Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:34, контрольная работа
Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.
1.Введение--------------------------------------------------------------------------------2
2. История философского осмысления экономических процессов-----------2
3.Экономика в контексте культуры------------------------------------------------6
4.Философское осмысление современных экономических процессов-----12
5. Заключение---------------------------------------------------------------------------19
6.Список использованной литературы--------------------------------------------20
Тема № 13 :Философия и экономическая теория. Философское осмысление экономических процессов
Оглавление
1.Введение--------------------
2. История философского
осмысления экономических
3.Экономика в контексте культуры----------------------
4.Философское осмысление
современных экономических
5. Заключение--------------------
6.Список использованной литературы--------------------
Введение
Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.
Пожалуй, одной из самых обсуждаемых
проблем в современной
История философского осмысления экономических процессов
Начиная изложение социальной философии с экономики и политики, мы отнюдь не следуем марксистским догмам об их непреходящей всеобъемлющей роли. Но, нравится нам это или нет, считаем ли мы сегодняшнее положение экономики и политики в жизни общества преходящим или перманентным, — мы должны признать объективную значимость этих явлений в современной жизни мирового сообщества. А признав ее, необходимо признать и необходимость их изучения — для поддержки ли концепции политической и экономической основы развития общества или для ее отрицания.
Светлые перспективы цивилизации во многом определяются тем, насколько успешно функционируют общественные системы в их взаимной связи, как единое целое, где каждое звено работает на целое, а целое стимулирует жизнеутверждающую силу частей. Что же можно выявить в тончайшей паутине социально-экономических связей с философско-экономической точки зрения? Какова методологическая роль философской культуры в осмыслении социально-экономической реальности?
Без экономического образования ныне вообще вряд ли возможно управлять делами государства. Речь идет не о профессиональном знании современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой в ее основополагающих принципах.
Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем, или угол зрения на экономическую жизнь общества. Чтобы ответить на вопрос, что такое экономическая философия как философское учение, следует прежде понять, что такое политическая экономия.
Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.
Основные положения экономической теории марксизма:
Что способствовало
возникновению экономической
1. Взгляды Платона на проблемы государственного устройства.
2.Философия социалистов-утопистов эпохи Возрождения (Томаса Мора, Томаззо Кампанелла).
3.Французская философия XVIII века — философия Просвещения (Жан-Жак Руссо, Жан Мелье, Габриэль Мабли, Франсуа Бабеф)
В наше время некоторые страны используют в основе Марксистскую теорию. Например, Китай вполне успешно совместил социализм и рыночную экономику (основу капитализма), но прошедшие года показали что теория, в особенности революционный путь решения социальных проблем непросто плох, но и опасен.
Хотелось выделить то, что К. Маркс один из первых пошел по пути материального понимания мира. Многие его тезисы до сих пор имеют право на жизнь и содержат глубокий анализ социальных проблем в обществе. Многие современные социологи пользуются его трудами.
Безусловно, К. Маркс и Ф. Энгельс не могли дать точный прогноз будущего. Тем не менее, они вскрыли многие противоречия и системные недостатки капиталистического общества и государства. Это позволило западной политической элите несколько позже – на рубеже XIX и XX веков – осознать необходимость трансформации буржуазных режимов и экономических систем и найти пути таковой трансформации ради выживания капитализма как такового.
Экономика в контексте культуры
Изучение взаимодействия экономики и культуры является в настоящее время одним из важнейших аспектов экономических и социологических исследований. Эта тема давно интересует западных ученых: экономистов, культурологов, историков, социологов. Здесь можно привести имена таких исследователей как А. Смит, М. Вебер. Дж.К. Гэлбрейт,В. Зомбарт, которые в своих капитальных работах освещали в широком смысле проблемы взаимодействия духовной и материальной культур, экономики и нравственности. Сейчас тема культуры в социально-экономическом развитии стала еще актуальнее. И несмотря на то, что уже довольно давно ученые разрабатывают данную проблему, она не освящена достаточно полно, особенно в работах отечественных исследователей.
Понимание необходимости объединения экономики, этики и эстетики и их главных ценностей эффективности, нравственности и красоты в повседневной жизни и в способе хозяйствования указывает на то, что экономика является одной из главных областей культуры.
Из всех областей культуры экономика является наиболее автономной. Поэтому экономика есть предмет специфической науки, национальной экономии. Поскольку экономика является частью культуры и определена культурными и этическими нормами и ценностями, национальная экономия должна быть также наукой о культуре, культурной экономией.
