его убил? - спрашивает он, - Я вам скажу. Это мы его убили: я и вы. Мы его убийцы!» Убийство Бога в последовательном отказе от ценностей, которые всегда были в основании западной цивилизации.

«Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил  до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали».

 Разрушительная работа духа  начинается развенчанием образа  Бога. Бог оказался призраком,  созданным человеческим страданием; Ницше говорит, что страданием  и бессилием созданы все потусторонние  миры. Бог не явился из потустороннего  мира, он был создан человеком,  притом лишь бедной частью  человека, его Я. «Больными и  умирающими были те, кто презирали  тело и землю и изобрели  небо и искупительные капли  крови. Много больного народу  встречалось среди тех, кто  предается грезам и одержим  Богом».

Надо отбросить столетиями насаждавшиеся  чувства жалости и «любви к  ближнему». Они были любовью к слабости, ко всем; низкому и недостойному в человеке. Любит человека тот, кто ненавидит его слабость и сражается с этой слабостью в себе и других. В этом есть и высшая любовь к жизни. Все, кто говорит любви и жалости к ближнему, они в сущности презирают и ненавидят жизнь, стремятся к смерти, к потустороннему. Любовь и слабости есть презрение к жизни.

Уже было оказано о том, что главная  цель Ницше - переоценка всех ценностей. С кем сражается Ницше? Он выбрал себе достойных противников. Это  Будда, Платон, Иисус и их последователи. Общим для них, по мнению Ницше, является отвращение, презрение жизни, ко всему  земному. Для Будды мир есть поток  вечного становления, изменения, движения. В нем нет покоя. Отсутствие покоя  есть беспокойство, тождественное страданию. Избавиться от страдания можно одним  способом остановить поток, успокоить движение; Буддийские мудрецы знают, как это сделать: не оценивать, не хотеть, не созидать. Успокоив свое сознание, человек достигает желанного состояния нирваны. В основе такого отношения к миру лежит безусловная оценка неизменности, покоя, устойчивости как блага; высшего, желательного состояния, а изменения и движения как зла, состояния низшего и нежелательного.

Та же отрицательная оценка становления, движения, изменения, свойственного  всему материальному, содержится в  философии Платона. Но для Платона  материальный мир это еще, не весь мир. Материальный мир бытие неподлинное, «неистинное». За ним скрывается истинное, вечное и неизменное бытие мир  идеальный. Мудрый знает о его существовании и знает, как его достичь: надо очиститься от грязи материального, держать в чистоте свою бессмертную душу. Эти идеи позднее воспримет христианство.

Ницше считает, что обе эти точки  зрения необходимо преодолеть. Они  не отражают свойства самого бытия. Такое  отношение к миру порождает слабая, усталая воля. Будда, Платон, Иисус  и их последователи враги нового духа. Это достойные враги. К ним  подобает относиться с ненавистью и  уважением. Ненависть к ним вызвана  тем, что они пытались заковать жизнь  в оковы, убивали жизнь, убивали  самое ценное в ней. А что в  жизни самое ценное? Сильная воля, стремящаяся к господству, самоопреодолению, изменению, творчеству. Это неразрывно связано с разрушением, злостью  и кровью. Будда и Иисус своей  проповедью ненасилия, сострадания, любви  к ближнему устанавливают господство слабых над сильными, больных над здоровыми, что противоречит самой жизни, где должны торжествовать сила и здоровье.

Новая мораль не знает, что такое  сострадание и «любовь к ближнему». Человек должен стать сильным или умереть. Здоровое тело и сильная воля источник радости. Они порождают свободный дух, для которого не существует внешних запретов, внешней морали. Для него нет Бога, он сам становится для себя Богом. Новый человек это не животное, отбросившее мораль и живущее инстинктами. Но и не монах, убивающий жизнь и живущий потусторонним. Новый человек сочетание силы и благородства. В нем тело и дух не находятся в борьбе и противоречии. Это сочетание высокого духа и здорового, сильного тела. Для сильного тела главная радость -  радость борьбы и побед. То же для сильного духа. Он презирает слабость в трусость и порожденную ими ложь. Сильный дух искренний и правдивый. Он ищет только достойных противников, которых можно уважать. Победа для него не самоцель. Важнее сам процесс, сама жизнь как игра и проявление внутренних сил. Именно избыток силы, здоровья, творческой мощи и радости Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Нет Бога. Но это не значит, что жизнь обесценилась, превратилась в низость, зло и страдание. Страдает слабая и больная воля, слабое и больное тело. Для здорового и сального тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.

