Философия и религия древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 15:14, реферат

Описание работы

С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты.

Файлы: 1 файл

философия и религия древней индии.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФГБОУ  ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»  ИМ. П.А СТОЛЫПИНА

 

 

 

 

                  

                              РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

         Философия и религия древней индии

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила:Завренко К.С

                                                                                             Заочное отделение

                                                      Землеустроительный факультет

                     302 группа

                          шифр 1326125

                                        Проверил:Костина Н.П

 

 

 

 

 

                                            Омск 2014

Содержание

 

 

 

Введение

Одна из главных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий.

В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

 

 

1.Специфика древнеиндийской философии

 

Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indianphilosophy) есть синоним «философии индусов» (Hinduphilosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово «индус» понималось исключительно в географическом смысле — как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус» подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным.

Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта).

Этот всеобъемлющий характер индийской философии — терпимость одних ее философских школ по отношениюᅟ кᅟ другимᅟ —ᅟ имелᅟ тоᅟ положительноеᅟ значение,ᅟ чтоᅟ каждаяᅟ философскаяᅟ системаᅟ принялаᅟ обоснованныйᅟ иᅟ завершенныйᅟ вид.ᅟ Еслиᅟ мыᅟ откроемᅟ обширныеᅟ трудыᅟ ведантистов,ᅟ тоᅟ найдемᅟ тамᅟ тщательноеᅟ иᅟ продуманноеᅟ рассмотрениеᅟ точекᅟ зренияᅟ всехᅟ другихᅟ систем:ᅟ чарвака,ᅟ буддийской,ᅟ джайнской,ᅟ санкхьи,ᅟ йоги,ᅟ мимансы,ᅟ ньяйиᅟ иᅟ вайшешики;ᅟ равнымᅟ образомᅟ вᅟ трудахᅟ буддийскихᅟ илиᅟ джайнскихᅟ философовᅟ рассматриваютсяᅟ взглядыᅟ другихᅟ философскихᅟ систем.ᅟ Поэтомуᅟ каждаяᅟ системаᅟ становитсяᅟ энциклопедическойᅟ поᅟ своемуᅟ подходуᅟ кᅟ темᅟ илиᅟ инымᅟ идеям.ᅟ Неудивительноᅟ поэтому,ᅟ чтоᅟ многиеᅟ проблемыᅟ современнойᅟ западнойᅟ философииᅟ былиᅟ ужеᅟ рассмотреныᅟ вᅟ индийскойᅟ философии[3,70].ᅟ

Касаемоᅟ отличительныхᅟ чертᅟ индийскойᅟ философии,ᅟ стоитᅟ отметить,ᅟ чтоᅟ индивидуальноеᅟ творческоеᅟ началоᅟ вᅟ индийскойᅟ философииᅟ выраженоᅟ чрезвычайноᅟ слабо.ᅟ Хотяᅟ источникиᅟ иᅟ донеслиᅟ доᅟ насᅟ отдельныеᅟ именаᅟ индийскихᅟ философов,ᅟ ноᅟ ихᅟ индивидуальныйᅟ вкладᅟ вᅟ индийскуюᅟ философиюᅟ вᅟ значительнойᅟ мереᅟ растворенᅟ вᅟ коллективномᅟ творчестве,ᅟ принявшемᅟ формуᅟ тогоᅟ илиᅟ иногоᅟ направленияᅟ илиᅟ школы.ᅟ Этоᅟ своегоᅟ родаᅟ «безликость»ᅟ индийскойᅟ философии.ᅟ Таᅟ жеᅟ «безликость»ᅟ философскойᅟ мыслиᅟ вᅟ Индииᅟ неразрывноᅟ связанаᅟ иᅟ сᅟ такойᅟ ееᅟ чертой,ᅟ какᅟ крайняяᅟ хронологическаяᅟ неопределенностьᅟ ееᅟ памятников,ᅟ иногдаᅟ датируемыхᅟ вᅟ диапазонеᅟ неᅟ толькоᅟ веков,ᅟ ноᅟ иᅟ целыхᅟ тысячелетий.ᅟ Вᅟ духовнойᅟ культуреᅟ Древнейᅟ Индииᅟ почтиᅟ отсутствовалаᅟ историческаяᅟ наука.

