Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Цель написания данного реферата - рассмотреть взаимоотношение философии и религии на разных исторических этапах.
Задачи:
Рассмотреть формирование религиозных и философских представлений.
Показать становление и развитие религии.
Выявить причины возникновения философии и проследить развитие философского мировоззрения.
Проследить взаимовлияние философии и религии.

Содержание работы

Введение 3
1. Формирование религиозных и философских представлений 5
2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья 9
3. Религия и философия в эпоху Возрождения 14
4. Усиление философии в Новое время 17
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Философия и религия..docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

 

Новосибирский государственный аграрный университет.

Агрономический  факультет.

 

 

 

РЕФЕРАТ

НА  ТЕМУ:

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 1101

Григорьев И.В.

Руководитель

 Куликов  В.В.

 

 

Новосибирск

2013 г.

 

 

Содержание.

 

 

Введение 3

1. Формирование  религиозных и философских представлений 5

2. Взаимоотношение  христианства и философии в  эпоху Средневековья 9

3. Религия  и философия в эпоху Возрождения 14

4. Усиление  философии в Новое время 17

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

Введение

 

Религиоведение - это философская  наука, изучающая религию как  явление социума и феномен  духовной жизни общества. Это обусловливается  тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих  проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные  понятия и теории религии, давая  отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань  такого сложного явления как религия.

История становления религиоведения как науки уходит в седую древность, еще в античную эпоху мы находим  глубокие мысли о причинах возникновения  религии, шедшие в разрез с господствующими  в обществе представлениями. У философа элейской школы Ксенофана Колофонского (около 580-488г. до н.э.), у афинян Анаксагора и Антифонта (5 в. до н.э.), мы встречаем  мысли, что люди создают себе богов  по своему образу и подобию. Ксенофан "Если бы руки имели быки, или львы, или кони. Если б писать, точно  люди, умели они что угодно. Кони коням бы богов уподобили, образ  бычачий дали б бессмертным быки..." У Демокрита (около 460-370гг. до н.э.) мы находим представления, что в  основе религии лежит страх перед  грозными явлениями природы "... древние, наблюдая небесные явления, как то гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что причиной этому - боги".

В эпоху средних веков  проблема возникновения религии  как явления рассматривалась  сквозь призму теологического подхода. Теологи задавались вопросом о соотношении  религии и разума в границах философского истолкования христианских догм (Ориген, Дионисий). А с точки зрения Тертуллиана  понять религию разумом в принципе невозможно в нее достаточно верить и только.

 

Цель написания данного  реферата - рассмотреть взаимоотношение  философии и религии на разных исторических этапах.

Задачи:

  1. Рассмотреть формирование религиозных и философских представлений.
  2. Показать становление и развитие религии.
  3. Выявить причины возникновения философии и проследить развитие философского мировоззрения.
  4. Проследить взаимовлияние философии и религии.

 

  1. Формирование религиозных и философских представлений.

 

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим  и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые  основываются на вере в существование  нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое  является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал  Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в  головах людей тех внешних  сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают  форму неземных».

Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком  мира и, возможно, оно, согласно последним  научным данным, возникло около 40 — 50 тысяч лет тому назад. Появление  религии было обусловлено таким  уровнем и качеством человеческого  мышления, когда человеческий интеллект  оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В  дальнейшем, по мере своего развития, человек  мог конструировать собственные  представления об окружающей его  среде,- опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.

В течение многих тысячелетий  религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у  каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они  поклонялись. Религию этого периода  в ее истории, строго говоря, еще  нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать  как натуралистическую религию, природную религию, так как в  понимании, отражении окружающего  мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность  и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли  изменить или повлиять на судьбу, которая  предопределяла, в конечном счете, их участь. Могущественный Зевс в «Илиаде» Гомера не может самолично разрешить  исход поединка героев Гектора и  Ахилла. Он обращается за советом к  судьбе, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Судьба Гектора, любимца Зевса, предрешена, так его  жребий смерти опускается вниз, и Зевс ничего не может изменить. Гектор погибает от копья Ахилла.

В первобытных обществах  и, в частности, в ранних классовых  государствах, религия по своему характеру  являлась родоплеменной, а в дальнейшем становится национально-государственной  и политеистической. В последующем  религиозные учения превращаются в  монотеистические и некоторые из них становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI—V вв. до н. э.), второй — христианство (1 в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.

О роли религии в истории  человечества, ее взаимоотношении с  философией в последующие годы будет  сказано через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Эти ограничения обусловлены необходимостью показать сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.

Известно, что философское  осмысление мира начинается значительно  позднее мифологического и религиозного. Это положение в полной мере распространяется на культурную жизнь Древней Греции. Задолго до появления философов  милетской школы (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) в Древней Греции уже существовало мифологическое и  религиозное мироощущение, что само по себе неудивительно, так как философское  осмысление — это более высокий  уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднее  по времени появление. Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в известной степени появлению  философии, но и философия, как в  античности, так и в последующие  столетия, способствовала становлению  Христианства. Вот лишь некоторые  примеры этого взаимосотрудничества.

