Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:40, реферат
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА
КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ………………….4-7
2. ТИПЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………..8-15
3. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. 16-17
4. Кризис культуры XX века и пути его преодоления……………………..18-23
5. Природа, культура и человек……………………………………………..24
5.1 Взаимодействие культуры и природы …………………………….....24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы». Не слух и осязание, а зрение стало теперь определять образ мира. С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к знаниям, окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего стало развитие техники и промышленные революции.
Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Развитие экранной техники усилило значение осязания и слуха в общении с себе подобными.
Электронные средства вновь возвращают культуру к первобытной устной традиции. Однако между ними есть и принципиальное отличие — в информационной культуре установлена глобальная коммуникативная сеть, что позволяет человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она зримо облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.Другой вариант современной типологии культур — деление их на традиционные и современные (модернизированные).
Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью, другие культуры в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отношения между людьми здесь строятся на основе принципов солидаризма — благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива. Интересы индивида здесь подчиняются интересам общества, что порождает низкую степень развития личностного начала. Отсюда важнейшим моральным регулятором поведения члена племени выступает чувство стыда, а не вины. Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд — озабоченностью тем, как будут оценены его поступки другими людьми — членами его общины.
Здесь бережно сохраняются традиции как основные регуляторы общественной жизни, что исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация как социокультурных, так и экономических структур и отношений в общине, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. Таким образом, можно назвать одну характерную черту традиционных культур — их эгалитаризм, т.е. убеждение, что каждый член сообщества должен получить необходимую для жизни часть средств существования независимо от личного трудового вклада.
Отсюда — отсутствие мотивации для увеличения производства.
Становление модернизированной культуры начинается в XVI в. и характеризует современное состояние европейской культуры. Важнейшая ее особенность — отказ от традиций и ориентация на новации, формируются специфические культурные ценности. Это — ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и та, что в итоге порождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Главный итог развития модернизированной культуры — построение современного демократическою общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека. Наконец, еще один современный вариант типологии — разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира, которые определяют нормы и идеалы, доминирующие в обществе. Этот методологический принцип позволяет различать два типа культур — восточный и западный.
Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культурах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включаются и природа и история. Поэтому на Востоке популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с природой. При этом доминирует убеждение, что если индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха, деспота.
Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с их концепциями равенства людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и демократии.
Основанная на частной собственности, западная культура породила систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественной жизни, систему гарантий и защиты его интересов, совокупность прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида.
Главным
ее итогом стало формирование
совершенно нового типа
Вопрос о культурной принадлежности России к Востоку или Западу всегда стоит отдельно. Срединное положение России между Европой и Азией считают основной причиной сочетания в русской культуре признаков как восточной, так и западной цивилизаций. Специфическое географическое положение России позволяет говорить о ее особом историческом пути и особой миссии в истории и культуре человечества, признавать факт исключительности русской культуры. Очевидно, что сочетание восточных и западных элементов культуры стало важнейшим свойством
Существует еще одно разделение культуры: на массовую и элитарную. Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создаются, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культурных знаний и навыков, которые не приходят сами собой.
Элитарность - категория исторически подвижная: так, например, музыка Бетховена, романы Тургенева, живопись Пикассо, доктрина марксизма, теория Фрейда и пр. в свое время были, безусловно, элитарны, но с развитием общей культуры народа, под влиянием пропаганды, под действием системы образования и т.п. постепенно во многом свою элитарность утратили. Элитарность культуры имеет свои сильные и слабые стороны. Главное позитивное свойство элитарности - это обеспечение прогрессивного развития культуры, создание новых культурных ценностей, а следовательно, расширение культурного диапазона национальной и мировой культуры. Далее, элитарность поддерживает интеллектуальный уровень культуры, выполняя в обществе роль культурного лидера. Практически ни одна общественная культура не может обойтись без интеллектуальной верхушки: при отсутствии таковой общество захлестнет волна массовой культуры.
Массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали. В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.
Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания.
Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.
В заключение следует подчеркнуть, что культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры.
3. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
Воспитание
и обучение человека состоит
в его приобщении к культуре,
в усвоении накопленных
Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.
Каждый человек
волею обстоятельств
Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.
4. Кризис культуры XX века и пути его преодоления
Двадцатый век
продемонстрировал