Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, реферат
Цель написания данного реферата - рассмотреть взаимоотношение философии и религии на разных исторических этапах.
Задачи:
Рассмотреть формирование религиозных и философских представлений.
Показать становление и развитие религии.
Выявить причины возникновения философии и проследить развитие философского мировоззрения.
Проследить взаимовлияние философии и религии.
Введение 3
1. Формирование религиозных и философских представлений 5
2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья 9
3. Религия и философия в эпоху Возрождения 14
4. Усиление философии в Новое время 17
Заключение 24
Список литературы 25
Для Гегеля работа разума довершает то, что несовершенно в данных веры: эту точку зрения он связывает с протестантизмом, отказывающимся принимать то, что не может быть познано человеческим мышлением как истинное: Есть какое-то великое упрямство, упрямство, которое делает честь человеку, в решении не признавать никакого нравственного убеждения, пока оно не получит оправдания посредством мысли, и это упрямство представляет собой характерную черту нового времени, а также является принципом протестантизма.
В области познания для
Декарта, и это органически вытекает
из его основополагающего
Исходя из сказанного, можно
полным на то основанием утверждать, что
после Декарта философия не только
уравнялась с богословием в правах
на существование и объяснение мира,
но и в определенной степени даже
получила кое-какие преимущества в
том, что касается роли человеческого
ума в познании мира. Во избежание
конфликта с церковными властями
Декарт во весь голос заявлять, что
он ни в коей мере не является реформатором
(разве что в области
Новую страницу во взаимоотношениях
философии с религией открыли
французские мыслители-
У истоков радикальной
критики религии и церкви стоял
Жан Мелье (1664— 1739), французский философ-
Антирелигиозная направленность идей Мелье получила дальнейшее развитие в трудах других французских мыслителей, и в первую очередь, Дени Дидро (1713—1784) и Гольбаха (1723—1789). Французские философы дают всестороннюю критику и самой религии, и ее проповедников. Прежде всего, они подвергают сомнению само содержание Библии, ее божественность и делают попытку, можно сказать, первую в истории общественной мысли, объяснить ее земное происхождение. Так, Дидро обращает внимание на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков только Евангелий, из которых в дальнейшем только сами богослужители отлучили пятьдесят шесть, как содержащие всякий вздор. Используя другие аргументы, Дидро утверждает, что составление и написание текста Священного писания было делом рук человеческих, а не божественных. И вообще, по мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никто никогда не видел божественных, «верительных грамот». Аналогичную позицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает Гольбах. Так, критикуя Ветхий завет, он, подобно другим мыслителям, в частности, Спинозе выражает сомнение, что Моисей действительно является автором Пятикнижия, то есть первых пяти книг Библии. Его аргументы сводятся к тому, что в этих книгах, излагающих основы иудаизма, «упоминаются города, которых не существовало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго до того, как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея». На основании этих и некоторых других фактов делается вывод, что «произведения, приписываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время» .
Нетрудно сделать вывод,
что подобные рассуждения и доказательства
Дидро, Гольбаха, других мыслителей-безбожников
подрывали фундамент самой
Теоретическая деятельность
французских мыслителей-
Вывод: с этого момента религия начала существенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни. Нам нет смысла прослеживать характер взаимоотношений между религией и философией в последующие столетия. Тенденция, обозначившаяся ранее, продолжает сохраняться и в наше время.
В данном реферате было рассмотрено взаимоотношение философии и религии на разных этапах истории.
Были представлены основные положения формирования религиозных и философских представлений, на ранних этапах они были недостаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснять происходящие в мире события.
В эпоху Средневековья доминирующее положение занимала религия, а философия находилась в зависимом положении.
В эпоху Возрождения постепенно происходит ослабление позиции церкви во всех сферах общественной жизни: государственной, политической, научной, духовной и после многовекового преобладания церковной идеологии освобождение пространства для распространения светских человеческих знаний о мире.
В Новое время философия получила статус самостоятельной и независимой от религии науки и начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни.
Тенденция продолжает сохраняться и в наше время. Светские человеческие науки привлекают все большее число людей, но позиции религии и церкви также остаются достаточно прочными и даже сейчас трудно сказать, на чьей стороне перевес.