Философия Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Целью данной работы является глубокое рассмотрение и изучение философии Гегеля.

Основными задачами является рассмотрение:
1.Феноменологии Духа. Раскрыть значение и направленность.
2. В заключении подытожить проделанную работу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Краткая биография Гегеля Георга Вильгельма Фридриха…………………………………...4
Феноменология духа…………………………………………………………………………... ..5
Схематика и «фигуры» «Феноменология»……………………………………………………..8
Этапы феноменологического пути………………………………………………………...8
Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок)…………………….......9
4.3 Самосознание (диалектика господина— раба, стоицизма— скептицизма и
несчастного сознания)………………………………………………………………………..9
Разум………………………………………………………………………………………….11
Дух……………………………………………………………………………………………12
Религия и абсолютное Знание……………………………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Gegel.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………………………………….3
  2. Краткая биография Гегеля Георга Вильгельма  Фридриха…………………………………...4
  3. Феноменология духа…………………………………………………………………………... ..5
  4. Схематика и «фигуры» «Феноменология»……………………………………………………..8
    1. Этапы феноменологического пути………………………………………………………...8
    2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок)…………………….......9

      4.3 Самосознание (диалектика господина— раба, стоицизма— скептицизма и

несчастного сознания)………………………………………………………………………..9

    1. Разум………………………………………………………………………………………….11
    2. Дух……………………………………………………………………………………………12
    3. Религия и абсолютное Знание……………………………………………………………....14
  1. Заключение……………………………………………………………………………………….15
  2. Список использованной литературы……………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Целью данной работы является глубокое рассмотрение и изучение философии Гегеля.

 

Основными задачами является рассмотрение:

1.Феноменологии Духа. Раскрыть значение и направленность.

2. В заключении подытожить проделанную работу.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) начинал свою деятельность как последователь Канта и Фихте, однако под влиянием Шеллинга вскоре отказался от концепции «трансцендентального» (объективного) идеализма и перешел на позиции абсолютного (объективного) идеализма.

Принимая за основу всех явлений природы и общества Абсолют – духовное начало, обозначаемое такими терминами, как «мировой» или «абсолютный дух», «мировой разум» или «абсолютное» как таковое, Гегель объявляет его существующим до действительного мира, природы и общества. Но это предсуществование имеет не реальный, логический характер. Абсолютное, по Гегелю обладает имманентной трансцендентностью то есть одновременно находится и по ту сторону мира, как бы над ним (но не до него), и вместе с тем не нем самом. Гегель наделяет «абсолютное» особым специфическим содержанием, обуславливающим его "конструктивно-созидательную роль в мире. Сутью этого «созидания» является «самотематизирование» Абсолюта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Краткая биография Гегеля Георга Вильгельма  Фридриха

 

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгель Фридрих  (1770-1831), немецкий философ, родился в  Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

 После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое  наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы («Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет»), а затем и саму диссертацию «Планетные орбиты» и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии», в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, «Феноменологию духа» 1807, после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

 Не дождавшись опубликования  «Феноменологии», Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал «Бамбергскую газету», но меньше чем через два года отказался от «газетной каторги» и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — «Наука логики» 1812-1816.

В 1816 году Гегель возобновил университетскую  карьеру, получив приглашение в  Гейдельберг на место, которое ранее  занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник «Энциклопедия философских наук», по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831 года, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

 Последней опубликованной работой Гегеля была «Философия права», вышедшая в свет в Берлине в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии.

 

 

 

3. Феноменология духа

 

«Гегелевская Феноменология духа построена с использованием следующей  модели. Дорога (сознания как самопознания духа) – драматична. Она развертывается на двух уровнях. С одной стороны, речь идет о переходе сознания индивида от самой простой формы чувственного опыта. С другой стороны, имеется в виду формирование человеческой истории, начиная с античной Греции и кончая временем Наполеона. Феноменология духа может быть охарактеризована в качестве: о повествовании о философском странствии (Одиссеи духа). Она дает нам описание странствия сознания по истории в направлении к самопознанию. Гегель рассматривает различные фазы этого исторического опыта как ступени развития духа. Это кажется несколько странным для современного читателя, но если понимать под «духом» «дух времени» в его повседневном смысле, то это затруднение может быть преодолено. Человек и причастен к духу времени, и преобразует его.

