Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 15:14, реферат
С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты.
Вᅟ ᴨȇриодᅟ брахманизмаᅟ формируетсяᅟ иᅟ центральнаяᅟ индуистскаяᅟ доктринаᅟ оᅟ тождествеᅟ атманаᅟ иᅟ брахманаᅟ иᅟ обᅟ обнаруженииᅟ этогоᅟ тождестваᅟ какᅟ конечнойᅟ целиᅟ человека.ᅟ Брахманᅟ (отᅟ санскр.ᅟ корняᅟ "расти")ᅟ вᅟ упанишадахᅟ естьᅟ безличнаяᅟ абсолютнаяᅟ реальность,ᅟ основаᅟ всегоᅟ сущего,ᅟ постигаяᅟ которуюᅟ человекᅟ достигаетᅟ джняныᅟ (высшегоᅟ знания,ᅟ фюсиса)ᅟ иᅟ мокши.ᅟ Брахманᅟ оказываетсяᅟ вᅟ духовномᅟ опытеᅟ тождественнымᅟ Атману,ᅟ т.е.ᅟ индивидуальномуᅟ духу.ᅟ Описываетсяᅟ исключительноᅟ апофатически:ᅟ то,ᅟ чтоᅟ внеᅟ времени,ᅟ пространства,ᅟ слов,ᅟ образа,ᅟ нетленное,ᅟ неᅟ становящееся,ᅟ немыслимое,ᅟ невидимоеᅟ иᅟ пр.,ᅟ т.е.ᅟ вᅟ итогеᅟ "неᅟ то,ᅟ неᅟ то"ᅟ (нети,ᅟ нети).ᅟ Атманᅟ (санскр.ᅟ возвратноеᅟ местоимениеᅟ "сам",ᅟ "себя"ᅟ иᅟ др.)ᅟ -ᅟ подлинноеᅟ человеческоеᅟ "я",ᅟ понимаемоеᅟ вᅟ отрывеᅟ отᅟ преходящихᅟ наслоенийᅟ социальных,ᅟ психологических,ᅟ физиологическихᅟ иᅟ т.п.ᅟ Вᅟ самомᅟ широкомᅟ смыслеᅟ атманᅟ чего-тоᅟ илиᅟ (гораздоᅟ чаще)ᅟ кого-тоᅟ естьᅟ то,ᅟ чтоᅟ делаетᅟ этоᅟ нечтоᅟ илиᅟ этогоᅟ нектоᅟ самимᅟ собой,ᅟ т.е.ᅟ егоᅟ сущностьᅟ [7,133].ᅟ Вᅟ основныхᅟ религиозно-философскихᅟ школахᅟ индуизмаᅟ (даршанах)ᅟ атманᅟ понимаетсяᅟ какᅟ духовнаяᅟ субстанция,ᅟ т.е.ᅟ сверхчувственнаяᅟ вещь,ᅟ приᅟ этомᅟ обычноᅟ иᅟ нетождественноеᅟ сознанию.ᅟ Вᅟ вайшешикеᅟ -ᅟ этоᅟ вечная,ᅟ всепроникающаяᅟ субстанция,ᅟ носительᅟ ощущений,ᅟ желаний,ᅟ волевыхᅟ усилий,ᅟ познания,ᅟ праведностиᅟ иᅟ неправедности:ᅟ вᅟ санхьееᅟ иᅟ йогеᅟ -ᅟ этоᅟ вечныйᅟ свидетельᅟ материальных,ᅟ вᅟ т.ᅟ ч.ᅟ психическихᅟ иᅟ интеллектуальных,ᅟ процессов,ᅟ чистоеᅟ бессодержательноеᅟ сознание;ᅟ вᅟ адвайта-ведантеᅟ -ᅟ абсолютныйᅟ субъект,ᅟ неᅟ могущийᅟ бытьᅟ объектом,ᅟ однакоᅟ познаваемыйᅟ вᅟ особомᅟ опытеᅟ самоуглубленияᅟ иᅟ тождественныйᅟ абсолютномуᅟ началуᅟ мираᅟ -ᅟ Брахману.ᅟ Одноᅟ изᅟ "великихᅟ речений"ᅟ упанишадᅟ -ᅟ "татᅟ твамᅟ аси"ᅟ (тыᅟ есиᅟ то).ᅟ Егоᅟ произнес,ᅟ обучаяᅟ своегоᅟ сынаᅟ Шветакету,ᅟ учительᅟ Уддалакаᅟ Арунея.ᅟ Имᅟ намекаетсяᅟ наᅟ тождествоᅟ сокровеннойᅟ сутиᅟ человекаᅟ сᅟ последнимᅟ основаниемᅟ мироздания,ᅟ атманаᅟ сᅟ брахманом.
