Философия И.Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть докритический и критический периоды творчества И. Канта, также рассмотреть социально-политические взгляды и определить историческое значение его философии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 БИОГРАФИЯ ………………………………………………………………….3
2 ДОКТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ………………………………………………..5
3 КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ………………………………………………….6
3.1 КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА ………………………………………….6
3.2 СХЕМА ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ……………………………8
3.3 УЧЕНИЕ О КАТЕГОРИЯХ ………………………………………………...9
3.4 КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА ……………………………….11
3.5 КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ ……………………………...12
4 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ………………………….12
5 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАНТА ……………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Копия Философия 2.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

(То есть все в  мире обладает количеством, качеством,  отношениями, модальностью.)

Сами категории:

• количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность  и невозможность, существование  и несуществование, необходимость  и случайность.

Система категорий также  имеет свою внутреннюю структуру:

первые две категории  каждого из четырех классов —  противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с  помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

 

3.4 Критика практического разума

Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума":

• Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

• между чистой нравственностью  и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное  противоречие;

• мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом  сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время  моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

• человек должен действовать  так, чтобы его поступки были образцом для всех;

• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а  не как к средству.

3.5 Критика способности суждения

В своей третьей книге  критического периода — "Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

• целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

• целесообразности в  природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

• целесообразности духа (наличие Бога).

4 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ВГЛЯДЫ

 

 Социально-политические взгляды И. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком  следовании моральному закону (категорическому  императиву);

• был сторонником  распространения демократии и правового  порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

• осуждал войны как  наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

• считал, что в будущем  неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены  правом, либо станут экономически невыгодными.

 

 

 

 

5 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЕНИЕ  ФИЛОСОФИИ КАНТА

 

 Историческое  значение философии Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения  Солнечной системы (из вращающейся  туманности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о  наличии границ познавательной способности  разума человека (антиномии, "вещи в  себе");

• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые  составляют каркас мышления;

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка, как в  каждом отдельном обществе, так и  в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

И.Кант своими работами по философии осуществил своего рода переворот  в философии. Назвав свою философию  трансцендентальной, он подчеркивает необходимость в первую очередь  предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

В данной работе была рассмотрена  философия И.Канта.

Важнейшими проблемами философских исследований И. Канта  докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.

В критический период И. Кантом были написаны фундаментальные  философские работы, принёсшие учёному  репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской  мысли:

· «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)

· «Критика практического  разума» (1788) — этика

· «Критика способности суждения» (1790) — эстетика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1      Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма      чувственности и вневременность вещей в себе. Вопросы философии. 2003 
 
  2     Гулыга А. Кант. Сер. Жизнь замечательных людей. М.,2003  
 
  3     Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб, изд. "Университетская книга", 2005 
 
  4      filosof.historic.ru 
 
  5      ru.wikipedia.org 
 
  6      www.peoples.ru

 


Информация о работе Философия И.Канта