Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Приступая к изучению философии и религии, мы попадаем в царство теоретически мыслящего разума, веками накопленной мудрости. Религия – это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, исторически, социально и психологически обусловленная форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания (что является идеалом общественного устройства), религия продолжает оставаться для некоторых слоёв общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости.

Содержание работы

1.Введение стр.-3
2.Путь религии и философии стр.-4
3.Философия и религия стр.-6
4.Заключение стр.-13
5.Список литературы стр.-15
6.Приложение стр.-16

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Министерство образования РФ Департамента образования Пермского края

Пермского государственного профессионально-педагогического колледжа.

                                                                        

 

 

                                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

Тема: Философия и религия.

 

                               

 

 

 

                                                                                                                    Монжак Галины Васильевны

                                                       Специальность 0308  

                                                       Профессиональное обучение

                                                      Курс 3 группа 120-з

                                                      Форма обучения - заочная    

 

 

 

                                                      Руководитель: Давитян

                                                       Татьяна Радионовна      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пермь 2007 г.

Оглавление.

 

1.Введение                                                                                   стр.-3

2.Путь религии и  философии                                                    стр.-4

3.Философия и религия                                                              стр.-6

4.Заключение                                                                               стр.-13

5.Список литературы                                                                  стр.-15

6.Приложение                                                                              стр.-16

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Введение.

Приступая к изучению философии и религии, мы попадаем в царство теоретически мыслящего  разума, веками накопленной мудрости.  Религия – это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, исторически,  социально и психологически обусловленная форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания (что является идеалом общественного устройства), религия продолжает оставаться для некоторых слоёв общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости.

Сущность религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с  реальным, природным и социальным  бытием второго, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиям, находят или найдут своё идеальное разрешение всё тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия.

По данной теме была поставлена цель: раскрыть понятия религиозной формы общественного сознания, принципы и проблемы отношения веры к знанию, которые решаются в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Человечество – исходный пункт и цель, поиск его места в мире и отношение к нему. 

 В изучении философии  и религии решались задачи: изучить литературу по данной проблеме, а так же осуществить поставленные цели.      

Данном  реферате была рассмотрена литература: А. П. Алексеева, А.А.Горелов, В.Д. Губин, М. Н. Росенко, А. Г. Спиркин.  

Структура реферата такова донести до читателя философские  понятия и размышления на  понимание  взаимоотношений сознания человечества с объективным миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путь религии и философии.

        Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей духовной культуры человечества. В процессе своего существования философия неоднократно ставила вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства, морали  или политики, права или религии. Это бесконечное, существующее в течение тысячелетий рождение основных и новых проблем в ходе философского отражения мира вызвано в жизни особенностями самой философии, которую всегда интересуют центральные, коренные проблемы бытия. Философия может рассматриваться как составная часть духовной культуры народа на том или ином историческом этапе развития. Здесь мы остановимся на религии, в  которой попробуем ответить на коренные проблемы бытия, объясняя их вмешательством в природу, общество и жизнь человека сверхъестественного, божественного начала. Религия прошла большой  путь развития: от первоначального одухотворения сил природы через многобожие (политеизм) к единобожию (монотеизм). Каждому из этапов исторического развития религиозного сознания присуще свои характерные особенности. Они отличаются спецификой отражения действительности религиозным (мистическим)  сознанием, ролью религии и её функциями в жизни общества. Религиозное видение мира формирует в сознании человека представление о сверхъестественных силах упование на чудо, веру. Религиозно мыслящий человек считает себя носителем эзотерического  (тайного, открытого только избранным)  знания, которое не нуждается в традиционных  логических доказательствах. Религиозное сознание усиливает идущую ещё от мифологии тенденцию разделения мира на мир физический (природный, чувственный) и метафизический (духовный).                                                      

Философия всегда является интегрирующей формой духовной жизни  человека и человечества. Она решает предельно общие и поэтому  наиболее волнующие людей проблемы, и в этом смысле она является особым видом духовного производства, вступающим как самосознание общества и индивидуума. 

На этой основе уже  начинает развиваться собственно философское  видение мира, которое характеризуется  свободным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблем. Философия даже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия в отличие от преимущественно образно-эмоционального мифологического или религиозного сознания, уповающего  на  веру  при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. Центральными проблемами в любых философских школах были проблемы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой, выявление  сущности человека, особенностей его существования, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком.  

Философия всегда является интегрирующей формой духовной жизни  человека и человечества. Она решает предельно общие и потому наиболее волнующие людей проблемы, и в  этом смысле она является особым видом духовного производства, вступающим как самосознание общества и индивидуума.

Связь между философскими и религиозными  представлениями  прослеживается чётко, и совсем неудивительно, что именно в греческом политеизме сформировалась философия Платона с его миром и идей, а в монотеистической христианской Европе два с лишним тысячелетия спустя появился Гегель с единой Абсолютной Идеей.

И в философии, и в  религии присутствуют рассуждения  о Боге. Но « в спорте нет смиренномудрия», говорили охтинские старцы. А в философия не обходится без спорта. Иноческое оружие – молитва, философское – логичный аргумент.