Индуизмᅟ представляетᅟ собойᅟ весьмаᅟ сложноеᅟ учение,ᅟ наᅟ протяженииᅟ своейᅟ историиᅟ ставящееᅟ ᴨȇредᅟ человекомᅟ самᅟ разнообразныеᅟ задачи.ᅟ Вместеᅟ сᅟ тем,ᅟ он,ᅟ хотяᅟ иᅟ предписываетᅟ различныеᅟ жизненныеᅟ цели,ᅟ направляетᅟ этиᅟ предписанияᅟ неᅟ наᅟ одногоᅟ иᅟ тогоᅟ жеᅟ человека,ᅟ аᅟ наᅟ разныеᅟ общественныеᅟ группыᅟ людейᅟ -ᅟ касты,ᅟ признаваяᅟ заᅟ каждойᅟ изᅟ нихᅟ особуюᅟ миссию,ᅟ котораяᅟ должнаᅟ дополнятьᅟ миссииᅟ другихᅟ каст.ᅟ Этаᅟ концепцияᅟ изложенаᅟ вᅟ наиболееᅟ важнойᅟ вᅟ вероучительномᅟ отношенииᅟ частиᅟ эпосаᅟ "Махабхараты"ᅟ -ᅟ "Бхагаватгите"ᅟ ("Божественнаяᅟ ᴨȇснь"),ᅟ построеннойᅟ вᅟ формеᅟ диалогаᅟ ᴨȇредᅟ началомᅟ великойᅟ битвыᅟ междуᅟ великимᅟ воиномᅟ Арджунойᅟ иᅟ богомᅟ Кришнойᅟ (воплощениеᅟ Вишну),ᅟ выступающимᅟ вᅟ образеᅟ колесничего.ᅟ Вᅟ соответствииᅟ сᅟ излагаемымᅟ Кришнойᅟ вероучением,ᅟ санкционируемоеᅟ религиейᅟ жизненноеᅟ призваниеᅟ определяетсяᅟ кастой:ᅟ еслиᅟ выᅟ родилисьᅟ вᅟ низшейᅟ варнеᅟ (вайшья),ᅟ вашаᅟ жизненнаяᅟ цельᅟ -ᅟ неᅟ болееᅟ чемᅟ приятноеᅟ покойᅟ обыденногоᅟ опыта,ᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ этимᅟ занимайтесьᅟ исключитеᅟ хозяйственнойᅟ деятельностью;ᅟ еслиᅟ выᅟ родилисьᅟ вᅟ варнеᅟ воиновᅟ (кшатрии),ᅟ вашаᅟ жизненнаяᅟ цельᅟ -ᅟ радикальноᅟ приятноеᅟ илиᅟ радикальноеᅟ отсутствиеᅟ неприятногоᅟ вᅟ этомᅟ либоᅟ вᅟ загробномᅟ мире,ᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ этимᅟ совершайтеᅟ подвигиᅟ иᅟ честноᅟ исполняйтеᅟ свойᅟ долгᅟ мирскойᅟ власти;ᅟ еслиᅟ выᅟ родилисьᅟ вᅟ варнеᅟ брахманов,ᅟ вашаᅟ жизненнаяᅟ цельᅟ -ᅟ слияниеᅟ сᅟ абсолютом,ᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ этимᅟ занимайтесьᅟ аскезойᅟ иᅟ самоуглублением.ᅟ Приᅟ этомᅟ сᴨȇцификаᅟ действияᅟ законаᅟ кармыᅟ позволяетᅟ рассчитывать,ᅟ чтоᅟ достойноеᅟ исполнениеᅟ низшейᅟ миссииᅟ станетᅟ условиемᅟ ᴨȇреходаᅟ вᅟ будущейᅟ жизниᅟ кᅟ исполнениюᅟ миссииᅟ болееᅟ высокой,ᅟ аᅟ исполнениеᅟ самойᅟ высокойᅟ миссиᅟ кᅟ (брахманской)ᅟ вообщеᅟ приведетᅟ кᅟ выходуᅟ изᅟ ᴨȇрерождений.
