Философия и методология проблем изучения массового сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Цель работы выявить методологические проблемы понятия «массового сознания».
В задачи данного реферата входит:
изложить особенности появления понятия «массовое сознание» и дать определение и типологию основных взаимосвязанных понятий;
провести оценку значения массового сознания, основных признаков и проблем изучения.
Предмет исследования – проблемы методологии массового сознания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты изучения массового сознания…………….4
1.1. Возникновение понятия «массовое сознание»…………………………..5
1.2. Определение массы и ее основные виды 9
Глава 2. Философия и методология проблем изучения массового сознания 16
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, это «несобранная публика», к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы, или, что почти одно и то же, поклонники кумиров современной культуры, особенно музыки. «Несобранная публика — это лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга»12.

Остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Тем не менее, психология масс устроена так, что существующее сегодня в виде совершенно виртуальных образований (скажем, массы «населения мятежной территории») уже завтра может статьтолпами погромщиков или «восставшими массами».

Среди качеств массы важнейшими являются следующие:

  • статичность (аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов);
  • стохастичная, вероятностная природа (открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении);
  • ситуативность, временность ее существования;
  • выраженная гетерогенность состава массы.

Массовое сознание — это своего рода внеструктурный «архипелаг» в социально-групповой системе общественного сознания, образование не устойчивое, а как бы «плавающее» в составе более широкого целого.

Эффективность воздействия  на массу обусловлена несколькими  причинами. Представляя собой в целом несистематизированное, неструктурированное, как бы мозаичное образование, она испытывает своеобразную потребность в упорядочивании извне. Еще 3. Фрейд писал: «Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, — как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, — не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны... Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно апатии — в дикую ненависть»13.

Следовательно, указанным причинам выстраиваются и механизмы воздействия на массу: «Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу... От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина. Будучи в основе своей вполне консервативной, у нее глубокое отвращение ко всем излишествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией»14.

Еще более жесткие  требования по части воздействия на массу выдвигал X. Орте-га-и-Гассет: «Масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность к теоретическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину»15.

В истории существует много примеров того, как именно массовым сознанием овладевали сильные личности, на «волне» такого сознания приходя к власти. Массовое сознание подчас даже готово ждать такого структурирующего воздействия извне, давая лидерам возможность для осмысления событий. После нападения Германии и начала Великой Отечественной войны в 1941 г. население СССР почти две недели ждало выступления И. В. Сталина. И это выступление позволило, как известно, рационализировать и структурировать поначалу совершенно деструктурированное сознание. Еженедельные выступления Ф. Д. Рузвельта по радио позволили структурировать массовое сознание Америки в период «Великой депрессии» — крупномасштабного экономического кризиса.

Однако податливость таким воздействиям сохраняется  сравнительно недолгое время, потому что массовое сознание в одну минуту может стать неуправляемым. Тогда действие рационального уровня ослабевает, и массовое поведение начинает определяться целиком эмоционально-действенным уровнем. Оно становится в полной мере стихийным и неуправляемым.

Занимаясь проблемой реструктуризации массового поведения из стихийного в более организованное, У. Макдауголл считал важными для этого пять условий. Во-первых, необходима известная степень постоянства состава массы. Во-вторых, нужно, чтобы отдельные индивиды массы составили себе определенное представление о природе, функциях, достижениях и требованиях этой массы. В-третьих, важно чтобы масса вступила в конкурентные отношения с другими сходными, но в чем-то отличными от нее общностями. В-четвертых, желательно наличие в массе традиций, обычаев и норм взаимоотношений ее членов между собой. Наконец, в-пятых, наличие в массе подразделений, то есть введение специализации и дифференциации деятельности входящих в нее индивидов. Понятно, что при наличии данных пяти условий, любая масса превратится в организованную социальную группу.

Анализ показывает сложность и недостаточную разработанность понятия массы в науке. Долгое время все ограничивалось публицистическими описаниями конкретных событий, когда толпы людей меняли общественное устройство и сам ход истории. Однако попытки выстроить целостную теорию масс не увенчались успехом: в основном, их авторы критиковали друг друга. Так возникло многообразие в трактовке масс и порождаемого ими массового общества.

Массовое сознание может распространяться, захватывая все новых людей из разных классических групп, а может и сужаться, уменьшая размеры массы. Такая динамичность размера и изменчивость границ массы затрудняет создание типологии массового сознания. Единственным продуктивным выходом считается построение комплексных, многомерных, сферических моделей массового сознания. Только на пересечении разных координат можно вычленить разные реально существующие типы массового сознания.

К основным психологическим  свойствам массового сознания относятся  эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. В качестве ведущих макроформ массового сознания выделяются общественное мнение и массовые настроения.

 

 

Глава 2. Философия и методология проблем изучения массового сознания

 

 

 

Философский подход к изучению понятия и проблемы массового сознания предполагает его рассмотрение как сложного, внутренне противоречивого образования, детерминированного условиями жизни общества, взаимосвязанного с другими формами культуры, проявляющегося на различных уровнях общественного сознания и в различных его формах.

Понятие «массовое сознание» является одним из важнейших понятий философии, позволяющим глубже познавать сложность  и многообразие духовной жизни общества. В научной литературе существует несколько подходов к изучению массового  сознания. Одни исследователи рассматривают его как особый вид или тип общественного сознания, другие отождествляют с обыденным сознанием как низшим уровнем общественного сознания. В настоящее время высказывается точка зрения о самостоятельности массового сознания, которое существует наряду с такими формами, как общественное, национальное, региональное и др. В данной работе мы подробно рассмотрим каждый из названных подходов.

