Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:53, реферат
Целью данной работы является глубокое рассмотрение и изучение философии Гегеля.
Основными задачами является рассмотрение:
1.Феноменологии Духа. Раскрыть значение и направленность.
2. В заключении подытожить проделанную работу.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Краткая биография Гегеля Георга Вильгельма Фридриха…………………………………...4
Феноменология духа…………………………………………………………………………... ..5
Схематика и «фигуры» «Феноменология»……………………………………………………..8
Этапы феноменологического пути………………………………………………………...8
Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок)…………………….......9
4.3 Самосознание (диалектика господина— раба, стоицизма— скептицизма и
несчастного сознания)………………………………………………………………………..9
Разум………………………………………………………………………………………….11
Дух……………………………………………………………………………………………12
Религия и абсолютное Знание……………………………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………
Содержание
4.3 Самосознание (диалектика господина— раба, стоицизма— скептицизма и
несчастного сознания)………………………………………………………
1. Введение
Целью данной работы является глубокое рассмотрение и изучение философии Гегеля.
Основными задачами является рассмотрение:
1.Феноменологии Духа. Раскрыть значение и направленность.
2. В заключении подытожить проделанную работу.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) начинал свою деятельность как последователь Канта и Фихте, однако под влиянием Шеллинга вскоре отказался от концепции «трансцендентального» (объективного) идеализма и перешел на позиции абсолютного (объективного) идеализма.
Принимая за основу всех явлений природы и общества Абсолют – духовное начало, обозначаемое такими терминами, как «мировой» или «абсолютный дух», «мировой разум» или «абсолютное» как таковое, Гегель объявляет его существующим до действительного мира, природы и общества. Но это предсуществование имеет не реальный, логический характер. Абсолютное, по Гегелю обладает имманентной трансцендентностью то есть одновременно находится и по ту сторону мира, как бы над ним (но не до него), и вместе с тем не нем самом. Гегель наделяет «абсолютное» особым специфическим содержанием, обуславливающим его "конструктивно-созидательную роль в мире. Сутью этого «созидания» является «самотематизирование» Абсолюта.
2. Краткая биография Гегеля Георга Вильгельма Фридриха
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгель Фридрих (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).
После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы («Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет»), а затем и саму диссертацию «Планетные орбиты» и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии», в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, «Феноменологию духа» 1807, после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.
Не дождавшись опубликования «Феноменологии», Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал «Бамбергскую газету», но меньше чем через два года отказался от «газетной каторги» и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — «Наука логики» 1812-1816.
В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник «Энциклопедия философских наук», по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.
Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831 года, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.
Последней опубликованной рабо
3. Феноменология духа
«Гегелевская Феноменология
В Феноменологии духа Гегель
начинает с прояснения
«В момент философствования
человек поднимается над
«Феноменология духа» была
задумана и написана Гегелем
с целью очистить эмпирическое
сознание и «опосредованно»
Согласно Гегелю, философия есть познание Абсолюта в двух смыслах:
а) Абсолют как объект
б) Абсолют как субъект.
Ведь философия – это Абсолют, познающий сам себя (самопознание через философию). Абсолют не только цель, к которой стремиться феноменология, но, по мнению многих ученых, также и сила, возвышающая сознание.
В «Феноменологии духа»
«Гегель дает описание
4. Схематика и «фигуры» «Феноменология»
4.1 Этапы феноменологического пути
Дух в самоопределении и проявлении есть сознание в широком значении данного
термина, подразумевающем осознание чего-то иного (в любой форме— как внешней, так
и внутренней). Сознание всегда указывает на определенную связь «Я» и объекта, на
соотношение субъект— объект. Отсюда противоречие «субъект— объект» является
отличительной чертой сознания. Так что итинерарий «Феноменологии» состоит в
прогрессирующем опосредовании этого противоречия, вплоть до его полного снятия.
Можно также отметить, что цель, которую преследует Гегель в «Феноменологии»,
заключается в устранении разрыва между сознанием и объектом и в доказательстве того,
что объект есть не что иное, как «само» сознание, т. е. самосознание, которое со времен
Канта занимало центральное место в философии, и которое Гегель пытается научно
обосновать. В то же время он стремится получить окончательные выводы на этот счет.
В целом феноменологический путь предполагает следующие этапы:
1). Сознание (в узком смысле);
2). Самосознание;
3). Разум.
4). Дух;
5.) Религия;
6). Абсолютное Знание.
Тезис Гегеля состоит в том, что любое сознание представляет собой самосознание
(самосознание есть истина