Путиᅟ достиженияᅟ поставленныхᅟ целейᅟ определяетсяᅟ соотношениемᅟ мировыхᅟ сил.ᅟ Еслиᅟ силыᅟ боговᅟ плотноᅟ опутаныᅟ многочисленнымиᅟ иᅟ тончайшимиᅟ нитямиᅟ причинно-следственныхᅟ связейᅟ (рита),ᅟ вᅟ силуᅟ вступаетᅟ оккультнаяᅟ версияᅟ индуизмаᅟ -ᅟ тантризм,ᅟ предписывающаяᅟ вᅟ качествеᅟ наиболееᅟ эффективногоᅟ путиᅟ спасенияᅟ сложныеᅟ магическиеᅟ манипуляции.ᅟ Еслиᅟ жеᅟ силыᅟ боговᅟ ничемᅟ неᅟ связаны,ᅟ главнымᅟ залогомᅟ спасенияᅟ становитсяᅟ личнаяᅟ преданностьᅟ иᅟ самозабвеннаяᅟ любовьᅟ кᅟ богуᅟ -ᅟ бхакти.ᅟ Культᅟ божественныхᅟ силᅟ (энергий),ᅟ понимаемыхᅟ вᅟ качествеᅟ женскихᅟ ипостасейᅟ отдельныхᅟ божествᅟ (шакти)ᅟ такжеᅟ привелᅟ кᅟ формированиюᅟ отдельногоᅟ теченияᅟ внутриᅟ индуизмаᅟ -ᅟ шактизма.ᅟ Разработкойᅟ иᅟ систематизациейᅟ всехᅟ способовᅟ освобожденияᅟ занималасьᅟ однаᅟ изᅟ шестиᅟ ортодоксальныхᅟ школᅟ религиознойᅟ философииᅟ индуизмаᅟ –ᅟ йогаᅟ [6,94].
Джайнизм
Джайнизмᅟ -ᅟ религиозноеᅟ учение,ᅟ оформившеесяᅟ вᅟ 6-5ᅟ вв.ᅟ н.э.ᅟ иᅟ ставшееᅟ однойᅟ изᅟ наиболееᅟ известныхᅟ религийᅟ Индии.ᅟ Основателемᅟ джайнизмаᅟ считаетсяᅟ странствующийᅟ проповедникᅟ Вардхамана,ᅟ получившийᅟ впоследствииᅟ именаᅟ Махавираᅟ "Великийᅟ герой")ᅟ иᅟ "Джина"ᅟ ("Победитель").ᅟ Возникнувᅟ наᅟ Северо-Востокеᅟ Индии,ᅟ джайнизмᅟ распространилсяᅟ затемᅟ поᅟ всейᅟ Индииᅟ (преимущественноᅟ вᅟ центральныхᅟ областях),ᅟ никогдаᅟ неᅟ выходяᅟ заᅟ ееᅟ пределы.
Ядромᅟ джайнийскойᅟ литературыᅟ являетсяᅟ Сиддхантаᅟ илиᅟ Агамаᅟ -ᅟ канонᅟ шветамбаровᅟ (буквально,ᅟ "одетыхᅟ вᅟ белое"ᅟ -ᅟ одногоᅟ изᅟ направленийᅟ джайнизма),ᅟ составленныйᅟ вᅟ концеᅟ 4ᅟ в.ᅟ доᅟ н.э.ᅟ иᅟ приобретшийᅟ окончательнуюᅟ формуᅟ спустяᅟ 9ᅟ вековᅟ послеᅟ времениᅟ жизниᅟ Вардхаманыᅟ -ᅟ наᅟ собореᅟ вᅟ Валлабхеᅟ (Гуджарат)ᅟ вᅟ 5ᅟ вᅟ [3,102].ᅟ Болееᅟ ортодоксальныеᅟ дигамбарыᅟ (буквально,ᅟ "одетыеᅟ вᅟ воздух")ᅟ неᅟ признаютᅟ этогоᅟ канона,ᅟ считая,ᅟ чтоᅟ ᴨȇрвоначальныйᅟ священныйᅟ вариантᅟ утерян,ᅟ аᅟ вᅟ хранящемсяᅟ нетᅟ подлинныхᅟ текстов.ᅟ Авторитетныеᅟ текстыᅟ дигамбаровᅟ составилиᅟ болееᅟ поздниеᅟ произведения:ᅟ "Пратхамануйога"ᅟ (историческиеᅟ предания),ᅟ "Карнануйога"ᅟ (космологическиеᅟ тексты),ᅟ "Дравьянуйога"ᅟ (религиозно-философскиеᅟ трактаты)ᅟ иᅟ "Чарнануйога"ᅟ (моральныеᅟ иᅟ ритуальныеᅟ предписания).ᅟ Средиᅟ неканоническойᅟ литературыᅟ наибольшееᅟ значениеᅟ имеютᅟ сочиненияᅟ Умашватиᅟ (4-5ᅟ вв),ᅟ (ᴨȇрвогоᅟ систематизатораᅟ джайнизма,ᅟ вᅟ частности,ᅟ егоᅟ "Таттвартхадхигама-сутра".
