Философия и методология проблем изучения массового сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Цель работы выявить методологические проблемы понятия «массового сознания».
В задачи данного реферата входит:
изложить особенности появления понятия «массовое сознание» и дать определение и типологию основных взаимосвязанных понятий;
провести оценку значения массового сознания, основных признаков и проблем изучения.
Предмет исследования – проблемы методологии массового сознания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты изучения массового сознания…………….4
1.1. Возникновение понятия «массовое сознание»…………………………..5
1.2. Определение массы и ее основные виды 9
Глава 2. Философия и методология проблем изучения массового сознания 16
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Массовое сознание как общественное сознание невозможно без сознания индивидов, но и оно носит надындивидуальный характер. Признание индивидов в качестве субъектов массового сознания не означает его отождествления с индивидуальным сознанием. Не все содержание сознания образующих его масс входит в сознание массы. Оно отражает лишь общие для данной совокупности индивидов представления, знания, ценности, убеждения, интересы.

По Г. Лебону, поведение  людей в толпе - это одна из форм «массового психоза». Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Отдельный человек сам по себе может быть культурным, «в толпе - это варвар, то есть существо инстинктивное»22. Каждая из приведенных характеристик выявляет сущность массы как воплощения стадности, унифицированности, носит уничижительный оттенок. Акцент делается на несамостоятельности, покорности массы, необходимости придания упорядоченности ее диким инстинктам, управления и манипулирования.

Постепенно, с развитием  общества, выделяется наряду с массовым и элитарное сознание - сознание вождей, наряду с сознанием верующих в них и в их богоизбранность, для подтверждения которой используются сложные ритуалы.23

Осознанные действия человека исходят из подсознания, в  значительной степени обязаны своим  возникновением влиянию генотипа, представляющего собой комплекс отпечатков, оставленных предками. Многие из повседневных действий людей осуществляются именно под влиянием скрытых, ускользающих от сознания мотивов. В массе же индивидуальные накопления отдельных людей стираются, их особенности исчезают. Подсознательное выступает на первый план, гетерогенное растворяется в гомогенном, «... происходит устранение индивидуальной психической надстройки со всем присущим ей своеобразием, сформированным в результате развития каждого человека в отдельности, обнажающее одинаковый для всех фундамент подсознания»24.

Среди причин, способствующих возникновению качеств массового  человека, можно выделить следующие: во-первых, приобщение к массе позволяет  индивиду ощутить свою (мнимую или  реальную) сопричастность группе, дает возможность снять запреты со стремления к удовлетворению подсознательных желаний, которые ему приходилось подавлять наедине с самим собой. Во-вторых, чувства и действия, проявляющиеся в массе, зачастую противоположны тем качествам, которые присущи автономной личности по причине воздействия на нее феномена заражения, основанием для возникновения и существования которого является свойственная каждому человеку внушаемость.

Мнение других людей  дает человеку ощущение его бытия - присутствия в этом мире, но, растворяясь в искусственно созданном им мире (социальном в противовес природному), он обречен на вечные поиски смысла собственного существования, поиски самого себя в окружении себе подобных.

Типичными признаками человека в массе являются следующие:

  • обезличенность, индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охвативших всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями;
  • резкое преобладание чувства. Разум уступает место чувству и инстинкту. Отсюда проистекает чрезвычайная приверженность масс влиянию. При этом они действуют, повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям;
  • утрата интеллекта. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих ее единиц. Кто хочет заслужить одобрение массы, должен отказаться от логической аргументации и ориентироваться на низший уровень интеллекта;
  • утрата личной ответственности. В той мере, в какой отдельный индивид в состоянии отказаться от контроля над своими страстями, он теряет чувство ответственности и может быть побужден к действиям, который он никогда не был бы в состоянии совершить один, оказавшись объектом влияния общественности25.

Проведенный анализ показывает, что массовое сознание - это сложное  системное образование, в котором  сочетаются научные и вненаучные знания идеологический и психологический компоненты, взаимодействуют этнические, профессиональные, возрастные, конфессиональные стороны. Это свидетельствует о многомерности и многоступенчатости массового сознания. Исследуя структуру массового сознания, необходимо учитывать его сложность, противоречивость и такие характерные черты, как аморфность, фрагментарность, синкретизм, что объясняется спецификой его социальных функций, связью с различными формами общественного сознания и проявлением на всех его уровнях.

Рассматривая структуру  массового сознания, Б. А. Грушин предлагает следующую классификацию:

  • по сфере влияния: интеллектуальную и психосоциальную;
  • по способу или форме функционирования: общественное мнение и общественное настроение, социальный опыт;
  • по механизму функционирования: внушение, подражание, авторитет, пример;
  • по социальному субъекту: классы, группы, социальные общности;
  • по объекту отражения: природа, экономика, экология;
  • по форме осознания: политическое, нравственное, правовое и т.д.;
  • по уровню отражения или уровню состояния массового сознания: обыденное, теоретическое и т.д.26

Предложенная классификация  наиболее полно отражает сущность массового  сознания в различных формах его  проявления и функционирования в  обществе. Если же предпринять попытку рассмотрения внутреннего механизма формирования массового сознания, то в его структуре можно выделить несколько уровней или сфер:

  • «коллективное бессознательное»;
  • эмоционально-чувственная сфера;
  • смыслообразующая сфера.

Сфера «коллективного бессознательного» является хранилищем совокупного опыта предшествующих поколений, традиций, обычаев. Представляет собой наиболее устойчивый компонент в структуре массового сознания, позволяя обрести человеку более или мене надежную опору в условиях неопределенности, нестабильности, постоянно изменяющихся процессов действительности, обилия разнородной информации.

Эмоционально-чувственная  сфера является более подвижной  и отражает состояние массового  сознания в виде эмоций, переживаний, состояний, настроений.

