Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:46, контрольная работа
В 1666 г. он заканчивает университет, а через два года поступает на службу к министру Майнцского курфюрства и в это же время продолжает заниматься математикой, разрабатывает идеи механики. Появляется у него интерес и к богословию, который носит экуменический характер: Лейбниц мечтает объединить всех христиан, вынашивает планы работы, в которой он выскажется, как можно объединить все христианские конфессии.
Введение
1. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница
2. Теодицея
3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии
4. Субстанция как монада
5. Учение о человеческой свободе
6. Учение о познании и знании
Заключение
Список использованных источников
С различным характером упорядоченности и структуризации связан тезис Лейбница о том, что в мире нет абсолютно одинаковых тел, даже две капли воды различны.
С этой идеей Лейбница связано
другое положение его философии
- закон непрерывности, который дополняет
его динамизм. Этот закон позволяет
Лейбницу прийти к выводу о родстве
всех живых существ и их связь
с неорганической природой: «…люди
находятся в близкой связи
с животными, животные с растениями
и растения опять-таки с ископаемыми,
в то время как последние, в
свою очередь, с телами, которые воспринимаются
нами посредствам чувств». Если все
созданное Богом -«
Все уже сотворено в принципе. То, что иногда называют «творческой эволюцией» - лишь иллюзия. Развиваться, или эволюционировать можно только исходя из того, что уже заложено изначально, т.е. так сказать «виться из» и не более того. Причем процесс этот компенсируется процессом инволюции, «свертывания развившегося».
Считая недостаточным картезианский критерий ясности и отчетливости, Лейбниц предлагал опираться в познании на законы тождества (или противоречия) и достаточного основания. Закон тождества является, по Лейбницу, общей формулой так называемых «истин разума», примером которых является сам закон тождества, геометрические аксиомы и т. д.
Лейбниц внес большой вклад в разработку понятия «необходимость». Необходимость он понимает как то, что должно быть обязательно. Самой первой необходимостью выступает метафизическая, абсолютная, а также логическая и геометрическая необходимость. Она основывается на законах тождества и противоречия, поэтому допускает единственную возможность событий.
Необходимость Лейбниц противопоставляет
случайности, понимая ее не как субъективную
видимость, а как такую объективную
связь явлений, которая зависит
от свободных решений и от хода
процессов во Вселенной, т.е. он понимал
ее как относительную случайность,
которая носит объективный
В основание своих философских представлений Лейбниц кладет проблему исономии. Ведь его главная цель - показать почему, как и кто определил, что Мир устроен именно так, а не иначе.
В написанной для австрийского принца Евгения Савойского работе «Начала природы и благодати, основанные на разуме» (1714) читаем: сколько бы люди не говорили о физике, рано или поздно им приходится подниматься «...на высоту метафизики, пользуясь великим принципом, …который гласит следующее: ничего не делается без достаточного основания, т.е. не происходит ничего такого, для чего нельзя было бы при полном познании вещей указать основания, достаточного для определения, почему это происходит так, а не иначе. Раз такое допущено, то первый вопрос, который мы имеем право сделать, будет следующий: почему существует нечто, а не ничто, ибо ничто более просто и более легко, чем нечто?
Далее, если предположить, что вещи должны существовать, то должна быть возможность указать, почему они должны существовать так, а не иначе. Это достаточное основание не должно нуждаться в другом основании, а должно находиться вне ряда вещей случайных и заключаться в субстанции, которая составляет причину этого ряда или есть необходимое существо, само в себе носящее основание своего бытия».
Закон достаточного основания широко используется Лейбницем для решения самых разных философских проблем: обоснования невозможности существования в мире двух одинаковых вещей (принцип «тождества неразличимых»), доказательства бытия Бога, утверждения наличного мира в качестве наилучшего и т. д.
4. Субстанция как монада
«Монадология» Лейбница - метафизически-философская концепция положившая в основу идею о «контингентности мира» состоящего из множества самостоятельно действующих единиц - «монад», единство которых обеспечивается через внешнюю причину в виде божественной "предустановленной гармонии". Исторической заслугой Лейбница оказалось придание субъективности вид объективности, а объективности характерных черт субъективности.