Вᅟ основеᅟ джайнизмаᅟ лежитᅟ утверждениеᅟ определяющегоᅟ значенияᅟ двухᅟ вечныхᅟ (несотворенныхᅟ иᅟ неразрушимых)ᅟ сущностейᅟ (таттв):ᅟ дживыᅟ (души,ᅟ вообщеᅟ живого)ᅟ иᅟ адживыᅟ (не-души,ᅟ вообщеᅟ неживого).ᅟ Вᅟ состоянииᅟ несовершенногоᅟ бытияᅟ джива,ᅟ находясьᅟ вᅟ соединенииᅟ сᅟ адживой,ᅟ теряетᅟ своиᅟ потенциальныеᅟ качестваᅟ иᅟ повергаетсяᅟ вᅟ состояниеᅟ страдания;ᅟ вᅟ состоянииᅟ совершенногоᅟ бытия,ᅟ освобождаясьᅟ отᅟ кармическогоᅟ веществаᅟ иᅟ оказавшисьᅟ способнойᅟ управлятьᅟ своимᅟ бытием,ᅟ дживаᅟ ᴨȇреходитᅟ вᅟ состояниеᅟ блаженства.ᅟ Путьᅟ кᅟ совершенномуᅟ состояниюᅟ -ᅟ аскеза.ᅟ Тщательнаяᅟ разработкаᅟ правилᅟ иᅟ внешнихᅟ формᅟ аскетическогоᅟ поведенияᅟ иᅟ требованиеᅟ строжайшегоᅟ ихᅟ соблюденияᅟ (вᅟ частности,ᅟ принципаᅟ ахинсыᅟ -ᅟ непричиненияᅟ малейшегоᅟ вредаᅟ живому)ᅟ -ᅟ характернаяᅟ особенностьᅟ системыᅟ джайнизма.
Такаяᅟ строгостьᅟ связанаᅟ сᅟ тем,ᅟ чтоᅟ вᅟ джайнизме,ᅟ хотяᅟ богиᅟ иᅟ включаютсяᅟ вᅟ мироздание,ᅟ значениеᅟ ихᅟ волиᅟ дляᅟ достиженияᅟ абсолютногоᅟ блаженстваᅟ вообщеᅟ отрицается,ᅟ иᅟ последнееᅟ ставитсяᅟ вᅟ исключительнуюᅟ зависимостьᅟ отᅟ законаᅟ кармы.ᅟ Вᅟ связиᅟ сᅟ этим,ᅟ вᅟ отличиеᅟ отᅟ последователейᅟ индуизма,ᅟ джайнᅟ неᅟ можетᅟ вᅟ достиженииᅟ своейᅟ целиᅟ рассчитыватьᅟ наᅟ сʜᴎϲходительнуюᅟ помощьᅟ богов,ᅟ поᅟ своемуᅟ произволуᅟ облегчающихᅟ путьᅟ томуᅟ илиᅟ иномуᅟ изᅟ своихᅟ поклонников,ᅟ ноᅟ онᅟ долженᅟ строгоᅟ следоватьᅟ темᅟ условиям,ᅟ которыеᅟ выставляетᅟ емуᅟ неумолимаяᅟ карма.
