Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:40, реферат
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА
КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ………………….4-7
2. ТИПЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………..8-15
3. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. 16-17
4. Кризис культуры XX века и пути его преодоления……………………..18-23
5. Природа, культура и человек……………………………………………..24
5.1 Взаимодействие культуры и природы …………………………….....24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА
КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ………………….4-7
2. ТИПЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………..8-15
3. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. 16-17
4. Кризис культуры
XX века и пути его преодоления………
5. Природа,
культура и человек………………………………
5.1 Взаимодействие
культуры и природы ……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.
Культура — это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.
1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями. Культура — это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления. Культура не может существовать, не обновляясь, она всегда есть единство традиции и новации. Культурологические теории и школы XX в. предложили свои объяснения процесса изменений в культуре.
Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, ведущего направления в науке того времени. Правда, сам термин «динамика» еще не употреблялся. Ученые говорили об эволюции, постепенном закономерном развитии общества и культуры, рисовали общую картину истории человеческого общества от первобытного состояния до современного цивилизованного уровня. Однако они абсолютизировали процессы развития, считая, что все культурные изменения должны представлять движение от простого к сложному. Иными словами, они говорили о запрограммированном прогрессивном усложнении культуры.
Начиная с XX в. расширяются представления о характере и направленности изменений в культуре. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры, например кризисы, возврат к старому, полное исчезновение. Начинают говорить о постоянных сдвигах и трансформации культурных форм, которые могут быть упорядоченными и неупорядоченными, интенсивными и слабыми, устойчивыми и неустойчивыми, ведущими к развитию или к кризису. В русле структурно-функционального подхода в культурологии основное внимание стали уделять изучению феноменов культуры как целостных систем, элементы которых, обеспечивающие стабильность этих систем, связаны между собой. При этом были поставлены вопросы об источниках и причинах культурных изменений, а также о взаимодействии культурных явлений и форм. Этапной для анализа вопроса культурных изменений стала книга П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937—1941), где и был впервые введен в научный оборот термин «динамика культуры». Сегодня под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, ту или иную ее периодичность, стадиальность, направленность к какому-нибудь состоянию.
Постепенно определился круг вопросов, связанных с динамикой культуры, — типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики. Модели динамики культуры позволяют взглянуть на культуру извне. В связи со структурной сложностью культуры ее социальные функции многочисленные и системно взаимосвязанные. Ведущими среди них являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации. Другие задания культуры подчинены этим функциям или дополняют и конкретизируют их.
Коммуникативная функция культуры. Суть этой функции заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а затем вместо них, или, усовершенствуя их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Передача культурной информации не обеспечивается автоматически, на склонение, скажем, от генетической организации в природе.
Общение
как процесс должно постоянно
поддерживаться творческими
Трансляционная функция культуры. Это, в сущности, та же коммуникация, но развернутая в социально историческом времени и пространстве. Под трансляцией нужно понимать, прежде всего функцию передачи социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе.
Культура обеспечивает преемственность человеческого существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регуляции жизни.
Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как таковой мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря механизмам культурной преемственности превращается в технологическую сферу. Особенное значение для культурного выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах, а в понятиях о предметах и процессах, вовлеченных в человеческую деятельность.
Функция трансляции, вместе с тем, имеет свои особенности в передаче информации. Очевидно, что объем социальной культурной памяти постоянно растет, но и он не безграничен. Выходя за рамки коммуникации, эта функция предусматривает обязательный выбор и отбор материала, который передается. А поскольку жизненные цели и потребности людей переменчивы, накопленный культурный багаж постоянно испытывает переоценку, идет процесс пересмотра. Нельзя отрицать и возможность потери культурной информации.
Функция трансмутации может быть определена как творческая функция культуры. Мутацией называют реорганизацию структур воссоздания информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была стойкой, необходимо разнообразие форм культурной преемственности. Сохранение социальной системы через усиление разнообразия элементов и связей между ними — такое основное назначение данной функции культуры.
2. ТИПЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Канадский социолог и культуролог Герберт Маклюэн выдвинул идею, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. И Маклюэн предлагает свою типологию: дописъменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.
В дописьменном обществе (культуре) человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Восприятие мира и все формы общения здесь основаны на слухе и других органах чувств. Человек еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. Особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придает большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, она ориентирована на материальные предметы и вещи, потому что вещи помогают сохранить приобретенный опыт
(форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь служит язык, который обеспечивает не только непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры.
Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, поскольку стимулирует развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.