Субстанция (лат. Substantia - сущность) - философский термин, обозначавший в домарксистской философии первооснову всего существующего, которая обуславливает возникновение и исчезновение конкретных вещей и явлений, а сама ни от чего не зависит, являясь причиной самой себя.
Различие и тождество, непрерывность, монадность и принципы совершенства и полноты, логические модальности - все эти методы Лейбница характеризуют всеобщую последовательность вещей. Они ведут к признанию множественности субстанций. По мысли Лейбница, из одной-единственной субстанции неповторимое многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной произойти не может, так что принцип качественного многообразия должен быть введен в «самое» субстанцию.
Все субстанции роднит между собой, по Лейбницу, общая их духовная природа. Подобно различным человеческим личностям субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении. При всей своей индивидуальности субстанции родственны друг другу не только в том, что все они духовны, но и в том, что они вечны и «просты», т.е. неделимы. В этом смысле, а также в том, что пространственные различия для них вообще не существенны, они представляют собой «точки» - точки не математические или физические, а «метафизические». Это не минимальные элементы геометрических структур и не вещественные атомы или корпускулы, но «атомы истинные». Геометрические и физические точки суть лишь «точки зрения» и вообще только явления, а «точки» духовные - это сущности. Физические «точки», по Лейбницу, в принципе всегда сложны, то есть реально и познавательно расчленимы, делимы на их составляющие. Точки математические суть абстракции, а не реальность.
Существует даже крылатое выражение, что монада Лейбница - это переодетый дифференциал. Эти дифференциалы вообще не есть ни точки (в алгебраическом выражении - нули), ни определенные отрезки (величины), ни бесконечно малые количества - «бесконечно малые применимы лишь для математических выкладок». Лейбниц воспользовался возможностью использования терминов «дифференциал», «бесконечно малая величина» уже не в математике, а в философии. Им не свойственна протяженность, и в этом смысле они суть точки, то есть как бы пространственные «ничто», но, будучи субстанциями, они полны содержания и неисчерпаемы, и в этом смысле они суть бесконечно содержательные «нечто».
Равнодействующей этих двух философских параметров и будет понятие философской бесконечно малой сущности, которая в то же время отличается и противоположным качеством - бесконечно большой содержательностью. Будучи «живыми нулями», субстанции Лейбница с не меньшим правом могут быть названы и метафизическими индивидуальностями, т.е. монадами (от греч. monas - единица), как философ и стал их называть с 1696 г.
Населяя весь мир своим метафизическим континуумом, монады не оставляют никакой возможности для «метафизической пустоты» не потому, что их очень много и их множество заполняет пустоту, а потому, что понятия заполненности и незаполненности не имеют применительно к сущности монад и сочетаний последних никакого смысла.
Монадам чужда пассивность, именно активное стремление составляет их сущность. Каждая из них есть постоянный и беспрерывный поток перемен, в котором изменение реальности и сознания, движения и развития совпадают. Монады - это силы, и поскольку они духовны, а в то же время суть «точки», то они представляют собой центры сосредоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных. Действенность (действительность) понимается как знающая воля (вопящее знание), т.е. как «разум» и «дух».
В вечном «беспокойстве» монад заключается их счастье, хотя к смутной стадии этого беспокойства неизбежно примешано едва заметное страдание. Однако «…счастье заключается в наиболее гармоничном состоянии ума». Путь к этой гармонии идет, таким образом, через активность, деятельность, борьбу, преодолевающую чувство неудовлетворенности, страдания и своими результатами устраняющую его.
Сущностные силы - это
силы «первичные», вечные, всегда живущие
в своих действиях, неповторимые
и соединяющие в себе способность
к изменению и тенденцию к
актуализации. Актуализация устремлена
из идеально-духовного в
Монады рассматривались и описывались Лейбницем по аналогии с человеческими «я». Их жизнь заключается не только в деятельности, но и в сознании. Так, личность, изменяясь на протяжении всей жизни человека, остается именно данной личностью, сохраняющей сознание непрерывности своего существовании во времени. «Движение» каждой монады есть её духовное изменение, развитие. Имея общую духовную природу и общее происхождение, монады не тождественны друг другу, подобно тому, как различаются друг от друга характеры, ум и взгляды людей.