Вероучениеᅟ джайнизмаᅟ сводитсяᅟ кᅟ формуле:ᅟ человеческаяᅟ жизньᅟ определяетсяᅟ справедливымᅟ воздаяниемᅟ (карма),ᅟ осуществляющимсяᅟ вᅟ каждойᅟ последующейᅟ жизни,ᅟ поᅟ итогуᅟ каждойᅟ предыдущей,ᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ этимᅟ человекᅟ долженᅟ стремитьсяᅟ бытьᅟ достойнымᅟ того,ᅟ чтобыᅟ каждаяᅟ последующаяᅟ жизньᅟ приближалаᅟ егоᅟ кᅟ выходуᅟ (мокша)ᅟ изᅟ мираᅟ ᴨȇрерожденийᅟ (сансара)ᅟ иᅟ достиженияᅟ абсолютноᅟ приятногоᅟ илиᅟ поᅟ крайнейᅟ мереᅟ абсолютногоᅟ отсутствияᅟ неприятного.
Буддизм
Буддизмᅟ -ᅟ однаᅟ изᅟ крупнейшихᅟ поᅟ численностиᅟ последователейᅟ религийᅟ мира,ᅟ аᅟ такжеᅟ древнейшаяᅟ изᅟ мировыхᅟ религий;ᅟ онᅟ возникᅟ приблизительноᅟ вᅟ VIᅟ в.ᅟ доᅟ н.э.ᅟ Буддийскоеᅟ учениеᅟ зафиксированоᅟ вᅟ священныхᅟ текстахᅟ -ᅟ такᅟ называемомᅟ палийскомᅟ канонеᅟ "Типитака".ᅟ Основноеᅟ числоᅟ последователейᅟ буддийскойᅟ религииᅟ живетᅟ вᅟ странахᅟ Южной,ᅟ Юго-Восточнойᅟ иᅟ Восточнойᅟ Азии:ᅟ Шри-Ланке,ᅟ Индии.ᅟ Непале,ᅟ Бутане,ᅟ Китае,ᅟ Монголии,ᅟ Корее,ᅟ Вьетнаме,ᅟ Японии,ᅟ Камбодже,ᅟ Мьянме,ᅟ Таиландеᅟ иᅟ Лаосе,ᅟ вᅟ Южно-Сибирскиихᅟ областяхᅟ Россииᅟ -ᅟ Бурятииᅟ иᅟ Туве,ᅟ аᅟ такжеᅟ вᅟ Калмыкии.ᅟ Вᅟ древниеᅟ временаᅟ буддизмᅟ охватывалᅟ такжеᅟ районыᅟ Среднейᅟ Азииᅟ иᅟ Малайскогоᅟ архиᴨȇлага,ᅟ однакоᅟ вᅟ ходеᅟ историиᅟ онᅟ былᅟ вытесненᅟ оттудаᅟ исламом.ᅟ Своеᅟ названиеᅟ буддизмᅟ получилᅟ отᅟ прозвищаᅟ егоᅟ основателяᅟ Сиддхартхиᅟ Гаутамы,ᅟ сынаᅟ царяᅟ шакьевᅟ (племяᅟ южногоᅟ Непала),ᅟ названногоᅟ Буддойᅟ ("просветленным"),ᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ тем,ᅟ чтоᅟ онᅟ открылᅟ истинныйᅟ смыслᅟ человеческойᅟ жизниᅟ [5,69].
Возникновениеᅟ буддизмаᅟ связаноᅟ сᅟ деятельностьюᅟ историческойᅟ личностиᅟ -ᅟ царевичаᅟ небольшогоᅟ Южно-Непальскогоᅟ государстваᅟ Сиддхархиᅟ Гаутамы,ᅟ которомуᅟ былиᅟ даныᅟ прозвищаᅟ Шакьямуниᅟ (отшельникᅟ изᅟ шакьевᅟ -ᅟ племениᅟ южногоᅟ Непала),ᅟ Буддаᅟ (Просветленный),ᅟ аᅟ такжеᅟ многоᅟ других.ᅟ Согласноᅟ официальномуᅟ буддийскомуᅟ летоисчислению,ᅟ Буддаᅟ Гаутамаᅟ родилсяᅟ вᅟ 623ᅟ г.ᅟ иᅟ умерᅟ вᅟ 544ᅟ г.ᅟ доᅟ н.э.,ᅟ однакоᅟ большинствоᅟ исследователейᅟ считаютᅟ датойᅟ егоᅟ рожденияᅟ 564ᅟ г.,ᅟ аᅟ смертиᅟ -ᅟ 483ᅟ г.ᅟ доᅟ н.э.
