Философия и экономическая теория. Философское осмысление экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Содержание работы

1.Введение--------------------------------------------------------------------------------2
2. История философского осмысления экономических процессов-----------2
3.Экономика в контексте культуры------------------------------------------------6
4.Философское осмысление современных экономических процессов-----12
5. Заключение---------------------------------------------------------------------------19
6.Список использованной литературы--------------------------------------------20

Файлы: 1 файл

Философия № 2.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

стве, так и в искусстве  играет техника. В обоих случаях она служит средством созидания и воплощения некоторой идеи, возникшей в воображении и принявшей определенный образ. Меценатство частного предпринимательства, ставящее перед собой задачу непосредственного поощрения людей искусства и обмен между ними и предпринимателями, вследствие общности экономики и искусства в созидании способно вести к плодотворному взаимодействию и к синергии между экономикой и искусством, к обмену, выгодному для обеих сторон. В обмене между искусством и экономикой искусство часто становится той стороной, которая вводит в употребление новые материалы и технологии, а экономика следует за искусством как за авангардом.

Растущее пронизывание искусством экономики как предметной области культуры показательно для эпохи постмодерна. Интерес как искусства, так и экономики состоит в том, чтобы хозяйственная деятельность приобретала все больше черт искусства, а искусство в большей мере входило в повседневность и не вытеснялось в стерильный мир искусства для искусства.

Наряду с массовой культурой «возрождение искусств»,рост интереса массовой аудитории к высокой художественной культуре, как прошлого, так и настоящего, что связано как с ростом образования, разнообразием интересов личности, так и ростом благосостояния, позволяющего приобщаться к первоклассным и уникальным образцам художественной культуры, являются одной из тенденций современного и будущего развития. Исследователи отмечают рост посещаемости театров и музеев, увеличение тиражей и продаж книг(несмотря на развитие кино, видеопроката и мультимедиа), рост количества профессиональных артистов, художников, писателей. Подъем интереса к культуре объясняется у массового потребите-

ля тем, что усложнение и интеллектуализация труда в постиндустриальном обществе требует более сложных форм рекреации: если монотонный физический труд в индустриальном производстве и достаточно простые формы организации  дела для восстановления сил требовали главным  образом сна и «грубых развлечений», то новые виды деятельности, увеличивая интеллектуальные нагрузки, требуют и интеллектуального досуга. Высокая культура не удовлетворяет, однако, все потребности

постиндустриального общества в «духовной пище». Значительная ее доля приходится на массовую культуру, обращающуюся к повседневным жизненным ситуациям, ординарным чувствам и настроениям и объясняющую действительность с помощью примитивных упрощенных образов и выразительных средств, доступных любой аудитории. Роль массовой культуры в современном обществе состоит в социализации, адаптации человека к усложняющейся и быстро меняющейся действительности, к разнообразию и динамике социальных ролей.

Динамичная и диверсифицированная  реальность внутри общества усложняется тем, что телекоммуникационные связи объединяют мир, связывая во едино его самые отдаленные уголки, и массовая культура объединяет мир в единую духовную систему, помогает его восприятию как единства в многообразии форм.

Описанное отношение  к искусству, досугу и потреблению в корне отличается от пуританского, лежащего, согласно Веберу, в основе тотальной рациональности образа жизни капиталистического предпринимателя западного типа. Искусство, также, как и столь популярный в современном обществе спорт, отрицалось радикальными протестантами не только как бесполезная трата времени, но и за иррациональность возбуждаемых ими эмоций и страстей, осуждение роскоши и стремление к строгости и умеренности быта вытекало из представления о нерациональности связанных с ними затрат.

На наш взгляд, здесь  также необходимо сказать несколько  слов об экономической этике. Ведь именно экономическая этика лежит в основе рыночной экономики. Признаками экономической этики являются культура труда и его высокая производительность, научные методы организации производства, обязательность партнеров, скрепленная юридическим договором––заказом и честным словом предпринимателя, обоснованно высокие заработки работающих.

