Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, реферат
Цель написания данного реферата - рассмотреть взаимоотношение философии и религии на разных исторических этапах.
Задачи:
Рассмотреть формирование религиозных и философских представлений.
Показать становление и развитие религии.
Выявить причины возникновения философии и проследить развитие философского мировоззрения.
Проследить взаимовлияние философии и религии.
Введение 3
1. Формирование религиозных и философских представлений 5
2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья 9
3. Религия и философия в эпоху Возрождения 14
4. Усиление философии в Новое время 17
Заключение 24
Список литературы 25
Новосибирский государственный аграрный университет.
Агрономический факультет.
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.
Выполнил:
Студент группы 1101
Григорьев И.В.
Руководитель
Куликов В.В.
Новосибирск
2013 г.
Содержание.
Введение 3
1. Формирование
религиозных и философских
2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья 9
3. Религия
и философия в эпоху
4. Усиление философии в Новое время 17
Заключение 24
Список литературы 25
Религиоведение - это философская
наука, изучающая религию как
явление социума и феномен
духовной жизни общества. Это обусловливается
тем что, с одной стороны, рассмотрение
проблем религиоведения неотделимо
от решения философско-
История становления религиоведения как науки уходит в седую древность, еще в античную эпоху мы находим глубокие мысли о причинах возникновения религии, шедшие в разрез с господствующими в обществе представлениями. У философа элейской школы Ксенофана Колофонского (около 580-488г. до н.э.), у афинян Анаксагора и Антифонта (5 в. до н.э.), мы встречаем мысли, что люди создают себе богов по своему образу и подобию. Ксенофан "Если бы руки имели быки, или львы, или кони. Если б писать, точно люди, умели они что угодно. Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий дали б бессмертным быки..." У Демокрита (около 460-370гг. до н.э.) мы находим представления, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы "... древние, наблюдая небесные явления, как то гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что причиной этому - боги".
В эпоху средних веков проблема возникновения религии как явления рассматривалась сквозь призму теологического подхода. Теологи задавались вопросом о соотношении религии и разума в границах философского истолкования христианских догм (Ориген, Дионисий). А с точки зрения Тертуллиана понять религию разумом в принципе невозможно в нее достаточно верить и только.
Цель написания данного реферата - рассмотреть взаимоотношение философии и религии на разных исторических этапах.
Задачи:
Религия, как и философия,
является мировоззрением, правда, специфическим
и одновременно включает в себя определенное
поведение и действия, которые
основываются на вере в существование
нескольких (политеизм) или одного (монотеизм)
богов, то есть такого начала, которое
является «священным», сверхъестественным,
недоступным пониманию
Религиозное мышление, по существу,
стало первой формой осмысления человеком
мира и, возможно, оно, согласно последним
научным данным, возникло около 40 —
50 тысяч лет тому назад. Появление
религии было обусловлено таким
уровнем и качеством
В течение многих тысячелетий
религиозные верования носили политеистический
характер. Это означало, что у
каждого рода и племени существовало
несколько богов, которым они
поклонялись. Религию этого периода
в ее истории, строго говоря, еще
нельзя считать концептуально
Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на судьбу, которая предопределяла, в конечном счете, их участь. Могущественный Зевс в «Илиаде» Гомера не может самолично разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он обращается за советом к судьбе, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Судьба Гектора, любимца Зевса, предрешена, так его жребий смерти опускается вниз, и Зевс ничего не может изменить. Гектор погибает от копья Ахилла.
В первобытных обществах
и, в частности, в ранних классовых
государствах, религия по своему характеру
являлась родоплеменной, а в дальнейшем
становится национально-государственной
и политеистической. В последующем
религиозные учения превращаются в
монотеистические и некоторые из
них становятся мировыми. Первой по
времени появления мировой
О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в последующие годы будет сказано через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Эти ограничения обусловлены необходимостью показать сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.
Известно, что философское
осмысление мира начинается значительно
позднее мифологического и
Как уже говорилось, в
античной Греции существовало многобожие.
Первый, кто выдвинул и в известной
степени обосновал идею о монотеизме
(единобожии) был Ксенофан, древнегреческий
философ и поэт. Он подверг жесткой
критике Гомера и Гесиода, известных
древнегреческих поэтов, за антропоморфизацию
богов и их политеизм. Ксенофан считал,
что богов нельзя мыслить антропоморфически,
и политеизму он противопоставил
монотеистическую концепцию, в соответствии
с которой бог должен быть единым,
так как в противном случае
он не мог бы быть выше и лучше
других. В последующем в этом же
направлении развивались
Но самый большой вклад в развитие религии внес Платон. Его идеи о различении мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют непереходящий вклад греческого гения в развитие человеческого мышления, представлений о мире и божественном.
Характеризуя античный период
в истории развития человеческой
цивилизации в целом, следует
указать на теснейшее переплетение
религиозного и философского мироощущений,
происходящих в мире событий. Первые
из дошедших до нас литературных памятников,
например, древнеиндийские «Веды» представляли
собой примеры религиозно-
Вывод: таким образом, религиозные
представления возникли задолго
до появления философского осмысления
мира. Философия оказывала влияние
на религию, в период античности они
были тесно связаны друг с другом,
этому свидетельствует
2. Взаимоотношение христианства
и философии в эпоху Средневековья.
В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в понимании окружающего мира.
Ситуация во взаимоотношениях
между религией и философией начала
существенно меняться после возникновения
и утверждения в общественной
жизни христианства, что произошло
в 1 веке нашего летоисчисления. В истории
взаимоотношения философии и
религии открылся новый период, который
продолжался почти пятнадцать столетий,
то есть все Средневековье. Качественным
его отличием является служение философии
(сознательное или вынужденное
Прежде всего, отметим
стремление использовать философию
для укрепления позиций только-только
появившегося христианства, которое
и концептуально и
В последующие столетия «отцы
церкви» предпринимали
Позднее неоплатонизм становится
важнейшим исходным материалом для
развития средневековой философии
и христианства. Идеологи христианства
не случайно, прежде всего, обратились
к философии Платона и
Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была им известна и одновременно из-за своей рационалистичности, эмпиричности ими игнорировалась.