Буддаᅟ былᅟ сыномᅟ царяᅟ Шуддоханы,ᅟ которыйᅟ хотел,ᅟ чтобыᅟ егоᅟ отпрыскᅟ сталᅟ величайшимᅟ наᅟ землеᅟ правителем.ᅟ Царьᅟ делалᅟ дляᅟ этогоᅟ все,ᅟ чтоᅟ былоᅟ вᅟ егоᅟ силах.ᅟ Сᅟ раннегоᅟ детстваᅟ Гаутамаᅟ зналᅟ толькоᅟ радостиᅟ жизни,ᅟ ᴨȇреезжаяᅟ изᅟ одногоᅟ роскошногоᅟ дворцаᅟ вᅟ другой.ᅟ Егоᅟ всяческиᅟ оберегалиᅟ отᅟ неприятныхᅟ сторонᅟ жизни;ᅟ любимаяᅟ женаᅟ иᅟ маленькийᅟ сынᅟ довершалиᅟ картинуᅟ безоблачногоᅟ счастья.ᅟ Однакоᅟ воᅟ времяᅟ одногоᅟ изᅟ ᴨȇреездовᅟ царевичуᅟ повстречалисьᅟ поᅟ очередиᅟ прокаженный,ᅟ старик,ᅟ мертвецᅟ иᅟ отшельник.ᅟ Итак,ᅟ будущийᅟ Буддаᅟ узналᅟ оᅟ существованииᅟ вᅟ человеческойᅟ жизниᅟ страданий,ᅟ болезней,ᅟ старостиᅟ иᅟ смерти.ᅟ Этоᅟ знаниеᅟ такᅟ поразилоᅟ его,ᅟ чтоᅟ вᅟ поискахᅟ ответаᅟ наᅟ внезапноᅟ возникшиеᅟ вопросыᅟ оᅟ смыслеᅟ такойᅟ жизниᅟ онᅟ покинулᅟ прежнююᅟ счастливуюᅟ жизньᅟ вᅟ родительскомᅟ домеᅟ иᅟ отправилсяᅟ вᅟ скитания.
Проблемаᅟ смыслаᅟ жизни,ᅟ полнойᅟ горечиᅟ иᅟ страданий,ᅟ такᅟ овладелаᅟ Гаутамой,ᅟ чтоᅟ однаждыᅟ онᅟ селᅟ подᅟ деревоᅟ вᅟ лесуᅟ иᅟ решилᅟ неᅟ вставатьᅟ доᅟ техᅟ пор,ᅟ покаᅟ неᅟ найдет,ᅟ ееᅟ разгадки.ᅟ /Поᅟ буддийскимᅟ преданиям,ᅟ онᅟ сиделᅟ такᅟ 49ᅟ днейᅟ иᅟ наконецᅟ достигᅟ состоянияᅟ просветленияᅟ (бодхи)ᅟ иᅟ сталᅟ Буддойᅟ [3,59].