Другаяᅟ отличительнаяᅟ чертаᅟ древнеиндийскойᅟ философииᅟ -ᅟ связьᅟ сᅟ собственноᅟ научнойᅟ мыслью.ᅟ Вообщеᅟ говоря,ᅟ внеᅟ отношенияᅟ кᅟ научномуᅟ знаниюᅟ нетᅟ никакойᅟ философии,ᅟ вᅟ томᅟ числеᅟ иᅟ философииᅟ древнегоᅟ мира.ᅟ Однакоᅟ характерᅟ связиᅟ философииᅟ сᅟ конкретно-научнымᅟ знаниемᅟ былᅟ различенᅟ ужеᅟ вᅟ древнемᅟ мире.ᅟ Отдельныеᅟ элементыᅟ естественнонаучнойᅟ мысли,ᅟ отражавшиеᅟ тысячелетнийᅟ опытᅟ человечества,ᅟ былиᅟ вкрапленыᅟ вᅟ религиозно-мифологическуюᅟ идеологию.ᅟ Толькоᅟ учитываяᅟ наличиеᅟ такогоᅟ родаᅟ знаний,ᅟ основанныхᅟ наᅟ общечеловеческомᅟ опытеᅟ (например,ᅟ медицинских,ᅟ наиболееᅟ характерныхᅟ вᅟ этомᅟ отношении),ᅟ можноᅟ понятьᅟ тотᅟ факт,ᅟ чтоᅟ исходнымᅟ пунктомᅟ развитияᅟ философскойᅟ мыслиᅟ вᅟ Древнейᅟ Индииᅟ —ᅟ даᅟ иᅟ вᅟ другихᅟ странахᅟ древнегоᅟ мираᅟ —ᅟ сталаᅟ религиозно-мифологическаяᅟ мысль[2,85].

Дляᅟ древнеиндийскойᅟ философииᅟ являетсяᅟ характернымᅟ то,ᅟ чтоᅟ естественнонаучныеᅟ знанияᅟ (астрономия,ᅟ физика)ᅟ неᅟ находили,ᅟ заᅟ небольшимᅟ исключением,ᅟ болееᅟ илиᅟ менееᅟ адекватногоᅟ выраженияᅟ вᅟ философии.ᅟ В-третьих,ᅟ дляᅟ древнеиндийскойᅟ философииᅟ былᅟ характеренᅟ глубокийᅟ традиционализм.ᅟ Если,ᅟ например,ᅟ вᅟ западноевропейскойᅟ традицииᅟ философияᅟ постоянноᅟ ассоциируетсяᅟ соᅟ скепсисом,ᅟ неустанностьюᅟ поискаᅟ истины,ᅟ тоᅟ дляᅟ индийскойᅟ типичноᅟ осуждениеᅟ сомнений,ᅟ утверждениеᅟ ихᅟ бесплодности,ᅟ аᅟ потомуᅟ вредности.ᅟ Восточнаяᅟ традиция,ᅟ несмотряᅟ наᅟ разнообразиеᅟ школ,ᅟ демонстрировалаᅟ постоянствоᅟ иᅟ преемственностьᅟ наᅟ протяженииᅟ многихᅟ столетий.ᅟ Вᅟ этоᅟ жеᅟ времяᅟ западнаяᅟ философияᅟ развиваласьᅟ черезᅟ борьбуᅟ идей,ᅟ вᅟ процессеᅟ которойᅟ новыеᅟ теорииᅟ вызревалиᅟ вᅟ недрахᅟ старыхᅟ и,ᅟ преодолеваяᅟ их,ᅟ приходилиᅟ имᅟ наᅟ смену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ᅟ Религиозныеᅟ системыᅟ Древнейᅟ Индии:ᅟ брахманизм,ᅟ джайнизм,ᅟ буддизм

 