 В Феноменологии духа Гегель  начинает с прояснения недостатков  традиционных эпистемологических концепций. По мнению Гегеля, эпистемология сожержит в себе дилемму. Она предполагает, что перед тем, как индивид приобретет подлинное знание, необходимо определить, что должно и не должно считаться знанием. Гегель полагает, что это условие не реализуемо. Каждая эпистемологическая точка зрения, требующая проверки любого предполагаемого знания, сама претендует на то, чтобы быть знанием. Но, согласно Гегелю, искать знание до того, как начат процесс познания, так же абсурдно, как пытаться научиться плавать не входя в воду».

 «В момент философствования  человек поднимается над уровнем  обыденного сознания, а точнее, на  высоту чистого разума в абсолютной  перспективе (т.е. он обретает  точку зрения Абсолюта). Гегель  говорит об этом со всей ясностью: «Разум превращается в философскую спекуляцию, когда возвышается над самим собой до абсолютного». Чтобы «посторить абсолют в сознании», требуется устранить и преодолеть конечность сознания и, тем самым, возвести эмпирическое «я» в «я» трансцендентальное, в степень Разума и Духа.

 «Феноменология духа» была  задумана и написана Гегелем  с целью очистить эмпирическое  сознание и «опосредованно» возвысить  его до абсолютного Знания  и Духа. По этой причине о  «Феноменологии» говорилось именно  как об определенного рода «введении в философию».

 Согласно Гегелю, философия  есть познание Абсолюта в двух  смыслах:

 а) Абсолют как объект 

 б) Абсолют как субъект. 

Ведь философия – это Абсолют, познающий сам себя (самопознание через философию). Абсолют не только цель, к которой стремиться феноменология, но, по мнению многих ученых, также и сила, возвышающая сознание.

 

 В «Феноменологии духа» имеются  два сопряженных и взаимопересекающихся  плана: 1) план движения Духа в  русле самопостижения через все  исторические перепетии окружающего мира, который, согласно Гегелю, есть путь самоосуществления и самопознания Духа; 2) план, относящийся к отдельному эмпирическому индивиду, который должен пройти и освоить тот же путь. Поэтому история сознания индивида есть не что иное, как повторное прохождение истории Духа. Феноменологическое введение в философию – освоение этого пути».

 «Гегель дает описание познания  как феномена, то есть познания, как оно возникает. Это то, что  Гегель понимает под «феноменологией», то есть описание познания так, как оно фактически является. Это не описание познания в соответствии с его определенным идеалом или моделью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Схематика и «фигуры» «Феноменология»

4.1 Этапы феноменологического пути

 

Дух в самоопределении и проявлении есть сознание в широком значении данного

термина, подразумевающем осознание  чего-то иного (в любой форме— как  внешней, так

и внутренней). Сознание всегда указывает  на определенную связь «Я» и объекта, на

           соотношение  субъект— объект. Отсюда противоречие «субъект— объект» является

отличительной чертой сознания. Так  что итинерарий «Феноменологии»  состоит в

прогрессирующем опосредовании этого  противоречия, вплоть до его полного  снятия.

Можно также отметить, что цель, которую преследует Гегель в «Феноменологии»,

заключается в устранении разрыва  между сознанием и объектом и  в доказательстве того,

что объект есть не что иное, как  «само» сознание, т. е. самосознание, которое  со времен

Канта занимало центральное место  в философии, и которое Гегель пытается научно

обосновать. В то же время он стремится  получить окончательные выводы на этот счет.

В целом феноменологический путь предполагает следующие этапы:

1). Сознание (в узком смысле);

2). Самосознание;

3). Разум. 

4). Дух; 

5.) Религия; 

6). Абсолютное Знание.

Тезис Гегеля состоит в том, что  любое сознание представляет собой  самосознание

(самосознание есть истина сознания); в свою очередь, самосознание  раскрывается как

Информация о работе Философия Гегеля