Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Цель написания данного реферата - рассмотреть взаимоотношение философии и религии на разных исторических этапах.
Задачи:
Рассмотреть формирование религиозных и философских представлений.
Показать становление и развитие религии.
Выявить причины возникновения философии и проследить развитие философского мировоззрения.
Проследить взаимовлияние философии и религии.

Содержание работы

Введение 3
1. Формирование религиозных и философских представлений 5
2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья 9
3. Религия и философия в эпоху Возрождения 14
4. Усиление философии в Новое время 17
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Философия и религия..docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

Для Гегеля работа разума довершает  то, что несовершенно в данных веры: эту точку зрения он связывает  с протестантизмом, отказывающимся принимать то, что не может быть познано человеческим мышлением  как истинное: Есть какое-то великое  упрямство, упрямство, которое делает честь человеку, в решении не признавать никакого нравственного убеждения, пока оно не получит оправдания посредством  мысли, и это упрямство представляет собой характерную черту нового времени, а также является принципом  протестантизма.

В области познания для  Декарта, и это органически вытекает из его основополагающего принципа, исходным выступает мыслящее Я, то есть человеческое сознание. Ни Бог, ни вера, а человек, его мысль является источником и средством постижения знания.

Исходя из сказанного, можно  полным на то основанием утверждать, что  после Декарта философия не только уравнялась с богословием в правах на существование и объяснение мира, но и в определенной степени даже получила кое-какие преимущества в  том, что касается роли человеческого  ума в познании мира. Во избежание  конфликта с церковными властями Декарт во весь голос заявлять, что  он ни в коей мере не является реформатором (разве что в области методологии  наук) . Однако в "Рассуждении о  методе" скорее устанавливается  независимость религии и науки  друг от друга. В самом деле, с  одной стороны, "истины откровения" оказываются "выше нашего разумения" и поэтому "для их успешного исследования надо получить особую помощь свыше и быть более, чем человеком"; тогда как наука и философия должны считаться "занятиями людей, просто людей".

Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли  французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право  религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогрессу  развитие человека и выступали средоточием  зла на земле. В подтверждение  приведем некоторые идеи и высказывания французских мыслителей - просветителей.

У истоков радикальной  критики религии и церкви стоял  Жан Мелье (1664— 1739), французский философ-материалист, большую часть своей жизни  проработавший священником в  сельской местности. В отличие от своих далеких предшественников — Лютера и Кальвина, подвергавших критике или сомнению необходимость  существования церковного клира  или некоторых церковных обрядов, Мелье, по существу, решительно отвергает  основные догматы католической веры, само изложение церковной истории. Он критикует само содержание Библии, причем так, как до него никто этого  не делал. Прежде всего он показал  несостоятельность содержавшихся  в ней сведений о явлениях Бога людям. Что же касается божественных деяний, свидетельствующих о могуществе Христа, то Мелье увидел в них  различные вариации мифов, существовавших до появления Библии. Не обошел он своим  вниманием обещания и пророчества, заявленные в Ветхом и Новом заветах, которые оказались нереализованными. Рассматривая учение церкви о сотворении мира Богом, Мелье показывает, что  имеется достаточно доказательств, которые не подтверждают существование Бога. Творцом всего он считает саму природу. И вообще объяснение мира и всего в нем образующегося через всевозможные комбинации материи Мелье считает более разумным и естественным, чем идею сотворения мира Богом.

Антирелигиозная направленность идей Мелье получила дальнейшее развитие в трудах других французских мыслителей, и в первую очередь, Дени Дидро (1713—1784) и Гольбаха (1723—1789). Французские  философы дают всестороннюю критику  и самой религии, и ее проповедников. Прежде всего, они подвергают сомнению само содержание Библии, ее божественность и делают попытку, можно сказать, первую в истории общественной мысли, объяснить ее земное происхождение. Так, Дидро обращает внимание на то, что в первые века существования  христианской веры насчитывалось несколько  десятков только Евангелий, из которых  в дальнейшем только сами богослужители  отлучили пятьдесят шесть, как содержащие всякий вздор. Используя другие аргументы, Дидро утверждает, что составление  и написание текста Священного писания  было делом рук человеческих, а  не божественных. И вообще, по мнению Дидро, во всех религиях «от имени  бога говорили всегда люди», у которых  никто никогда не видел божественных, «верительных грамот».  Аналогичную  позицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает Гольбах. Так, критикуя Ветхий завет, он, подобно другим мыслителям, в частности, Спинозе выражает сомнение, что Моисей действительно является автором  Пятикнижия, то есть первых пяти книг Библии. Его аргументы сводятся к тому, что в этих книгах, излагающих основы иудаизма, «упоминаются города, которых  не существовало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго  до того, как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах говорится  о смерти и погребении Моисея». На основании этих и некоторых других фактов делается вывод, что «произведения, приписываемые Моисею, написаны разными  людьми в разное время» .

Нетрудно сделать вывод, что подобные рассуждения и доказательства Дидро, Гольбаха, других мыслителей-безбожников  подрывали фундамент самой христианской веры, как, впрочем, и всякой другой религии.

Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись  лишь отрицанием реальности Бога и  обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном  и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную  власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкви и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения  сил и влияния между религией и философией.

 

Вывод: с этого момента  религия начала существенно сдавать  свои доминирующие позиции практически  во всех сферах духовной жизни, а философия  не только получила статус самостоятельной  и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни. Нам  нет смысла прослеживать характер взаимоотношений  между религией и философией в  последующие столетия. Тенденция, обозначившаяся ранее, продолжает сохраняться и  в наше время.

 

 

Заключение

 

В данном реферате было рассмотрено  взаимоотношение философии и  религии на разных этапах истории.

Были представлены основные положения формирования религиозных  и философских представлений, на ранних этапах они были недостаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснять  происходящие в мире события.

В эпоху Средневековья  доминирующее положение занимала религия, а философия находилась в зависимом  положении.

В эпоху Возрождения постепенно происходит ослабление позиции церкви во всех сферах общественной жизни: государственной, политической, научной, духовной и после  многовекового преобладания церковной  идеологии освобождение пространства для распространения светских человеческих знаний о мире.

В Новое время философия  получила статус самостоятельной и  независимой от религии науки  и начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни.

Тенденция продолжает сохраняться  и в наше время. Светские человеческие науки привлекают все большее  число людей, но позиции религии  и церкви также остаются достаточно прочными и даже сейчас трудно сказать, на чьей стороне перевес.

 

 

Библиографический список.

 

 

 

  1. Бибихин В.В. Философия и религия  1992г.
  2. Быстрова А.Н.  Мир культурологии 2000г.
  3. Губина В.Д.  Философия  2001г.
  4. Марков Г.А.  История античности 1994г.
  5. Попов Е.В. Основы философии 1997г.

 

 

 


Информация о работе Философия и религия