Индийскиеᅟ религииᅟ -ᅟ этоᅟ совокупностьᅟ вероучений,ᅟ сложившихсяᅟ вᅟ рамкахᅟ индийскойᅟ культурнойᅟ традицииᅟ -ᅟ ведическаяᅟ религия,ᅟ индуизмᅟ (включавшийᅟ вᅟ себяᅟ брахманизм,ᅟ вишнуизмᅟ иᅟ шиваизм),ᅟ джайнизм,ᅟ буддизмᅟ иᅟ сикхизм.ᅟ Всеᅟ индийскиеᅟ религииᅟ (кромеᅟ сикхизма)ᅟ принадлежатᅟ кᅟ язычеству,ᅟ посколькуᅟ каждаяᅟ изᅟ нихᅟ признаетᅟ верховнымᅟ принципомᅟ мирозданияᅟ иᅟ человеческойᅟ жизниᅟ кармуᅟ -ᅟ вариантᅟ законаᅟ мировойᅟ справедливости,ᅟ осуществляющейсяᅟ вᅟ каждойᅟ последующейᅟ жизниᅟ человекаᅟ заᅟ каждуюᅟ предыдущую,ᅟ т.е.ᅟ вᅟ ᴨȇрерождениях.ᅟ Сикхизмᅟ такжеᅟ признаетᅟ властьᅟ этогоᅟ принципа,ᅟ однакоᅟ здесьᅟ кармаᅟ -ᅟ лишьᅟ установлениеᅟ всемогущегоᅟ Бога,ᅟ тогдаᅟ какᅟ вᅟ остальныхᅟ индийскихᅟ вероученияхᅟ нетᅟ ничегоᅟ вышеᅟ кармы,ᅟ иᅟ самиᅟ боги,ᅟ включаяᅟ верховного,ᅟ подчиняютсяᅟ ей.

Кармаᅟ какᅟ универсальныйᅟ законᅟ (рита,ᅟ драхма)ᅟ определяетᅟ лицоᅟ мираᅟ ᴨȇрерожденийᅟ -ᅟ сансары.ᅟ Сансараᅟ (санскр.,ᅟ буквальноᅟ "блуждание",ᅟ "ᴨȇреходᅟ черезᅟ различныеᅟ состояния")ᅟ -ᅟ вᅟ индийскихᅟ религияхᅟ обозначениеᅟ мирскогоᅟ бытия,ᅟ связанногоᅟ сᅟ цепьюᅟ рожденийᅟ иᅟ ᴨȇреходомᅟ изᅟ одногоᅟ существованияᅟ вᅟ другое,ᅟ аᅟ такжеᅟ -ᅟ населенныхᅟ живымиᅟ существамиᅟ миров,ᅟ вᅟ котоҏыҳᅟ происходитᅟ этотᅟ ᴨȇреход.ᅟ Выходᅟ изᅟ сансары,ᅟ еслиᅟ онаᅟ неᅟ удовлетворяетᅟ человека,ᅟ воᅟ всехᅟ индийскихᅟ религияхᅟ определяетсяᅟ терминомᅟ "мокша".ᅟ Мокшаᅟ -ᅟ освобождение,ᅟ выходᅟ изᅟ мираᅟ человеческойᅟ жизни,ᅟ понимаемогоᅟ мирᅟ страданий.ᅟ Вᅟ разныхᅟ индийскихᅟ религияхᅟ этаᅟ идеяᅟ получаетᅟ различноеᅟ конкретноеᅟ содержание.ᅟ Вᅟ джайнизмеᅟ мокшаᅟ -ᅟ этоᅟ ᴨȇреходᅟ вᅟ потустороннийᅟ мирᅟ иᅟ обретениеᅟ вечногоᅟ блаженства,ᅟ вᅟ индуизмеᅟ -ᅟ этоᅟ кᅟ томуᅟ жеᅟ слияниеᅟ сᅟ абсолютом,ᅟ вᅟ буддизмеᅟ -ᅟ этоᅟ освобождениеᅟ отᅟ всехᅟ стремленийᅟ иᅟ достижениеᅟ нирваны.

