Философия и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА
КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ………………….4-7
2. ТИПЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………..8-15
3. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. 16-17
4. Кризис культуры XX века и пути его преодоления……………………..18-23

5. Природа, культура и человек……………………………………………..24

5.1 Взаимодействие культуры и природы …………………………….....24-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                   26

 

Они могут сделать  то, что заложено в них природой, и не способны к свободной творческой деятельности. Только человек своей деятельностью преодолевает противоречия между природой и культурой. Поэтому культурологи уделяют большое внимание анализу категории «деятельность».

Противопоставление  человека и природы началось в  Новое время. Природа стала пониматься как мастерская, а человек — как работник в этой мастерской. Природу следовало подчинить человеку, преобразовать согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры. Такой подход противоположен коренным принципам народной культуры, для которой всегда земля была «родной матушкой»; без такого любовного отношения к природе невозможна высокая культура сельскохозяйственного труда. Сегодня человек живет на взятые у природы кредиты, вернуть которые уже невозможно. Поэтому ныне человечество оказалось перед новым витком спирали развития — единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                                   27

                                     

                                             

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, философия культуры это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.

Философия культуры располагает огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культур философии, истории культуры. Однако добытая противоречивая эмпирия фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Продвижение от одной культурной эпохи к другой существенно преображает панораму культуры.

Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса, инварианты социо динамических моделей, архетипные ситуации, закономерности повторения и преображения постоянных компонентов культуры. С помощь философского умозрения осваивается разноликий человеческий опыт, возможности приобщения индивида к культурному космосу. Философия культуры пытается проникнуть в самые неожиданные и вечно возобновляемые парадоксы человеческого бытия.

Философия культуры, если абстрактно продумывать ее предназначение, действительно выступает в разных смыслах. Можно, например, требовать от философии культуры выставления идеала будущей культуры. Тогда культур философы на основании конкретных фактов культурного процесса вынуждены будут создавать условный образ опоэтизированной образцовой культуры. В этом случае культур философ призван обосновать общезначимую норму, которая позволила бы оценивать действительно существующие состояния культуры.

 

                                            28

 

 

Ценности, которые конституируют культуру, рождаются из недр человеческого бытия.

В этом смысле философ  призван отыскивать ценности или  демонстрировать способность их глубинного обнимания и сопереживания. Но можно представить и иную ситуацию.

Ценности могут  создаваться культур философа ми. Этот ход мысли ведет к образу идеальной или заданной культуры. Но можно, судя по всему, выставить перед философией культуры более локальные цели. В частности, можно вменить культур философу задачу вживания в исторически преднаходимую, данную культуру. Однако станет ли такой анализ философским? Это возможно только в том случае, если генетические исследования психологического анализа, социологического сравнения и исторического развития будут иметь не самодовлеющее значение. Они будут служить лишь материалом для обнаружения той основной структуры, которая присуща всякому культурному творчеству во временном, сверх эмпирическом существе разума.

Между этими  двумя разновидностями философии  культуры возможен ряд промежуточных  состояний. Дело в том, что нельзя построить идеальную модель культуры, не обращаясь к эмпирическому культурному опыту. Рано или поздно все равно возникнет вопрос о том, где реально может воплотиться искомый проект, как он может развиться из конкретного состояния культуры. С другой стороны, философское истолкование культуры неизбежно порождает прогностический аспект. Любой миг культуры, если он осмыслен исторически, сопряжен с размышлением о будущем его состоянии.

Философия культуры существует сегодня во множестве  вариантов. Для отечественных исследователей актуальной становится задача разработки ее проблематики, ее различных вариантов. Рождается новое исследовательское направление, призванное восстановить утраченную богатейшую традицию русской религиозной философии.

                                           29

 

                                       

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.
  2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
  3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  4. Культурология. XX век.: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
  5. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Эксмо, 2007.
  6. А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.
  7. Л.Е. Яковлевой. - М., 2003
  8. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
  9. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  10. Шагинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. – М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        30


Информация о работе Философия и культура