Смыслообразующая сфера включает идеалы, установки, взгляды, ценностные ориентации массового сознания в виде убеждений, социальных позиций и т. д.

Сфера «коллективного бессознательного», несомненная заслуга в открытии которой принадлежит К.Г. Юнгу27, содержит в себе скрытые пружины человеческого поведения и такие его проявления, с которыми в общественной жизни мы встречаемся на каждом шагу. Такой социальный феномен как мода, обнаруживаемый в самых различных сферах от одежды до философии, является проявлением иррационального начала человеческой психики в общественной жизни. Учитывая необходимость и важность роли бессознательного при анализе процессов, происходящих в различных областях общественной жизни - экономической, политической, духовной и др., и при всей важности той роли, какую играют в общественной жизни идеи и материальные интересы, не следует забывать, что реальным носителем и того, и другого является человек.

Основой массового сознания является экономическая, политическая, культурная действительность повседневной жизни людей. Массы осуществляют и свою собственную познавательную деятельность через собственную повседневную практику. Так, наряду с официально исповедуемыми религиями в течение длительного времени сохраняются народные верования, наряду с профессиональным искусством и литературой народное творчество, фольклор, наряду с философскими системами так называемая «народная философия». Поэтому возникает вопрос о соотношении массового сознания с общественным, с сознанием отдельных групп и социальных слоев, с обыденным сознанием и социальной психологией, с общественным мнением и идеологией.

Массовое сознание играет важную роль в консолидации общества на основе объективно существующей общности интересов, которая реализуется  через его основные функции. Большинство  исследователей признает следующие функции массового сознания: интегративную, регулятивную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную.

Обладая такими качествами, как пассивность, инертность, рассудочная  ограниченность, массовое сознание в  периоды кризисов и нестабильности в обществе проявляет значительную активность, охватывая большинство населения, а перед лицом всеобщей опасности и представителей всего рода человеческого. В этом проявляется одна из основных функций массового сознания - интегративная. Эта функция может проявляться как на уровне общества в целом, так и его отдельных групп и организаций. Социальные функции массового сознания во многом обусловлены его положением в системе общественного сознания в целом. Это положение исторически менялось и отражало уровень развития конкретной эпохи. Противоречивость массового сознания в процессе перестроечных процессов в России проявилась в «столкновении двух социальных массивов» - традиционного и современного, в росте социальной напряженности. Проявились два типа реакции на преобразования - консерватизм (сопротивление, разочарование) и ультрареволюционность масс, проявляющаяся в бунте.

Коммуникативная функция  массового сознания проявляется  в совместной деятельности индивидов, поскольку они вступают в разнообразные отношения (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздействию, психофизиологическая совместимость). В процессе общения на человека оказывают влияние слова, поступки, внешний облик партнера. Особенность восприятия человека человеком в том, что он воспринимается как личность, подобная себе (идентификация), обладающая сходной «субъективной реальностью», мышлением, пониманием. Но растворение индивидуального сознания в массовом сознании может привести к фетишизации отчужденных, нередко иллюзорных, мифологических форм сознания, к обезличенности, всеобщей безответственности. Индивид действует сознательно, включаясь в массу -руководствуется бессознательными импульсами. При такой постановке проблемы соотнесения массового и индивидуального само словосочетание «массовое сознание» может показаться лишенным смысла, поскольку если массовое, то уже неосознанное, а бессознательное. Но фактором, объединяющим людей в определенную социальную общность (массу), является именно наличие сознания у каждого отдельно взятого индивида, которое и является основанием их консолидации. Дальнейший же процесс функционирования массового сознания опирается на сферу бессознательного: страсти, аффекты, влечения, не поддающиеся контролю со стороны сознания.

Средой существования массового сознания являются средства массовой информации, которые выполняют функцию посредника между миром и человеком, отражая события и факты, явления в жизни общества и в то же время оказывая заметное влияние на их формирование.

Рассматривая роль средств массовой информации в обществе, необходимо обратить внимание на цели, способы и результаты воздействия информации, исходящей из различных источников, на формирование массового сознания. В современном обществе человеку трудно сформировать образ социального мира самостоятельно, поскольку трудно отделить процесс его познания от информации, предложенной в готовом виде СМИ.

Функции средств массовой информации - обеспечение социального  контроля и управления, интеграция общества, реализация социальной активности граждан, формирование общественного мнения и распространения культуры, социальной ориентировки человека и группы, формирование социальной идентичности, контакта с другим человеком.

 

 

 

 

Заключение

 

 

На основе проведенного философского анализа массового сознания, его структуры и социальных функций можно прийти к следующим выводам:

    • Понятие «массовое сознание» является одним из важных понятий философии культуры, позволяющим глубже познавать сложность и многообразие духовной жизни общества.
    • Отождествление массового сознания с обыденным сознанием неправомерно, так как основным критерием выделения массового сознания в качестве самостоятельного духовного образования является степень распространенности идей, взглядов, убеждений в обществе. В отличие от обыденного сознания массовое сознание предполагает наличие определенных групп, выражающих то или иное мнение.
    • Отражая действительность на обыденном уровне, в то же время, синтезируя идеи и взгляды, присущие специализированному сознанию, массовое сознание содержит элементы обыденно-практического и теоретического знания. В массовом сознании переплетаются обыденно-психологический и теоретико-методологический уровни.

Массовое сознание - это  неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание разных групп людей конкретного общества, конкретного исторического периода.

Субъектом-носителем  массового сознания является масса - совокупность индивидов, включенных в социальную общность, характеризующаяся  определенными свойствами: неоднородностью состава, энергией активного действия, общей направленностью, возможностью манипуляции извне.

Информация о работе Философия и методология проблем изучения массового сознания