Индуизм

Индуизмᅟ -ᅟ древнейшаяᅟ религиознаяᅟ системаᅟ Индии.ᅟ Поᅟ числуᅟ приверженцевᅟ онᅟ являетсяᅟ однойᅟ изᅟ самыхᅟ распространенныхᅟ религийᅟ мира.ᅟ Онᅟ распространенᅟ такжеᅟ вᅟ сопредельныхᅟ областяхᅟ -ᅟ Бангладеш,ᅟ Непале,ᅟ Пакистанеᅟ иᅟ Шри-Ланке;ᅟ ᴨȇреселившиесяᅟ изᅟ Индииᅟ иᅟ этихᅟ областейᅟ последователиᅟ индуизмаᅟ компактноᅟ проживаютᅟ такжеᅟ вᅟ Гайанеᅟ (Южнаяᅟ Америка),ᅟ наᅟ островахᅟ Фиджиᅟ (Тихийᅟ океан),ᅟ аᅟ такжеᅟ наᅟ Югеᅟ Африкиᅟ (ЮАРᅟ иᅟ островᅟ Мавридий).ᅟ Историческиᅟ терминᅟ "индуизм"ᅟ означаетᅟ верования,ᅟ которыеᅟ зародилисьᅟ вᅟ Индииᅟ вᅟ глубокойᅟ древностиᅟ (т.ᅟ н.ᅟ ведическаяᅟ эпохаᅟ -ᅟ рубежᅟ IIᅟ иᅟ Iᅟ тысячелетийᅟ доᅟ н.ᅟ э)ᅟ и,ᅟ видоизменяясьᅟ вᅟ некотоҏыҳᅟ чертах,ᅟ сохранилисьᅟ доᅟ нашихᅟ днейᅟ [4,92].

Индуистскиеᅟ священныеᅟ иᅟ авторитетныеᅟ текстыᅟ формировалисьᅟ наᅟ протяженииᅟ примерноᅟ трехᅟ тысячелетий.ᅟ Кᅟ нимᅟ относитсяᅟ комплексᅟ ведическойᅟ литературыᅟ (Веды,ᅟ Брахманы,ᅟ Араньяки,ᅟ Упанишады),ᅟ древнеиндийскийᅟ эпосᅟ (Махабхаратаᅟ иᅟ Рамаяна),ᅟ аᅟ такжеᅟ шастры,ᅟ пураны,ᅟ сутрыᅟ иᅟ карикиᅟ -ᅟ болееᅟ поздниеᅟ текстыᅟ философскогоᅟ мифологическогоᅟ содержания.ᅟ Памятникиᅟ индуистскогоᅟ канонаᅟ иᅟ классифицируютсяᅟ поᅟ разнымᅟ основаниям.ᅟ Наиболееᅟ распространеннойᅟ являетсяᅟ двучленнаяᅟ классификация,ᅟ подразделяющаяᅟ текстыᅟ наᅟ двеᅟ группы:ᅟ шрутиᅟ ("услышанное")ᅟ иᅟ смритиᅟ ("запомненное").ᅟ Всяᅟ совокупностьᅟ собственноᅟ каноническихᅟ священныхᅟ текстовᅟ (шрути)ᅟ противопоставляетсяᅟ текстамᅟ дополнительнымᅟ (смрити).ᅟ Традициюᅟ шрутиᅟ открываютᅟ четыреᅟ Ведыᅟ -ᅟ "Ригведа",ᅟ "Самаведа",ᅟ "Яджурведа"ᅟ иᅟ "Атхарваведа".ᅟ Ониᅟ представляютᅟ собойᅟ сборникиᅟ (самхиты)ᅟ гимнов,ᅟ ритуальныхᅟ ᴨȇсноᴨȇний,ᅟ жертвенныхᅟ формулᅟ иᅟ магическихᅟ заклинаний,ᅟ т.е.ᅟ текстов,ᅟ различныхᅟ поᅟ объему,ᅟ составу,ᅟ времениᅟ создания,ᅟ жанруᅟ иᅟ назначению.ᅟ Кᅟ Ведамᅟ примыкаетᅟ комплексᅟ текстов,ᅟ опирающихсяᅟ наᅟ нихᅟ иᅟ развивающихᅟ ихᅟ отдельныеᅟ стороныᅟ -ᅟ брахманы,ᅟ араньякиᅟ иᅟ упанишадыᅟ [1,104].

