Философия и экономическая теория. Философское осмысление экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Содержание работы

1.Введение--------------------------------------------------------------------------------2
2. История философского осмысления экономических процессов-----------2
3.Экономика в контексте культуры------------------------------------------------6
4.Философское осмысление современных экономических процессов-----12
5. Заключение---------------------------------------------------------------------------19
6.Список использованной литературы--------------------------------------------20

Файлы: 1 файл

Философия № 2.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Технический прогресс в  наше время явно опережает социальный и культурный. В настоящее время, техника господствует над человеческим сообществом, диктуя свои законы и свою волю. Примером может служить то, что многие впадают в зависимость от интернета, от компьютера, в психдиспансерах появляются новые больные с нарушением психики, зомбированные  компьютероманы.

Техника, материализует  волю разума человека-завоевателя и  человека-хищника («Raubter» по Шпенглеру). Такое видоизменение статуса техники в обществе узаконивает завоевательно-потребительское отношение к природе, ведущее к экологическому, моральному и духовному кризису.

Понятие технократизма  в философии противопоставляется  понятиям гуманизма и гуманитаризма. Он применим ко многим сторонам социокультурного мира. Технократизм, как способ мышления, предполагает частичность, односторонность, жестокость, однозначность, рассмотрение средства в качестве цели. Он выступает в виде современной формы догматического, механистического мировоззрения и деятельности. В основе понимания технократизма лежат причины двоякого характера. С одной стороны, это жесткая (административно-командная) форма организации производства и всей жизни человека. С другой стороны, - это сам характер современной цивилизации, который принято называть в современной науке «машинной», или техногенной. Способ взаимодействия с природой, базирующийся на механических принципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный способ поведения и мышления. Этот способ закрепляется в мышлении и распределяется на другие сферы человеческой жизни.

В этих условиях человек  не может выйти за рамки ограниченности, частичности, узости мышления, развернуть универсальное богатство своего потенциала. Технократическое понимание человека отражено в идеале его всесторонности, рассматриваемой как механическое соединение всех положительных сторон. Но в этом случае реальная целостность остается за пределами познания, а в наличии имеется лишь множество черт, механически сведенных воедино. Лишь саморазвивающаяся и субстанциональная система может заключать в себе богатство целостности, и только по отношению к ней осуществим комплексный подход и всесторонний анализ. Человек при таком подходе рассматривается в противоречивом единстве системы «человек - условия его существования». Он - элемент системы, винтик, который не обладает собственной ценностью. Любое отсечение, отбрасывание одной из сторон ведет к неадекватности мышления и деятельности личности. Примером может служить многолетнее культивирование лишь материалистической философии, тогда как целостность подразумевает свободное ориентирование, свободное существование в многомерном полисимфоническом пространстве.

Технократизация сознания привела не к возвышению, а к упадку науки и техники, к неспособности вывести ее на качественно новый уровень, для достижения более прогрессивных идей. Это произошло, потому что технократическое мышление в глубине своей сущности противоположно творчеству, которое «питается» духом. Без творчества же мертвеют и самые новейшие научно-технические средства, теряя внутренний субстанциональный источник развития. Импульс «воли к власти» затмевает собой импульс «воли к культуре». Это и есть условия, при которых культура впадает в кризис, и теряет творческую способность.

 

Заключение

 

Основные современные  экономические понятия, термины  и принципы являются продуктом длительного  процесса развития экономической науки  и хозяйственной практики. Экономическую  науку можно условно разделить на теоретическую и прикладную науку.  
 Есть по крайней мере несколько причин, ведущих к необходимости изучать философские основы экономической теории. Во-первых, современная экономическая теория эклектична, то есть состоит из нескольких относительно самостоятельных теорий, которые явились порождением различных исторических эпох, разных культурных традиций и типов научного мышления. Следовательно, зная философские основы экономической теории, мы можем глубже понять логику и структуру "экономического мышления".  
Во-вторых, знание философских основ экономической науки позволяет более строго подходить к любым возможным суждениям политических и общественных деятелей по экономическим вопросам с учетом того, что многие из этих суждений уже имели место в прошлом и нет никакой необходимости вновь попадаться на старый крючок нынешних мастеров манипулирования сознанием народа.  
В-третьих, философские основы экономической науки являются частью сокровищницы мировой культуры, приобщение к которой развивает мировоззрение, облагораживает ум, способствует более полному восприятию действительности.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы :

 

 

1. Бердяев Н.А. Смысл  истории. - М., 1990.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989.№6

3. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. - М., 1997.

4.Бодийяр Ж.Общество  потребления –М.,2006 г.

 


 

 

 

 

Выполнено :




Информация о работе Философия и экономическая теория. Философское осмысление экономических процессов