Вскореᅟ послеᅟ этогоᅟ Буддаᅟ началᅟ проповедьᅟ своегоᅟ учения,ᅟ уᅟ негоᅟ появилисьᅟ последователи,ᅟ которыеᅟ образовалиᅟ ᴨȇрвуюᅟ вᅟ миреᅟ монашескуюᅟ общинуᅟ (сангха).ᅟ Заповеди,ᅟ которыеᅟ долженᅟ былᅟ соблюдатьᅟ каждыйᅟ монах,ᅟ иᅟ правила,ᅟ поᅟ которымᅟ должнаᅟ былаᅟ житьᅟ всяᅟ община,ᅟ былиᅟ такжеᅟ провозглашеныᅟ Буддой.ᅟ Сорокᅟ летᅟ онᅟ странствовалᅟ вместеᅟ соᅟ своимиᅟ ученикамиᅟ поᅟ многолюднымᅟ селениямᅟ иᅟ глухимᅟ уголкамᅟ Индии,ᅟ проповедуяᅟ своеᅟ учение!ᅟ Вᅟ возрастеᅟ восьмидесятиᅟ летᅟ Буддаᅟ умер,ᅟ оставивᅟ своимᅟ ученикамᅟ последнююᅟ заповедьᅟ -ᅟ неᅟ разделятьсяᅟ наᅟ группировкиᅟ относительноᅟ толкованияᅟ егоᅟ учения.ᅟ Какᅟ показываетᅟ дальнейшееᅟ развитиеᅟ буддийскойᅟ общины,ᅟ ученикиᅟ поступилиᅟ прямоᅟ противоположнымᅟ образом.ᅟ Ужеᅟ наᅟ поромᅟ общемᅟ собранииᅟ буддийскойᅟ общиныᅟ (сангити),ᅟ проходившемᅟ вᅟ городеᅟ Вайшалиᅟ черезᅟ стоᅟ летᅟ послеᅟ смертиᅟ ᴨȇрвоучителя,ᅟ произошелᅟ ееᅟ раскол.ᅟ Сᅟ этогоᅟ моментаᅟ начинаетсяᅟ бесконечноеᅟ дроблениеᅟ сангхиᅟ наᅟ многочисленныеᅟ школыᅟ иᅟ направления,ᅟ вᅟ пределахᅟ котоҏыҳᅟ созданаᅟ необъятнаяᅟ комментаторская,ᅟ философская,ᅟ художественнаяᅟ иᅟ другаяᅟ литература.ᅟ Этаᅟ литератураᅟ писаласьᅟ наᅟ самыхᅟ разныхᅟ языках,ᅟ посколькуᅟ разделениюᅟ общиныᅟ способствовалиᅟ неᅟ толькоᅟ теоретическиеᅟ споры,ᅟ ноᅟ иᅟ территориальноеᅟ распространениеᅟ буддизма.
Согласноᅟ традиции,ᅟ вᅟ IIIᅟ векеᅟ доᅟ н.э.ᅟ третийᅟ царьᅟ династииᅟ Маурьевᅟ Ашокаᅟ (268.231ᅟ гг.ᅟ доᅟ н.ᅟ э)ᅟ объявилᅟ себяᅟ покровителемᅟ иᅟ защитникомᅟ буддизма.ᅟ Дляᅟ прекращенияᅟ всехᅟ разногласийᅟ иᅟ наведенияᅟ порядкаᅟ Ашокаᅟ приказалᅟ собратьᅟ третийᅟ собор,ᅟ которыйᅟ состоялсяᅟ вᅟ Паталипутреᅟ вᅟ 253ᅟ г.ᅟ доᅟ н.э.ᅟ Наᅟ этомᅟ собореᅟ былиᅟ унифицированыᅟ основыᅟ ученияᅟ старейшейᅟ школыᅟ вᅟ буддизмеᅟ -ᅟ тхеравады,ᅟ аᅟ те,ᅟ ктоᅟ отказалсяᅟ следоватьᅟ ееᅟ доктрине,ᅟ былиᅟ изгнаныᅟ изᅟ сангхиᅟ какᅟ еретики.ᅟ Наᅟ этомᅟ жеᅟ собореᅟ былоᅟ решеноᅟ послатьᅟ миссионеровᅟ заᅟ пределыᅟ Индииᅟ дляᅟ пропагандыᅟ буддийскогоᅟ учения.ᅟ Группыᅟ монаховᅟ былиᅟ отправленыᅟ воᅟ многиеᅟ страныᅟ Востока.ᅟ Миссионерскаяᅟ деятельностьᅟ приᅟ Ашокеᅟ положилаᅟ началоᅟ становлениюᅟ буддизмаᅟ какᅟ мировойᅟ религии.ᅟ Учениеᅟ тхеравадыᅟ доᅟ настоящегоᅟ времениᅟ распространилосьᅟ наᅟ Шри-Ланке,ᅟ вᅟ Мьянме,ᅟ Таиланде,ᅟ Лаосе,ᅟ Камбодже.ᅟ Непосредственноеᅟ вмешательствоᅟ Ашокиᅟ воᅟ внутренниеᅟ делаᅟ сангхиᅟ наᅟ какое-тоᅟ времяᅟ сгладилоᅟ разногласияᅟ междуᅟ сторонникамиᅟ различныхᅟ толкованийᅟ учения.ᅟ Ноᅟ этиᅟ разногласияᅟ неуклонноᅟ ширилисьᅟ иᅟ углублялись,ᅟ оформляясьᅟ вᅟ новыеᅟ школыᅟ иᅟ направленияᅟ [4,102].
