Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:46, контрольная работа
В 1666 г. он заканчивает университет, а через два года поступает на службу к министру Майнцского курфюрства и в это же время продолжает заниматься математикой, разрабатывает идеи механики. Появляется у него интерес и к богословию, который носит экуменический характер: Лейбниц мечтает объединить всех христиан, вынашивает планы работы, в которой он выскажется, как можно объединить все христианские конфессии.
Введение
1. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница
2. Теодицея
3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии
4. Субстанция как монада
5. Учение о человеческой свободе
6. Учение о познании и знании
Заключение
Список использованных источников
Необходимо охарактеризовать и высший принцип единства мира, превращающий какофонию независимых друг от друга субстанций в стройный, гармоничный хор. Лейбниц стал искать решение этих проблем в представлении об изначальной, то есть предустановленной, гармонии мира и понятии Бога, завершающем собой восходящий ряд субстанций.
5. Учение о человеческой свободе
Лейбниц, рассуждая о свободе, ставит акцент на «достаточности как ограничительном принципе», который должен поставить предел «рациональности физика» и перейти к попыткам осмыслить мир исходя из «метафизической рациональности», что для Лейбница равнозначно требованию исходить из его «Божественного творения».
Из всех возможных и совершенных миров Бог, который является сам «высшим совершенством», все «предвидел и просчитал», выбрал и сотворил мир «самый совершенный». И обсуждать, почему он избрал этот мир, а не другой - не имеет смысла. Надо принять его таким как он есть и считать «мир сущего» самым совершенным, где действует minimax.
Та «необходимость», с которой человек сталкивается при попытках действовать в условиях имеющегося «совершенно устроенного мира», в целом представляет собой лишь «гипотетическую необходимость» (а в нравственной сфере, соответственно, «моральную необходимость»). Она необходима (т.к. ее нельзя обойти) только для человека, свобода которого ограничена «достаточностью» гипотетической необходимости. Эту «достаточность» обеспечил Бог, выбрав самый совершенный вариант из возможных миров, хотя для него как неограниченного в свободе такое основание для выбора достаточно, но не необходимо, т.е. «обходимо» и может быть другим.
Могло бы быть иначе, но то, что есть самое совершенное. Поэтому человеку вполне достаточно опереться на гипотетическую необходимость, господствующую в мире «предустановленной гармонии», благодаря чему реализуется наиболее совершенный и рациональный его вариант.
6. Учение о познании и знании
В вопросах познания Лейбниц в основном стоит на рационалистических позициях, однако стремится преодолеть недостатки, как эмпиризма, так и рационализма. Он принимает главный тезис сенсуализма: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы чувствах, но при этом дополняет это положение своим утверждением: «кроме самого разума». Таким образом, он признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей.
Чувственное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, своего рода предпосылка познания рационального, так как оно не в состоянии объяснить необходимость и всеобщность в познании истины. Только рациональное познание может дать картину всеобщности и необходимости, существующей в мире.
Человеческий ум, по Лейбницу,
похож на глыбу мрамора с прожилками,
намечающими очертания будущей
фигуры, которая будет изваяна
скульптором. Так образно Лейбниц
описывает процесс
В методологических вопросах
Лейбниц стремился занять взвешенную
позицию, пытаясь примирить
Истины факта - это такие истины, которые получаются в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин.
Здесь действует лишь причинная
связь явлений, связывающая одни
явления с другими. Для этого
рода истин действует закон
К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики. Лейбниц много сделал для развития логики, которую понимал как науку о всех возможных мирах. Он придавал большое значение понятию вероятности.
В своем работе «Об искусстве
комбинаторики» (1666) предвосхитил некоторые
моменты современной
Лейбницу, в частности, принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. В логике, развивая учение об анализе и синтезе, Лейбниц впервые сформулировал закон достаточного основания, дал современную формулировку закона тождества.
Заключение
Лейбниц - один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли существовала при нем хотя бы одна отрасль знания, которой он не изучал, и в которую его мысль не внесла бы что-нибудь новое. В этой многосторонности, однако, заключался источник и недостатков деятельности Лейбница: она была до некоторой степени отрывочна; он гораздо чаще открывал новые пути, чем проходил их до конца; смелости и богатству его планов далеко не всегда отвечало их выполнение в подробностях. Это можно сказать и о философском творчестве Лейбница. Свои философские взгляды он чаще всего излагал в форме писем, заметок, общих и кратких очерков.
Лейбниц в своих неопубликованных при его жизни размышлениях является наилучшим примером философа, использующего логику как ключ к метафизике. Этот тип философии начинается с Парменида, а продолжается он в платоновском использовании теории идей, чтобы доказать различные внелогические суждения. К этому же типу философии принадлежат философия Спинозы, а также философия Гегеля. Но никто из них не смог с такой ясностью заключать от синтаксиса к действительному миру. Этот вид аргументации получил дурную славу из-за роста эмпиризма.
Тем не менее, Лейбниц остается величественной фигурой и его величие сейчас заметнее, нежели когда-либо раньше. Помимо того значения, которое он имеет как математик и создатель исчисления бесконечно малых, он был основоположником математической логики важность которой он понял тогда, когда она еще никому не была ясна. А его философские гипотезы, хотя и фантастичны, но очень ясны и могут быть точно выражены. Я считаю, что его монады все еще могут быть полезны как предполагаемые возможные пути видимого восприятия, хотя их нельзя рассматривать как лишенные окон.
Лейбниц был творцом одной из самых оригинальных и плодотворных философских систем нового времени. Диалектика, логика и глубоко научный стиль- вот что характеризует лучшие стороны его философского творчества. Эта философия впитала в себя достижения предшественников и современников, дала свой ответ на их искания, а во многом и обогнала свое время.
Список использованных источников
1. Антология мировой философии. Том 2. - М., 1970.
2. М.В.Желнов - Идеи Г.В.Лейбница и М.Хайдеггера в последнем десятилетии XX в. Метафизика Г.В.Лейбница: Современные интерпретации (К 350-летию со дня рождения) Отв.ред. А.В.Водолагин. // М.: Изд-во РАГС при Президенте РФ, 1998.
3. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. // - М.: Олимп; 1997.
4. Лейбниц Г.Ф. Сочинения. Тома 1, 2. / Перевод с французского П.С. Юшкевича.// - М.: «Мысль», 1982.
5. Майоров, Г.Г. Теоретическая
философия Готфрида В.
6. Нарский, И.С. Готфрид Лейбниц. - М.: «Мысль», 1972.