Ницше действительно переоценивает  ценности. Он, естественно, отбрасывает  то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые  хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает  также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.

Что же такое новые ценности, что  утверждает Ницше? Во-первых, он говорит  о том, что не может быть всеобщего  блага, блага для всех. Ценится  то, что редко встречается. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого  свое.

Во-вторых, если ставить достойную  цель и пытаться создавать новые  ценности, то это новый человек. Человек, преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек - это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого. Жизнь есть игра, творчество, создание, но, одновременно и страдание, разрушение. В ней есть все: благо и зло. Тем она и прекрасна.

 

 

Фридрих Ницше  и идеология национал – социализма.

В существовании проблемы - Фридрих  Ницше и национал-социализм - сомневаться  не приходится, Однако, в чём суть этой проблемы? В том, что философия “реакционного антигуманистического теоретика” стала духовной предтечей германского фашизма или же в том, что Ницше был “до неузнаваемости исковеркан”?

Советские исследователи придерживаются первого мнения, считая Ницше “аморальным  певцом насилия и жестокости”, проповедником  войны, воспевающим “социальное  неравенство и рабство, как двигателей культуры”. Эти постулаты его  теории, говорят они и привели  к порождению такого явления как  фашизм. Но не предвзято ли их мнение? Может они просто, не могли простить Ницше высказывания о “социалистической сволочи”? Может быть, марксисты не работали объективно над его творчеством из-за того, что Ницше считал социализм, с его массовой культурой, нивелировкой личности, стадностью, катастрофой, которая станет концом культуры. Они даже не пытались рассмотреть данную проблему с другой точки зрения, открыто заявляя: “Тот факт, что европейским сторонам фашизм принес неисчислимые страдания, не дает и не даст никогда марксистам права оценить идейную связь философии Ницше и идеологию фашизма, как ошибочное толкование”. Однако, ученые, придерживающиеся второй точки зрения, тоже не всегда бывают, объективны, порой переходя от научного анализа творчества философа к хвалебным одам в адрес Ницше и списывая его “неприятные истины” на душевную болезнь.

Что же являет собой в действительности связь идеологии фашизма и  философии Ницше. Пора развеять мифы. Первым делом рассмотрим идею Ницше  о сверхчеловеке.

Истолкованная, как хотелось идеологам  фашизма, возомнившим себя сверхлюдьми, она оставила кровавый след в истории. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, намного превышающий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам. Его сверхчеловек - это не фюрер и не дуче, а его аргументы – не пистолет и дубинка, как это, может быть, кому-то хотелось думать. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека, а не индульгенцию “буйствующему произволу хамов”. Сверхчеловек Ницше - это “мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал”.

Другим вопросом проблемы является положение о морали господ, морали рабов и напрямую связанных с  этим понятий сильной “расы” и  слабой. Гитлеровцы, естественно, причисляли. Уж очень импонировал им аристократизм  Ницше, то, что он считал народ “постаментом для избранных натур”, а также  то, что по Ницше “сильная раса”  должна быть господствующей. Теоретики  фашизма оправдывали свою жестокость по отношению к другим нациям (расам) именно этим постулатом. Да, Ницше часто пользуется понятием “раса”, но толкует он его скорее как интеллектуально-моральную, нежели национально-этническую характеристику. Сильная раса - это особая порода властвующих, высших людей, сверхлюдей с моралью господ, которой характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души ради которого можно пожертвовать своим богатством и жизнью. Слабая же раса - это жизненно слабые люди, живущие по принципу полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся ради своей выгоды человек - вот представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья , строгость же и суровость по отношению к себе – основа морали господ, как видим , по Ницше, определение сильной и слабой рас заключается в различии моральный ценностей, а не в том, какой национальности (расе) принадлежит человек. Общественная иерархия здесь тоже совершенно не причем.