Экономическая наука, как и ее предмет––хозяйственное обеспечение человеческого существования, простирается от неживой материи,
сырья до символического и эстетического содержания, от природы до духа. Экономическая наука не только естественная или только гуманитарная наука. Она является культурной, естественной и технической наукой. Она простирается от биоэкономии и технической экономии до этической и культурной экономии.
Именно в интеграции технического, экономического и культурно-
эстетического знания и умения и состоит, собственно, деятельность
предпринимателя. Эта интеграция техники и культуры, экономики
промышленности и культурной экономии приобретает все большее
значение для управления предприятием и маркетинга.
Постиндустриальная экономика требует большего внимания к культурному фактору. Эстетические и культурные аспекты повседневного труда на производстве, досуга и потребления должны во все большей мере учитываться в экономике, которая переходит от количественного производства материальных благ к качественной экономике услуг.
Изменения в производственной культуре экономики следуют за переходом от экономики, ориентированной на промышленность, к экономике, ориентированной на услуги. Наибольший темп роста в экономике отмечается в настоящее время в таких отраслях «индустрии культуры», как кино и телевидение, консалтинговые предприятия и т.п.
Если рассматривать экономику постмодерна со стороны спроса и потребления, можно зафиксировать изменения социальных и культурных образцов потребления. Современная культура потребления переходит от массового потребления к потреблению с повышенными эстетическими и культурными запросами. Возрастает роль культурных аспектов в оценке товаров. Престиж перемещается с материальных качеств товаров (например, мощность двигателя автомобиля) на их символически культурные качества (такие как дизайн автомобиля, снобистский эффект редкости и т.п.). В той
мере, в какой сегодня смешиваются отдых, развлечения и культура, а культурная и развлекательная деятельность уже не рассматриваются совершенно изолированно, в той же мере смешиваются сейчас потребление товаров и потребление культуры. Свободное время используется для «совместного потребления» культуры, потребления и развлечений. Растет спрос на культурно «обогащенные», эстетически облагороженные блага. Культурно-эстетическое потребительское поведение, ограниченное ранее состоятельными и образованными слоями, охватывает ныне широкие слои общества.
Примерами могут служить мода на познавательные путешествия, расширение социальной базы покупателей и читателей книг, рост количества фестивалей, посещения музеев и музейного туризма.
Важная функция, которую выполняет массовая культура в постиндустриальном обществе, состоит в заполнении свободного
времени и духовной пустоты, отвлечении человека от проблем усложняющейся реальности с помощью расширения потребления,
превращения предметного мира в составную часть образа жизни и символ социального и духовно-нравственного состояния.
Культурный аспект учитывается в маркетинге, в рекламе и в оформлении товаров широкого потребления, при выборе мест для размещения промышленных предприятий. В маркетинге продуктов, продвижении их на рынок используются культурные и символические элементы.
Важнейшим элементом массовой культуры является реклама,
которая через свои навязчивые образы утверждает почитание материального продукта как полноценного заменителя духовного, представление о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечной цели человеческого бытия.
В конкуренции за размещение промышленных предприятий важную роль играет культурный маркетинг. Культурные объекты какого-либо города определяют его ценность с точки зрения проведения досуга, которая в свою очередь определяет привлекательность города для рабочей силы. Отрасли культуры способны занять больше рабочей силы и уменьшить безработицу.
Преобразование индустриальной экономики в экономику услуг ведет к тому, что нематериальные аспекты хозяйствования становятся важнее материальных. Культурные аспекты условий труда и производства приобретают большее значение со стороны предложения, а культурные аспекты благ, маркетинг, имидж––со стороны спроса. Здесь возникают новые возможности сотрудничества между экономикой, искусством и науками о культуре. Поощрение искусства частным предпринимательством, меценатство, может рассматриваться в рамках глобальной стратегии фирмы как составная часть маркетинга.
Развитие той части культуры, которая до сих пор претендовала на максимальную автономность относительно культуры в целом,
Преобразование автономного индустриального хозяйства в культурную экономику показывает, что культура пронизывает все области деятельности человека. Формирование культурной экономики является частью свойственного эпохе постмодерна процесса, в ходе которого культура пронизывает и образует контекст всех областей жизни. Культурная экономика отчетливо показывает, что необходимо рассматривать экономику и культуру в их связи, совместно проводить культурную и экономическую политику.
Культурная экономика и культурная экономическая политика направлены на культурные аспекты хозяйственных благ и на экономические аспекты благ культуры и искусства. То, что материальные блага обладают культурными свойствами, а культурные блага––материальными свойствами, показывают, что экономика и искусство соприкасаются друг с другом и совместно являются частью культуры данного общества. Центральную роль как в хозяй-
Информация о работе Философия и экономическая теория. Философское осмысление экономических процессов