Довольно своеобразно соотношение обыденного сознания с массовым. Так, по мнению В.П. Тугаринова16, обыденное повседневное сознание - это массовое сознание людей, возникающее в процессе их повседневной жизни. Такое утверждение вызывает ряд возражений. Во-первых, характеристики обыденного сознания переносятся на массовое, что неправомерно, поскольку обыденное сознание формируется в процессе повседневной жизни каждого индивида, накопления им практического опыта. Массовое же сознание отражает степень распространения тех или иных знаний, представлений, убеждений, традиций в обществе. Во-вторых, эти понятия отражают различные грани общественного сознания. Обыденное сознание отражает уровень освоения действительности, массовое сознание - форму существования сознания на различных уровнях: эмпирическом, теоретическом, на уровне общественной психологии и на уровне идеологии. Следовательно, обыденное сознание присутствует в массовом сознании, являясь в то же время уровнем общественного сознания.

И.И. Дубинин и Л.Г. Гуслякова17 понимают под сознанием исторически возникшую форму отражения действительности: своеобразную организацию знаний, которая характеризуется конкретностью, переплетением истинных и ложных представлений, установлением случайных связей между обнаруженными и уже известными явлениями. Данное определение подтверждает, что обыденное сознание - это уровень общественного сознания, и отождествление его с массовым сознанием неправомерно. Непосредственная связь с повседневным опытом делает содержание обыденного сознания текучим и потому труднопонимаемым. Обычное, привычное, одинаковое и для всех необходимое сознание, и только в этом смысле массовое. С этой точки зрения каждый человек является носителем массового сознания. Наряду с обыденно-стихийным уровнем практическое сознание включает в себя весь жизненный опыт человека. Это позволяет определить практическое сознание как такую форму отражения действительности, в которой синтезируются обыденно-бытовые представления со всеми профессиональными знаниями, умениями, общими представлениями о мире. В содержание практического сознания входят оценки, убеждения, цели, идеалы, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Способность людей на уровне обыденного сoзнания улавливать смысл происходящего коренится в жизненном опыте. Здравый смысл в его позитивном значении может быть охарактеризован как «квинтэссенция обыденно-практического сознания эпохи, сердцевина социальных смыслов, форма выражения общей логики мышления поведения людей»18. Здравый смысл содержит рациональное зерно и не позволяет сознанию оторваться от действительности. В то же время ограниченность его проявляется в неумении видеть процессы в развитии, во всей возможности их взаимосвязи, в односторонности восприятия, неспособности к осознанию концептуальных научных положений. Для обыденного сознания является достаточной позитивная оценка отдельных фактов и аргументов в пользу признания чего-либо истинным.

Правильной оценке роли обыденного сознания будет способствовать понимание того, что оно представляет собой непосредственную основу жизнедеятельности каждого индивида, входящего в социум, как в форме индивидуального, так и массового сознания. Обыденное сознание представляет собой внутренне противоречивое образование, характерными чертами которого являются подвижность, изменчивость и вместе с тем инертность, консерватизм.

Массовое сознание охватывает самые распространенные в данном обществе знания, представления, установки, ценности, идеалы, традиции на уровне обыденного сознания, но отражает лишь те из них, которые  являются общими, типичными для данной совокупности индивидов, определенной социальной общности.

Таким образом, через  массовое сознание проявляется качественное состояние сознания общества. При  таком подходе сознание рассматривается  не как процесс отражения объективной  действительности, а как определенный результат отражения, связанный с деятельностью людей и направленный на изменение и пре образование действительности.

Важной особенностью массового сознания является его  самоопределяемость, суверенность, или же, наоборот, манипулируемость извне. Это противоречивое образование детерминируется непосредственными условиями жизни индивидов, опирается на их трудовой и бытовой опыт, включает в себя рассудочные и эмоциональные элементы, имеет различные состояния своей активности от полной пассивности и разобщенности до активной совместной деятельности больших социальных групп, направляемых общими идеями и ценностями.

Субъектом-носителем  массового сознания, как уже упоминалось, является масса как совокупность индивидов, включенных в определенную социальную общность. Поскольку люди одновременно выступают как индивиды, как члены массовых, действующих в масштабах всего общества социальных объединений, природа субъекта массового сознания может быть рассмотрена как двуединая, т.е. одновременно индивидуальная и групповая. Это означает, что массовое сознание существует и проявляется на двух основных уровнях: с одной стороны, в социально обусловленных характеристиках сознания отдельной личности, с другой - в сознании социальных групп, в массовых общностях, через интересы и ценности последних19.

Как отмечает В.М. Бехтерев, «каждая личность является до известной  степени рабом обычая и формы, вырабатываемых обществом, и даже предрассудков  и суеверий, в нем господствующих. Личность не только пользуется общим  для всех языком, но и носит общественный покрой платья, следует за модой, имеет в той или иной мере национальные воззрения, придерживается общепринятых правил, живет общей со всеми культурой»20.

Сознание человека изначально несет в себе единство общественного  и индивидуального. Всякое индивидуальное сознание имеет своим ядром определенное содержание общественного сознания (присвоенное индивидом и освоенное им в процессе социализации и последующей жизни в обществе); в то же время в лоне индивидуального сознания рождаются такие идеи, которые могут приобрести надличностный статус, войти в фонд общественной культуры.

По мнению Я.В. Любивого, «... субъектом массового сознания может быть индивид, а также группа, класс, общество в целом, сочетание различных сообществ людей в глобальной цивилизации»21. Следовательно, каждый человек и человечество в целом являются носителем массового сознания, независимо от социальной, национальной принадлежности, поскольку каждый человек является представителем той или иной социальной общности».

Информация о работе Философия и методология проблем изучения массового сознания