Как уже говорилось, в  античной Греции существовало многобожие. Первый, кто выдвинул и в известной  степени обосновал идею о монотеизме (единобожии) был Ксенофан, древнегреческий  философ и поэт. Он подверг жесткой  критике Гомера и Гесиода, известных  древнегреческих поэтов, за антропоморфизацию  богов и их политеизм. Ксенофан считал, что богов нельзя мыслить антропоморфически, и политеизму он противопоставил  монотеистическую концепцию, в соответствии с которой бог должен быть единым, так как в противном случае он не мог бы быть выше и лучше  других. В последующем в этом же направлении развивались философские  идеи Эмпедоклом, Гераклитом и Анаксагором. Гераклит считал, что речь сама по себе уже упорядочивает, придает смысл  отдельным звукам, хотя и необходимо говорить или изрекать свой логос  с умом .

Но самый большой вклад  в развитие религии внес Платон. Его идеи о различении мира явлений  от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют непереходящий вклад греческого гения в развитие человеческого мышления, представлений о мире и божественном.

Характеризуя античный период в истории развития человеческой цивилизации в целом, следует  указать на теснейшее переплетение религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. Первые из дошедших до нас литературных памятников, например, древнеиндийские «Веды» представляли собой примеры религиозно-философского видения мира. Со временем религия  и философия начинают отделяться друг от друга и приблизительно в  одно и то же время формируются  как независимые, правда, все еще  относительно, друг от друга формы  общественного сознания. Первыми  известными проявлениями этого являются становление буддизма в Индии  и философии в Древней Греции, что произошло приблизительно в  одно и то же время, а если конкретно, то в VII—V вв. до н.э.

 

Вывод: таким образом, религиозные  представления возникли задолго  до появления философского осмысления мира. Философия оказывала влияние  на религию, в период античности они  были тесно связаны друг с другом, этому свидетельствует внесенный  вклад философов в развитие религии. Религия и философия не были достаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснять  происходящие в мире события. Этот процесс  симбиоза религии и философии  продолжался если не тысячелетиями, то, по крайней мере, столетиями. 
2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья.

 

В Древней Греции и Древнем  Риме философия и религия, которая  в это время исповедовалась в  форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность  друг друга. Более того, они порой  даже помогали друг другу в понимании  окружающего мира.

Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала существенно меняться после возникновения  и утверждения в общественной жизни христианства, что произошло  в 1 веке нашего летоисчисления. В истории  взаимоотношения философии и  религии открылся новый период, который  продолжался почти пятнадцать столетий, то есть все Средневековье. Качественным его отличием является служение философии (сознательное или вынужденное обстоятельствами) целям религии и теологии. Первые шаги в деле подчинения философии  Священному писанию были сделаны  еще в 1 веке Филоном Александрийским. В последующие столетия эта цель была полностью достигнута. Соотношение  между философией и христианством  в период Средневековья, вплоть до XV века, то есть начала Нового Времени, можно характеризовать следующим образом.

Прежде всего, отметим  стремление использовать философию  для укрепления позиций только-только появившегося христианства, которое  и концептуально и организационно нуждалось в такой поддержке. Первые христиане в течение нескольких столетий, вплоть до IV в., вынуждены были отстаивать свои убеждения в борьбе с языческими верованиями. Кроме того, они не всегда встречали понимание со стороны правителей Римской империи. Не меньшим препятствием для утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры, а в действительности — подчинению философии христианской религии. Именно ему принадлежат знаменитые слова, служившие своеобразным методологическим руководством в период Средневековья, что истинная философия — это христианская религия.

В последующие столетия «отцы  церкви» предпринимали соответствующие  шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций  религии и церкви. Прежде всего, это  проявилось в широком использовании  философского наследия Платона и  Аристотеля для «научного» обоснования  церковных догматов. У Аристотеля "вечная идея не просто является чем-то неподвижным и недеятельным, но все  время находится в действии, в  становлении, в творчестве, в жизненном  искании, в преследовании тех  или иных, но всегда определенных целей". Дело в том, что, возникнув и сравнительно быстро став государственной религией, то есть, получив выход на широкие  слои населения, христианство еще не стало понятным для своих приверженцев. Чтобы сделать его доступным, надо было или создать соответствующую  и приемлемую терминологию для раскрытия  важнейших положений новой религии, или опереться на уже существующие понятия, использовав их там, где  было возможно, или же заменив при  необходимости их сущность. Такая  доля выпала на неоплатонизм, который  первоначально конкурировал с христианством, а после того как христианство стало государственной религией, его основные идеи с учетом соответствующей  переработки начали служить новой  теологии.

Позднее неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для  развития средневековой философии  и христианства. Идеологи христианства не случайно, прежде всего, обратились к философии Платона и неоплатонизма, так как она по своему содержанию ближе всего подходит к религиозной  вере.

Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была им известна и одновременно из-за своей рационалистичности, эмпиричности ими игнорировалась.

Информация о работе Философия и религия