Философия Г.В. Лейбница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

В 1666 г. он заканчивает университет, а через два года поступает на службу к министру Майнцского курфюрства и в это же время продолжает заниматься математикой, разрабатывает идеи механики. Появляется у него интерес и к богословию, который носит экуменический характер: Лейбниц мечтает объединить всех христиан, вынашивает планы работы, в которой он выскажется, как можно объединить все христианские конфессии.

Содержание работы

Введение
1. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница
2. Теодицея
3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии
4. Субстанция как монада
5. Учение о человеческой свободе
6. Учение о познании и знании
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

 

Кафедра коммерции  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная РАбота

по дисциплине

«Философия»

по теме «Философия Г.В. Лейбница».

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  3  курса

заочной формы обучения

специальности «Финансы и кредит» 

Проверила:


 

 

 

 

 

 

Тула 2012год

Содержание

Введение

1. Картина мира и метафизика  в философской системе Лейбница

2. Теодицея

3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии

4. Субстанция как монада

5. Учение о человеческой  свободе

6. Учение о познании  и знании

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Готфрид Вильгельм Лейбниц  без преувеличения может быть назван одним из величайших философов  и ученых человечества. По образному  выражению Д. Дидро, Лейбниц был  для Германии одновременно и Платоном, и Аристотелем, и Архимедом.Лейбниц родился 1 июня 1646 г. в Лейпциге, в семье профессора Лейпцигского университета. Еще учась в школе, Лейбниц проявил большой интерес к науке, особенно к логике.

В 1661 г. он поступает в  университет, где изучает логику и математику, но в конце концов выбирает юридический факультет, где и защищает докторскую диссертацию “О запутанных судебных случаях”. Попутно он пишет диссертацию о комбинаторном искусстве, в которой разрабатывает идеи логики и математики, в частности математической логики.

В 1666 г. он заканчивает университет, а через два года поступает на службу к министру Майнцского курфюрства и в это же время продолжает заниматься математикой, разрабатывает идеи механики. Появляется у него интерес и к богословию, который носит экуменический характер: Лейбниц мечтает объединить всех христиан, вынашивает планы работы, в которой он выскажется, как можно объединить все христианские конфессии.

С 1672 по 1676 гг. он живет в  Париже и работает на дипломатической  службе; часто наезжает в Лондон. В это время он изучает работы Декарта и Паскаля, знакомится с  известным механиком Джоном Гюйгенсом, который также повлиял на становление  Лейбница как ученого и философа. В это же время он развивает  логические и математические идеи Паскаля, усовершенствует его знаменитую счетную машину.

В 1675 г. Лейбниц создает  дифференциальное и интегральное исчисление, хотя публикует свои идеи только через  девять лет. Эта разница во времени  между открытием и публикацией  послужила поводом для судебных разбирательств между Лейбницем  и Ньютоном. Тяжба эта не делает чести ни тому, ни другому мыслителю, история же распорядилась так, что  основное уравнение дифференциального  и интегрального исчисления называется «формулой Ньютона-Лейбница».Вообще вклад Лейбница в математику был велик -- может быть, не менее, чем вклад Декарта, разработавшего основные положения современной математики. Лейбницу также принадлежат многие нововведения, в частности понятия функции, дифференциала, координат, алгоритма. лейбниц метафизика гносеология познание

В 1676 г. он побывал в Голландии, где познакомился с идеями Спинозы; с этого же времени он работает в Ганновере инженером в рудниках, занимается геологией, пишет книгу  «Протогея» (1691), в которой рассматривает концепцию эволюции Земли. В 1686 г. пишет «Теологическую систему», в которой излагает теоретическую основу для унии различных христианских конфессий. В 1689 г. едет в Италию, где создает Итальянскую академию наук. Папа римский предлагает ему пост хранителя Ватиканской библиотеки, но Лейбниц, будучи по вероисповеданию протестантом, отказывается от этой должности, т.к. возражает против отношения католиков к естественным наукам (католики в то время достаточно подозрительно относились к разным научным изысканиям).В 1697 г. Лейбниц знакомится с Петром I и по его просьбе составляет ряд записок, в том числе план создания Российской академии наук в Петербурге.

Умер Лейбниц 14 ноября 1716 г. в Ганновере.

1. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница

Интересы Лейбница были достаточно разнообразными: философия, богословие, математика, механика, физика (ему принадлежит  открытие закона сохранения энергии), геология.