Экономическая этика––гуманистическая наука, подсказывающая, что только та экономическая цель и только те формы, методы производства экономически и этически оправданы, которые ведут к росту производительности общественного труда, и на этой основе способствуют повышению благосостояния людей.

 

 

Философское осмысление современных экономических процессов

В современном мире существует такое понятие как, общество потребления, оно возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Общество потребления  метафора обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

В потреблении, выходящем  за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд. долларов в 1960 году до 20 млрд. в 2000-х годах.

В торговле и сфере  обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой досуга и самоцелью (когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для некоего морального удовлетворения, "покупки ради покупок"). Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).

Экономическая система  тесно переплетается с культурой  потребления. Бизнес производит такие  феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама , проникающая в самые глубокие слои сознания. Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни. Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках. Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000-х годах 80 % населения покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивают за «процентную» составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся 10 % дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки. Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов. Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным. Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах. Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой. Выглядеть молодым и здоровым становится «модно», особенно среди элиты. Появляется так называемая «индустрия красоты». Широкое распространение получают омолаживающие процедуры и пластические операции.

Так же в современном  обществе существует понятие ,такое  как, экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Либерализм (фр. libйralisme, от лат. libertas – свобода) – политическая, философская и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм основывается на убеждении, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, полагает, что политическое развитие, основанное на непрерывных традициях – в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. – ограничивает свободу человека. Либерализм исходит из принципа свободы, и поэтому требует, с одной стороны, наибольшей независимости личности, с другой – участия членов общества в государственных делах. Главным принципом либерализма, является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, – писал Дж. Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества.

Личностное  развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают  врожденные внутренние черты и способности  личности, считая, что личность - это  некоторый продукт, полностью формируемый  в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря  на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей  жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование  личности - это, как правило, начальный  этап становления личностных свойств  человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Любое общество старается обеспечить себя достаточным  количеством пропитания, жильем и  здоровой окружающей средой. Когда  эти элементарные требования выполнены, можно подумать и о комфорте. То, в какой степени удается решить все эти проблемы, определяет уровень жизни. Однако, поскольку той или иной цели легче достичь, пренебрегая прочими, обычно встает вопрос о выборе. Сегодня наше стремление к увеличению количества товаров, энергии и большей обеспеченности средствами передвижения пришло в столкновение со стремлением сохранить здоровую окружающую среду. Нашей главной заботой стала защита окружающей среды в условиях роста численности населения, его урбанизации и повышения жизненного стандарта. 
Ухудшение состояния окружающей среды и, как следствие, угроза здоровью и состоянию экосистем - явление не новое. Нарушения в окружающей среде, вызванные деятельностью человека, прослеживаются с древнейших времен. Проблема нечистот возникла одновременно с появлением городов. Задолго до двадцатого столетия лондонский воздух был загрязнен дымом очагов и каминов. Ранним проявлением проблем индустриальной гигиены была малая продолжительность жизни трубочистов из-за подверженности их раковым заболеваниям, что теперь мы можем объяснить длительным воздействием сажи, содержащей следы канцерогенов (многоядерных ароматических углеводородов). 
Однако то, что загрязнение окружающей среды не новейшее изобретение, - слабое утешение. Население земного шара становится все больше, а города растут еще быстрее. Потребление товаров и энергии на душу населения продолжает увеличиваться. Проблемы загрязнения дают о себе знать все более явственно, и мы научились распознавать трудноуловимые взаимодействия в окружающем мире и обнаруживать вторичные эффекты, которые прежде оставались незамеченными. Некоторые нарушения окружающей среды принимают глобальный характер.

XX столетие - это век  научно-технического прогресса.  Какова же роль науки и техники  в нашей жизни? Каково значение  научно-технического прогресса в истории мировой цивилизации? 
Выдающийся российский ученый В.И.Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

Информация о работе Философия и экономическая теория. Философское осмысление экономических процессов