Очень пригодилось фашистам теория “белокурой бестии, великолепной, жадно  стремящейся к добыче”. Как пишет  Мельников Д., Ницше в своем  труде “Так говорил Заратустра”  воспел войну как наивысшее проявление человеческого духа: “Вы должны возлюбить мир как средство к  новым войнам… Мой совет Вам  – не мир, а война”.  Действительно, Гитлер мог вычитать в “Заратустре” гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет, прежде всего, о войне духа. И призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к “войне за свои мысли”. Извращая суть высказывания Ницше, Гитлер декламировал с трибун строки философа: “Я призываю вас не к работе, а к борьбе!”. Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: “Да будет труд ваш борьбой, и мир ваш победою!”. Речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы.

Другой аспект проблемы, связанный  с войной – это приписываемая  Ницше жестокость, которую выводят  обычно из донельзя затертой высказанной  им формулы- “падающего подтолкни”. Но искажен не только смысл, и сама фраза. Вот она: “О братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Всё, что от сегодня, - падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я - я хочу еще толкнуть его!.. И кого вы не научите летать, того научите – быстрее падать!”. Отсюда следует, что речь идет не об отношениях между людьми, а о падении эпох, нравов! А кто возразит против того, что все отмирающее в истории, все, что становиться не жизнеспособным, загнивающим, должно кануть в небытие? И в этом ему нужно помочь, иначе процесс тления может тянуться годами и столетиями. Возможно, что элемент жестокости по отношению к гибнущему присутствует, но жестокость эта необходима во благо. Другое дело, конечно, когда за погибающее принимают подчас вполне еще жизнеспособное и пытаются его уничтожить. Ни к чему хорошему это привести не может. Однако Ницше к этому уже не имеет никакого отношения.

Большинство мыслей Ницше нацистские идеологи черпали, кроме “Заратустры”, из книги “Воля к власти”. Но все дело в том, что этой книги  как таковой не существует. Есть лишь произвольная компоновка многочисленных заметок конца 80-х годов (через  короткое время Ницше лишится  рассудка). Фальшивку подготовила  сестра безумного философа, которая  после смерти брата стала владелицей всего его архива. Сам Фридрих  еще при жизни в одном их писем назвал ее “мстительной антисемитской дурой”. Лишь в 1956 году Шлехта восстановил после работы в архиве Ницше хронологию этих заметок под заглавием “Из наследия 80-х годов”. Издание произвело большой эффект, так как стало ясно, что речь идет о грандиозном подлоге, о полном несоответствии заметок и сфабрикованной из них книги, говорить о которой после этого просто не прилично.

Хорошо известно, что основными  постулатами идеологии фашизма  явились национализм, славянофобия и, главное, антисемитизм. Что говорит  об этих понятиях Ницше? О национализме философ писал, что “у современных  немцев появляется то антифранцузская  глупость, то антиеврейская, то прусская”. Крылатый лозунг национализма - “Германия  превыше всего” - Ницше считал концом немецкой философии. К славянам он относился  с благосклонностью, отмечая даже, что “немцы вошли в ряд одаренных  наций благодаря сильной примеси  славянской крови”. Евреев же считал “самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения  Европы”.

Разумеется, существует ответственность  мыслителей за свои идеи. Но допустимо  ли смешивать ее с ответственностью за дела? Любая новая система, в  том числе и национал- социалистическая, предполагает значительное перекраивание  прошлого, при котором любые учения, вплоть до античной философии могут  превратиться в оружие для избиения политического противника. Однако за толкование ответственность несёт прежде всего интерпретатор. Тем более, что в случае Ницше с его афористической манерой изложения не требовалось излишнего умственного напряжения, чтобы свести всю труднейшую для понимания глубину его философии броским лозунгом вроде “морали господ и морали рабов”, “грядущего сверхчеловека”, “белокурой бестии”, которой так жаждали стать нацисты.

Информация о работе Философия Фридриха Ницше