Различия между монадами, как и между человеческими душами, могут быть указаны, по крайней мере, по двум основным параметрам - по «углу зрения» на мир, т.е. по оригинальности структуры сознания, и по степени общего развития, активности и совершенства. «Лейбниц делает все сущее «субъектообразным», т.е. представляюще-стремящимся в себе и тем самым действенным».Каждая монада - замкнутый космос, и отсюда знаменитое изречение Лейбница: «Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». Монады не могут воздействовать ни на что вовне себя и сами не подвержены никакому внешнему влиянию - в этой самодостаточности их совершенство.
Акцент на беспредельную неисчерпаемость содержания каждой монады усиливает то качественное многообразие мира, которое определяется фактом различия всех монад друг от друга. И если их оригинальность и неповторимость говорит скорее против мирового единства и гармонии, чем в его пользу, то бесконечное многообразие внутри каждой из них дает надежду на обретение этого единства и гармонии.
Как Лейбниц понимал внутреннее развитие монад? Каждая из них живет более или менее интенсивной жизнью, которую можно объяснить опять-таки по аналогии с психической жизнью людей. Монады как бы двулики: стремление и восприятие - это две стороны их жизни. Саморазвитие каждой монады - это теологический переход её ко всё более высоким ступеням сознания, что совпадает с прогрессом её познания. Развитие монады происходит в соответствии с принципом непрерывности.
Самые низшие монады он называет «голыми (nues)»; они составляют главным образом неорганическую природу, и их нельзя назвать ни мертвыми, поскольку смерти нет, ни живущими той жизнью, которой живут сознающие души. Эти монады «спят без сновидений», и они составляют камни, землю, траву и т.п.
Между так называемой неживой
природой и живой существует непрерывная
связь через цепочку
Второй класс монад отличается тем, что его элементы обладают ощущениями и созерцаниями (восприятиями, перцепциями). Самым неразвитым представителям этого класса свойственны пассивные, т.е. подсознательные и полусознательные, смутные созерцания. Основной состав второго класса - животные; их деятельность по преимуществу страдательна, пассивна; самосознание им не свойственно.
Третий, самый высокий
из известных нам класс монад
образуют души людей. Это духи - активные
сознания, обладающие памятью, способностью
к рассуждению и ясной
Итак, монады при всем безграничном их качественном разнообразии, составляют всеобщую последовательность, систему. Развитие монад низшего класса имеет целью достижение состояния монад более развитых, животных, а развитие последних устремлено к состоянию духов. Но и в онтогенезе высших, духовных, монад, т.е. людей, наблюдается та же картина - их сознательной жизни, ориентированной на развитие научного и философского мышления, предшествуют довольно примитивные состояния как в детстве, так и на начальных стадиях познания ими любого объекта, поскольку оно начинается с пассивной чувственности. В монаде более высокого ранга всегда присутствуют низшие состояния - не только как рудименты, но и как необходимые для её деятельности. Рациональное содержание этой теории в том, что высшие функции организма действительно не могут осуществляться иначе как на основе низших функций, т.е. первые зависят от последних.
Сходство программ всех монад выражается и в общности тенденций развития их эмоциональной жизни. Совершающиеся в них познавательные процессы внутренне связаны с желаниями, составляющими как бы их другую сторону. По мере усиления познавательной активности монад возрастают и их желания, которые в свою очередь становятся источником дальнейшего прогресса монад, их ориентации на переход во все более высокие, т.е. совершенные состояния.
Монады к этой цели «страстно» стремятся, их объединяет общая по содержанию теология, хотя она всегда в разной мере реализуется разными монадами. Кстати говоря, глубокая диалектика причин и целей, смутно угаданная Лейбницем, реализуется, как показали ныне теория информации и кибернетика, в деятельности самоорганизующихся гомеостатических систем, и человек - только одна из них.
Сил-субстанций как центров
сосредоточения колоссальных энергий
бесконечно много, ибо ограниченность
их количества, а тем более единственность
не могли бы обеспечить безграничной
неисчерпаемости явлений. Абсолютная
противоположность субстанций-