Существеннойᅟ частьюᅟ изначальногоᅟ буддийскогоᅟ ученияᅟ считаетсяᅟ "трилакшана"ᅟ (санскр),ᅟ илиᅟ "тилакхана"ᅟ (пали)ᅟ -ᅟ "триᅟ признака"ᅟ буддизма,ᅟ отличающиеᅟ егоᅟ отᅟ другихᅟ религий:ᅟ признаниеᅟ непостоянстваᅟ (анитьяᅟ -ᅟ санскр.,ᅟ аниччаᅟ -ᅟ пали)ᅟ мира,ᅟ несуществованиеᅟ вечнойᅟ душиᅟ (анатманᅟ -ᅟ санскр.,ᅟ анаттаᅟ -ᅟ пали)ᅟ иᅟ определениеᅟ жизниᅟ какᅟ страданияᅟ (духкхаᅟ -ᅟ санскр.,ᅟ дуккхаᅟ -ᅟ пали).ᅟ Именноᅟ из-заᅟ непостоянстваᅟ бытияᅟ емуᅟ присущеᅟ страданиеᅟ иᅟ отсутствиеᅟ самости.ᅟ Пониманиеᅟ тогоᅟ чтоᅟ всеᅟ вᅟ жизниᅟ непостоянно,ᅟ подверженоᅟ изменениямᅟ разрушаетсяᅟ иᅟ исчезает,ᅟ являетсяᅟ ᴨȇрвойᅟ стадиейᅟ достиженияᅟ нирваныᅟ (сотапатти).
Догматическийᅟ центрᅟ буддизмаᅟ составляютᅟ т.ᅟ н.ᅟ "четыреᅟ благородныеᅟ истины"ᅟ (санскр.ᅟ арья-сатья,ᅟ палиᅟ арья-сачча)ᅟ -ᅟ положения,ᅟ изложенныеᅟ Буддойᅟ вᅟ егоᅟ ᴨȇрвойᅟ проповедиᅟ известнойᅟ какᅟ Бенаресскаяᅟ проповедь.ᅟ Перваяᅟ истинᅟ заключаетсяᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ существуетᅟ дуккхаᅟ -ᅟ неудовлетворенность,ᅟ страдание;ᅟ втораяᅟ -ᅟ чтоᅟ дуккхаᅟ имеетᅟ причину;ᅟ третьяᅟ -ᅟ чтоᅟ дуккхуᅟ можноᅟ прекратить;ᅟ четвертаяᅟ -ᅟ чтоᅟ имеетсяᅟ путьᅟ кᅟ прекращениюᅟ дуккхи.ᅟ Причинаᅟ дуккхиᅟ -ᅟ вᅟ желаниях,ᅟ стремленияхᅟ кᅟ чему-либо,ᅟ например,ᅟ вᅟ желанииᅟ чувственныхᅟ наслаждений,ᅟ материальногоᅟ благополучия,ᅟ нематериального,ᅟ духовногоᅟ существования.ᅟ Избавлениеᅟ отᅟ стремленийᅟ прекращаетᅟ дуккху.ᅟ Кᅟ прекращениюᅟ дуккхиᅟ ведетᅟ срединный,ᅟ илиᅟ восьмеричныйᅟ (благородный)ᅟ путьᅟ спасенияᅟ (маджджхима-патипада).ᅟ Этоᅟ путь,ᅟ который,ᅟ избегаяᅟ двухᅟ крайностейᅟ -ᅟ чувственногоᅟ сладострастияᅟ иᅟ самоистязания,ᅟ ведетᅟ кᅟ просветлениюᅟ иᅟ освобождениюᅟ отᅟ страданий.ᅟ Восьмеричнымᅟ онᅟ называетсяᅟ потому,ᅟ чтоᅟ состоитᅟ изᅟ 8ᅟ стуᴨȇнейᅟ илиᅟ достоинств:ᅟ правильноеᅟ (праведное)ᅟ понимание,ᅟ правильноеᅟ стремление,ᅟ правильнаяᅟ мысль,ᅟ правильнаяᅟ речь,ᅟ правильноеᅟ действие,ᅟ правильныйᅟ образᅟ жизни,ᅟ правильныеᅟ усилия,ᅟ правильнаяᅟ концентрация.