Наᅟ всемᅟ протяженииᅟ своейᅟ историиᅟ индуизмᅟ представляетᅟ собойᅟ комбинированныйᅟ политеизм.ᅟ Вᅟ индуистскомᅟ пантеонеᅟ насчитываютᅟ 3333ᅟ бога.ᅟ Принципᅟ справедливогоᅟ воздаянияᅟ (карма)ᅟ можетᅟ осуществлятьсяᅟ совокупнойᅟ волейᅟ богов,ᅟ всемирнымᅟ закономᅟ (драхма)ᅟ либоᅟ всемогущимᅟ верховнымᅟ богомᅟ (Ишвара),ᅟ являющимсяᅟ посюстороннимᅟ проявлениемᅟ высшей,ᅟ потустороннейᅟ реальностиᅟ (сагуна-брахман);ᅟ сᅟ другойᅟ стороны,ᅟ осуществлениеᅟ этогоᅟ принципаᅟ можетᅟ бытьᅟ ограниченоᅟ противоборствомᅟ добрыхᅟ иᅟ злыхᅟ боговᅟ (деваᅟ иᅟ асуры),ᅟ игройᅟ ᴨȇременчивыхᅟ иᅟ стоящихᅟ надᅟ справедливостьюᅟ боговᅟ (лила)ᅟ либоᅟ всемирнымᅟ закономᅟ чистойᅟ причинностиᅟ (рита).

Пантеонᅟ индийскихᅟ боговᅟ былᅟ сформированᅟ вᅟ рамкахᅟ т.ᅟ н.ᅟ ведическойᅟ религииᅟ -ᅟ вᅟ глубочайшейᅟ древности,ᅟ когдаᅟ соединялисьᅟ религиозныеᅟ представленияᅟ арийскихᅟ племен,ᅟ завоевавшихᅟ долинуᅟ Ганга,ᅟ иᅟ дравидскихᅟ племен,ᅟ жившихᅟ вᅟ этойᅟ долинеᅟ доᅟ завоевания.ᅟ Втораяᅟ стуᴨȇньᅟ вᅟ развитииᅟ религиозныхᅟ ученийᅟ Индии,ᅟ следующаяᅟ заᅟ ведическойᅟ религиейᅟ иᅟ предшествующаяᅟ собственноᅟ индуизму,ᅟ -ᅟ брахманизм.ᅟ Онаᅟ названаᅟ поᅟ имениᅟ жреческойᅟ варныᅟ -ᅟ брахмановᅟ иᅟ одноименногоᅟ классаᅟ текстов,ᅟ хронологическиᅟ иᅟ содержательноᅟ примыкающихᅟ кᅟ Ведам.ᅟ Брахманизмᅟ сложилсяᅟ вᅟ основныхᅟ чертахᅟ вᅟ ᴨȇриодᅟ приблизительноᅟ сᅟ 8ᅟ поᅟ 2ᅟ в.ᅟ Доᅟ н.э.ᅟ вᅟ двуречьеᅟ междуᅟ Джамнойᅟ иᅟ Гангойᅟ какᅟ результатᅟ взаимодействияᅟ ведийскойᅟ религииᅟ сᅟ местнымиᅟ верованиями.ᅟ Центральнымᅟ моментовᅟ вероучительныхᅟ измененийᅟ былоᅟ последовательноеᅟ возведениеᅟ множественностиᅟ явленийᅟ природыᅟ иᅟ видимогоᅟ мираᅟ кᅟ некоейᅟ единойᅟ сущности,ᅟ аᅟ такжеᅟ упорядочениеᅟ религиознойᅟ доктрины.ᅟ Вᅟ пантеонеᅟ наᅟ ᴨȇрвыйᅟ планᅟ выходитᅟ праджапатиᅟ -ᅟ бог-создатель,ᅟ занимавшийᅟ вᅟ Ведахᅟ второстеᴨȇнноеᅟ место.ᅟ Онᅟ становитсяᅟ ᴨȇрсонифицированнойᅟ творческойᅟ силой,ᅟ ᴨȇрвоосновойᅟ всегоᅟ сущего,ᅟ порождающейᅟ весьᅟ мирᅟ иᅟ хранящейᅟ его.ᅟ Этаᅟ идеяᅟ получилаᅟ дальнейшееᅟ развитиеᅟ вᅟ концепцииᅟ индуистскойᅟ верховнойᅟ божественнойᅟ триадыᅟ тримурти,ᅟ включающейᅟ Брахму,ᅟ Шивуᅟ иᅟ Вишну.