Стремление философа к истине ненасыщаемо, потому что он не знает, «попал в цель» или нет. Если он уверен, что истина у него в руках, он становится верующим. Если приходит к уверенности в руках, он становится верующим.если приходит к уверенности, что ничего найти нельзя, погружается в материальную жизнь. Религия обращается ко всем людям, но несёт одну истину как единственно верную. Философия не претендует на истинность какой-либо одной системы, и в этом её терпимость и общечеловечность. Философия конструирует пригодные для всех духовные дома, которые хотя и связаны с традициями определённой культуры, но в принципе универсальны. Она преимущественно спрашивает и удачные вопросы, и ответы входят в сокровищницу человеческой мудрости. Религия и идеология дают ответы соответственно для той и этой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия и религия.

Религия являет собой  важный и необходимый феномен  духовной жизни  человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа»,т.е.его философия как неотьемленный  компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается, прежде всего, богословие, а так же история и философия – каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путём откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует, прежде всего,сущность религии, определяет её место в системе мировоззрения, выявляет её психологические и социальные аспекты, её онтологический  и познавательный смысл, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и её роль в жизни общества, в развитии духовности ,как человека, так и человечества.

Религия должна рассматриваться  в разных аспектах: она осмысливает  Бога как Абсолют в его отношении  к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласия. Религия воссоединяет жизнь двух миров – земного, природно–социального, и трансцендентного. В религии исключительное значение имеет отношение индивидуальной души к трансцендентному – с этим связано личное душеспасение . А это предполагает рассмотрение духовного начала в единстве с материальным. При всём разнообразии религиозных воззрений, «религия всегда означает веру в реальность абсолютно – ценного, признание начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная права духа» 1  

История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это  само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и искусства. Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному.2

Сам термин «религия»  определяют различно: одни производят его от лат. religare -  связывать, а другие, например Цицерон, - от relegere – собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio – благочестие, святость. По существу, религия являет собой выражение признания Абсолютного начала, т.е.Бога, от которого зависит всё конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта. Поэтому в каждой религии 3 можно найти две стороны – теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта, и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека . При этом осмысление Бога может быть черезвычайно разнообразным и выражатся в почтении камней (литолатрия), растений (фитолатрия), животных (зоолатрия), огня (пиролатрия), человека (различные формы антропоморфизма). Наконец , Абсолют может мыслиться в виде отвлечений идеи, например различные понимания Бога: деистическое, пантеистическое, включая сюда и поклонение идее человечества (культ человечества у О.Конта).

О существовании Христа можно говорить с уверенностью не потому, что существуют отрывочные упоминания о нём в  древних источниках. Нет,  не упоминания Тацита, Плиния Младшего, Светония убеждают в том, а то обстоятельство, что возникло мощнейшее движение – христианство. Следовательно, у истоков его непременно должна быть и выдающаяся Личность, как у истоков буддизма был Будда, у истоков ислама – Мухаммеда.

Во всех формах религиозного сознания мы находим признание существования  высшего начала и связи его  с миром конечных вещей. Этой связью объясняется и необходимость  поклонения Богу, молитвы и жертвы, и то, что религия служит, не только теоретической потребности ума , но также целям нравственности (сфере нашей воли) и эстетическому началу, прежде всего чувствам.

Таким образом, в религии нельзя видеть выражение деятельности какой  –либо одной стороны человеческой души. В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. В связи с этим мыслители обращают внимание на различные стороны религии. Так, некоторые усматривают в религии, прежде всего эмоциональную сторону, подчёркивая религиозные чувства. И. Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, назвав религию признанием законов нравственности за веления Божества. По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращения к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, религия обращается в снискание милости. Гимн, молитвы, хождения в церковь должны давать человеку лишь новую силу, новое мужество к исправлению или же быть излиянием сердца, воодушевлённого представлением о долге. Это – только приготовления к благим делам, а не они сами, и нельзя ставить угодным Высшему Существу, не становясь лучшим человеком.

Г.Гегель рационализирует религию, характеризуя её как объективацию абсолютного  духа, самооткровение его в человеке в форме идеи. «В качестве  религиозного сознания дух проникает сквозь мнимо абсолютную самостоятельность вещей – вплоть до действующей в их внутреннем существе, всё собой сдерживающей единой, бесконечной мощи Бога ». Религия, по словам  Гегеля, является одним из самых важных дел нашей жизни; в религии, прежде всего, заинтересовано наше сердце. Она выражается в чувствах и поступках, рождает и питает высокий образ мыслей, украшает нашу душу яркими нравственными красками радости.

В вопросе о происхождении религии  ещё большее разнообразие мнений, чем в вопросе о сущности. Прежде всего, необходимо различить психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания. Бесспорно, что чувство зависимости, отмеченное Ф.Шлейермахером, а также мотивы нравственного характера, фантазия, символизирующая явления внешнего и внутреннего мира, наконец, разум, склонный к безусловному синтезу знаний о сущем, суть мотивы, игравшие значительную роль в зарождении религии. Но это общие предпосылки, которыми нельзя объяснить появление той или иной конкретной формы религиозной веры. Указанные мотивы образуют то, что принято именовать религиозностью человека.

Информация о работе Философия и религия