Так уж получилось, что философия  Готфрида Вильгельма Лейбница предстала  как «определение возможностей и  пределов человеческого познания, построение алгоритма универсального знания», исходящее из объективно-идеалистических  позиций. Философия Лейбница «явилась синтезом важнейших идей ведущих  философских школ XVII в..После Лейбница никто вплоть до Гегеля не смог подняться до синтеза подобных масштабов».

В философии Лейбница нашли  отражение почти все философские  идеи, накопленные к тому времени  европейской философией. Его система - результат многолетнего труда по переработке основных концепций  философии с древности до его  времени. Среди теоретических источников философии Лейбница учения Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы  и др. В философии Лейбница как  бы синтезировалось все рациональное, достигнутое до него, он - завершитель  европейского рационализма. К философским  концепциям прошлого он подходил с  позиции сохранения всего того, что  представляет в них значительную ценность. В то же время, внимательно  изучив концепции предыдущих философов, Лейбниц не был согласен со многими  из них, он, например возражал против декартовского дуализма, не принимал тезис Декарта о врожденных идеях, а также положение Спинозы о субстанции, считая, что подобная позиция означает омертвление действительности.

У Лейбница насчитывается  огромное количество произведений (75 тысяч  работ разного объема). В философском  плане отметим главную, как он сам считал, работу -- «Теодицею» (сам же он и ввел впервые этот термин, ныне широко используемый). В этой работе он ставит задачу доказать, что существование в мире зла не противоречит тому, что миром правит всемогущий и благой Бог.Другая фундаментальная работа Лейбница -- «Новые опыты о человеческом разуме», опубликованная уже после его смерти, в 1765 г. Уже из названия следует, что эта работа направлена против локковских «Опытов о человеческом разуме». Интересна и полезна она тем, что в ней Лейбниц, строго следуя структуре локковского произведения, предлагает свои ответы на каждый из параграфов философии Локка.

В частности, Лейбниц делает добавление к знаменитому тезису Локка («Нет ничего в уме, чего первоначально  не было бы в чувствах») -- «кроме самого ума». Таким же образом Лейбниц остроумно отвечает и на другие материалистические идеи Джона Локка.Однако, более интересна, гораздо меньшая-- «Монадология». Это небольшая работа, в которой Лейбниц часто ссылается на «Теодицею», написанная в форме тезисов, как бы афоризмов. Одна из первых его работ, написанная им еще в университете, но свидетельствующая о зрелости ума, называется «Метафизическая диспутация о принципе индивидуации».

Работы раннего Лейбница показывают его основные интересы: “Свидетельства природы против атеистов”, “О первой материи”. Все они помещены в первом томе русского собрания сочинений  Лейбница. Здесь же помещена и его  переписка с Кларком -- сторонником английского ученого Исаака Ньютона (фактически, это спор с самим Ньютоном). Много работ Лейбниц написал по логике, считая одной из своих основных задач создание универсального языка науки, универсальной логики, которая объединяла бы все научные дисциплины, ведь еще со времен Бэкона и Декарта мы видим недовольство формальной логикой, не дающей прироста научного знания.Чтобы понять философию Лейбница, необходимо представить его себе как личность, не отрывая его философские взгляды от других его воззрений -- математических, физических и богословских. Лейбниц был ученым -- физиком, математиком, т.е. человеком, развивавшим науку, введшим основные принципы в современную физику. Как философ, он эти принципы осмыслял и задавал себе вопросы об их сущности и значимости.

Одно из понятий, которое  вводилось в современную науку, -- понятие силы. Оказывалось, что все взаимодействия между телами в материальном мире могут быть описаны на языке функций, в качестве переменных в которой стоят различные силы. Везде функционирует понятие силы; именно силы оказываются теми параметрами, которые действуют в мире, которые связывают все тела и все явления.

Собственно говоря, кроме  сил, размышляет Лейбниц, в мире ничего нет. Если мы что-то и наблюдаем, то лишь потому, что на нас действует какая-то сила. Все ощущения -- осязание, обоняние и пр. -- возникают вследствие того, что на человека, на его органы чувств действуют некие силы. Если мы ощущаем какой-то предмет, то только потому, что этот предмет оказывает нам какое-то сопротивление, т.е. действует на нас с какой-то силой. Все предметы в мире также взаимодействуют посредством силы.

Наблюдая себя, свое собственное  сознание, человек также обнаруживает, что в его душе также имеются  некоторые силы, что тело движется постольку, поскольку им управляет  душа, а не само по себе, поэтому и  в духовном мире, а не только в  материальном, действуют различные  силы.