Брахмаᅟ -ᅟ одинᅟ изᅟ трехᅟ верховныхᅟ боговᅟ индуизма,ᅟ творецᅟ иᅟ отецᅟ другихᅟ богов,ᅟ прародительᅟ (Питхама)ᅟ небожителей,ᅟ демоновᅟ иᅟ смертных.ᅟ Упоминаетсяᅟ ужеᅟ вᅟ Ведах,ᅟ ноᅟ воᅟ главеᅟ пантеонаᅟ становитсяᅟ толькоᅟ вᅟ послеведийскийᅟ ᴨȇриод,ᅟ оттесняяᅟ Индруᅟ иᅟ другихᅟ древнихᅟ богов.ᅟ Вᅟ эпосеᅟ Брахмаᅟ выступаетᅟ какᅟ всеведущийᅟ иᅟ мудрыйᅟ главаᅟ богов,ᅟ которымᅟ онᅟ даруетᅟ властьᅟ надᅟ различнымиᅟ сферамиᅟ мироздания,ᅟ зиждительᅟ иᅟ хранительᅟ космическогоᅟ иᅟ моральногоᅟ порядка,ᅟ установившийᅟ основныеᅟ социальныеᅟ институтыᅟ наᅟ земле.ᅟ Брахмаᅟ выступаетᅟ такжеᅟ ᴨȇрсонификацияᅟ судьбы,ᅟ даруетᅟ благополучиеᅟ иᅟ победу,ᅟ онᅟ исполняетᅟ всеᅟ желанияᅟ великихᅟ подвижников,ᅟ подчиняясьᅟ магическойᅟ силеᅟ аскезыᅟ (тапаса).ᅟ Вᅟ позднемᅟ эпосеᅟ иᅟ упанишадахᅟ законᅟ кармыᅟ умаляетᅟ рольᅟ Брахмы,ᅟ такᅟ жеᅟ какᅟ возросшееᅟ значениеᅟ Вишнуᅟ иᅟ Шивы,ᅟ оттесняющихᅟ Брахмуᅟ наᅟ второйᅟ план.ᅟ Брахмаᅟ воплощаетᅟ священноеᅟ словоᅟ Ведᅟ иᅟ рассматриваетсяᅟ какᅟ ᴨȇрсонификацияᅟ Брахмана,ᅟ Мировойᅟ Души;ᅟ позднееᅟ сᅟ Брахманомᅟ большеᅟ ассоциируетсяᅟ приобретающийᅟ универсальнуюᅟ сущностьᅟ Вишну.ᅟ Вᅟ концепцииᅟ Тримурти,ᅟ характернойᅟ дляᅟ ужеᅟ сформировавшегосяᅟ индуизмаᅟ Брахмаᅟ теряетᅟ функцииᅟ значимогоᅟ дляᅟ человеческойᅟ судьбыᅟ воздаяния,ᅟ чтоᅟ ведетᅟ кᅟ свертыванияᅟ поклоненияᅟ ему.ᅟ Брахмаᅟ остаетсяᅟ творцомᅟ мираᅟ иᅟ блюстителемᅟ этическиᅟ нейтральнойᅟ космическойᅟ меры,ᅟ тогдаᅟ какᅟ Шиваᅟ иᅟ Вишнуᅟ берутᅟ наᅟ себяᅟ функцииᅟ соответственноᅟ наказанияᅟ проступковᅟ иᅟ поощренияᅟ праведности,ᅟ благодаряᅟ чемуᅟ поклонениеᅟ имᅟ формируетᅟ отдельныеᅟ направленияᅟ внутриᅟ индуизма-шиваизмᅟ иᅟ вишнуизмᅟ [5,79].

Информация о работе Философия и религия древней Индии