Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:34, контрольная работа
Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.
1.Введение--------------------------------------------------------------------------------2
2. История философского осмысления экономических процессов-----------2
3.Экономика в контексте культуры------------------------------------------------6
4.Философское осмысление современных экономических процессов-----12
5. Заключение---------------------------------------------------------------------------19
6.Список использованной литературы--------------------------------------------20
стве, так и в искусстве играет техника. В обоих случаях она служит средством созидания и воплощения некоторой идеи, возникшей в воображении и принявшей определенный образ. Меценатство частного предпринимательства, ставящее перед собой задачу непосредственного поощрения людей искусства и обмен между ними и предпринимателями, вследствие общности экономики и искусства в созидании способно вести к плодотворному взаимодействию и к синергии между экономикой и искусством, к обмену, выгодному для обеих сторон. В обмене между искусством и экономикой искусство часто становится той стороной, которая вводит в употребление новые материалы и технологии, а экономика следует за искусством как за авангардом.
Растущее пронизывание искусством экономики как предметной области культуры показательно для эпохи постмодерна. Интерес как искусства, так и экономики состоит в том, чтобы хозяйственная деятельность приобретала все больше черт искусства, а искусство в большей мере входило в повседневность и не вытеснялось в стерильный мир искусства для искусства.
Наряду с массовой культурой «возрождение искусств»,рост интереса массовой аудитории к высокой художественной культуре, как прошлого, так и настоящего, что связано как с ростом образования, разнообразием интересов личности, так и ростом благосостояния, позволяющего приобщаться к первоклассным и уникальным образцам художественной культуры, являются одной из тенденций современного и будущего развития. Исследователи отмечают рост посещаемости театров и музеев, увеличение тиражей и продаж книг(несмотря на развитие кино, видеопроката и мультимедиа), рост количества профессиональных артистов, художников, писателей. Подъем интереса к культуре объясняется у массового потребите-
ля тем, что усложнение и интеллектуализация труда в постиндустриальном обществе требует более сложных форм рекреации: если монотонный физический труд в индустриальном производстве и достаточно простые формы организации дела для восстановления сил требовали главным образом сна и «грубых развлечений», то новые виды деятельности, увеличивая интеллектуальные нагрузки, требуют и интеллектуального досуга. Высокая культура не удовлетворяет, однако, все потребности
постиндустриального общества в «духовной пище». Значительная ее доля приходится на массовую культуру, обращающуюся к повседневным жизненным ситуациям, ординарным чувствам и настроениям и объясняющую действительность с помощью примитивных упрощенных образов и выразительных средств, доступных любой аудитории. Роль массовой культуры в современном обществе состоит в социализации, адаптации человека к усложняющейся и быстро меняющейся действительности, к разнообразию и динамике социальных ролей.
Динамичная и
Описанное отношение к искусству, досугу и потреблению в корне отличается от пуританского, лежащего, согласно Веберу, в основе тотальной рациональности образа жизни капиталистического предпринимателя западного типа. Искусство, также, как и столь популярный в современном обществе спорт, отрицалось радикальными протестантами не только как бесполезная трата времени, но и за иррациональность возбуждаемых ими эмоций и страстей, осуждение роскоши и стремление к строгости и умеренности быта вытекало из представления о нерациональности связанных с ними затрат.
На наш взгляд, здесь также необходимо сказать несколько слов об экономической этике. Ведь именно экономическая этика лежит в основе рыночной экономики. Признаками экономической этики являются культура труда и его высокая производительность, научные методы организации производства, обязательность партнеров, скрепленная юридическим договором––заказом и честным словом предпринимателя, обоснованно высокие заработки работающих.
Экономическая этика––гуманистическая наука, подсказывающая, что только та экономическая цель и только те формы, методы производства экономически и этически оправданы, которые ведут к росту производительности общественного труда, и на этой основе способствуют повышению благосостояния людей.
Философское осмысление
современных экономических
В современном мире существует такое понятие как, общество потребления, оно возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.
Общество потребления метафора обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.
В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд. долларов в 1960 году до 20 млрд. в 2000-х годах.
В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой досуга и самоцелью (когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для некоего морального удовлетворения, "покупки ради покупок"). Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
Экономическая система
тесно переплетается с
Так же в современном обществе существует понятие ,такое как, экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Либерализм (фр. libйralisme, от лат. libertas – свобода) – политическая, философская и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм основывается на убеждении, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, полагает, что политическое развитие, основанное на непрерывных традициях – в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. – ограничивает свободу человека. Либерализм исходит из принципа свободы, и поэтому требует, с одной стороны, наибольшей независимости личности, с другой – участия членов общества в государственных делах. Главным принципом либерализма, является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, – писал Дж. Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества.
XX столетие - это век
научно-технического прогресса.
Выдающийся российский ученый В.И.Вернадский
считал, что наука и техника превратили
деятельность человека в особую геологическую
силу, преобразовавшую всю поверхность
Земли, существенно повлиявшую на биосферу.
Они изменили структуру и характер общественных
процессов, весь образ жизни человека.
Информация о работе Философия и экономическая теория. Философское осмысление экономических процессов