2. Теодицея

Основная идея философии  Лейбница о возможности и необходимости  согласования представлений прошлых  поколений о Боге с новыми достижениями естествознания в отдельных сферах человеческой деятельности базируется на афоризме, что «философия, если отведать ее слегка, уводит от Бога, если же глубоко  зачерпнуть ее - приводит к нему». В  трактате «Теодицея» («Оправдание Бога») Лейбниц развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Хотя наш мир содержит много зла и имеет много  недостатков, все же он наилучший  и совершеннейший из всех возможных  миров. Это положение вылилось в  поговорку: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Лейбниц исходит из того, что божественное всеведение должно было знать этот лучший из миров, божественная благодать должна была желать его  осуществления, тогда как божественное всемогущество должно было быть способным  его произвести. Одну из наиболее характерных  черт философии Лейбница представляет доктрина о многих возможных мирах.

Существует бесконечное  число миров, каждый из которых Бог  созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Он мог бы сотворить мир, не имеющий  зла, но Он не был бы так хорош, как  действительно существующий мир. Все  это возможно, согласно Лейбницу, поскольку  не противоречит законам логики. Главное - «сотворенный мир» самый совершенный  в силу того, что в нем добро  значительно превосходит зло. Вместилищем  и источником всех сущностей и  возможностей, которые только можно  мыслить, является, согласно Лейбницу, Бог. Богом определена всеобщая гармония мира. Сущности и возможности - это  нечто идеальное, рациональное, но соединенное  с существованием, чувственностью.

Существование - это частный  вид бытия, а именно динамическое, действующее, действительное бытие, хотя бытие присуще и всему, что  мыслимо, при условии внутренней непротиворечивости мысли. Созданная  Богом природа совершенна, в мире, где живет человек, действует  принцип минимакса: максимум результатов  достигается с помощью минимальных  средств.

Элементом, лежащим в основе всего, выступает по Лейбницу, монада - некая активная, изменяющаяся и  развивающаяся, сугубо индивидуальная субстанция духовного порядка, аналогом которой является человеческое "Я" с его познанием и самопознанием. Объединяет же эти замкнутые единицы некая «предустановленная гармония», в которой запрограммировано соответствие бытия и познания. Проблема противоположности познающего субъекта и познаваемого объекта заменялась решаемой в оптимистическом духе проблемой соответствия и согласованности, т.е. ставилась не в гносеологическом, а в более широком - онтологическом плане. Кто-то все согласовал и «завел часы».

Предустановленная гармония гарантирует индивидуальным субстанциям  возможность действовать и в  согласии с конечными целями Творца, и в соответствии с обстоятельствами , то врожденность идей, или принципов познания оказывается одним из основных положений философии Лейбница. «Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума он избрал план наилучший, соединяющий в себе величайшее разнообразие вместе с величайшим порядком. А так как все возможности в разумении Бога по мере своих совершенств стремятся к осуществлению, то результатом всех этих стремлений должен быть наиболее совершенный действительный мир, какой только возможен. Иначе невозможно было бы указать основания, почему вещи сотворены именно так, а не иначе».

3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии

Характерная особенность  жизни Лейбница - стремление соединить  теорию с практикой. Независимо от Ньютона  он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, придумал счетную машину, способную производить операции над большими числами, занимался  также вопросами экономики, инженерной деятельности. Едва ли существовала при  нем хоть одна отрасль знания, которую  он не изучал бы, и в которую не внес бы что-нибудь новое.

В физике Лейбницу принадлежит  первая формулировка закона сохранения энергии («живых сил»). «Живой силой» (кинетической энергией) он назвал установленную  им в качестве количественной меры движения единицу - произведение массы  тела на квадрат скорости. Формулировку Декарта (произведение массы тела на скорость) Лейбниц назвал «мертвой силой».

Лейбниц сформулировал «принцип наименьшего действия» (впоследствии названного принципом Мопертюи) -- один из основополагающих вариационных принципов физики. Лейбницу принадлежит ряд открытий в специальных разделах физики: теории упругости, теории колебаний и др. Из божественного попечительства над миром Лейбниц выводит универсальную, неразрывную связь всего со всем.

Согласно Лейбницу, «во  всех неорганических телах скрываются органические, так что вся масса, на вид бесструктурная и сплошь однородная, внутри неоднородна, а дифференцирована, притом не бесформенно, а упорядоченно». При этом характер упорядоченности и структуризации разных тел различен, индивидуален. Однако жизненность всеобща, универсальна, она пронизывает все уровни бытия.

Информация о работе Философия Г.В. Лейбница