Философия эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Философия эпохи Просвещения привлекает к себе моё внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века.

Содержание работы

1.Введение

2.Философия эпохи Просвещения

3.Рационализм эпохи просвещения. Рационализм эпохи просвещения

4. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы

5.Свобода и ответственность личности

6. Заключение

7. Список литературы

Файлы: 1 файл

План.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

                                         План: 

    1.Введение 

    2.Философия  эпохи Просвещения 

    3.Рационализм  эпохи просвещения. Рационализм  эпохи просвещения 

    4. Философия  французского Просвещения: общая  характеристика и основные проблемы 

    5.Свобода и  ответственность личности

   

  6. Заключение

 

  7. Список литературы 
 
 
 
 
 

1.Введение.

Мой интерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.

Философия эпохи  Просвещения привлекает к себе моё внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века. Как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями ряда философов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса для человека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойство и та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом и столкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом.

XVIII век в истории  мысли не случайно называют  эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого  круга ученых, теперь начало распространяться  вширь, выходя за пределы университетов  и лабораторий в светские салоны  Парижа и Лондона, становясь  предметом обсуждения среди литераторов,  популярно излагающих последние  достижения науки и философии.  Уверенность в мощи человеческого  разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия  для экономического и социального  благоденствия, - вот пафос эпохи  Просвещения. 
 

2. Философия эпохи Просвещения

XVII и XVIII века - это время особых исторических  изменений в странах Западной  Европы. В этот период наблюдается  становление и развитие промышленного  производства. Все активнее осваиваются  в чисто производственных целях  новые природные силы и явления:  строятся водяные мельницы, конструируются  новые подъемные машины для  шахт и т.д. Все эти и другие  инженерные работы выявляют очевидную  потребность общества в развитии  конкретно-научного знания. Уже в  XVII веке многие полагают, что «знание  - сила» (Ф.Бэкон), что именно «практическая философия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще  более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое  условие успешного продвижения  общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному  благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны  светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной  задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение  людей.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса  и человечества» является «просветление  умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям  науки и искусства. Эта установка  на просвещение масс стала настолько  характерной для культурной жизни  европейских стран в XVIII веке, что  впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту  эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд, М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях.

Английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие  от него французское просвещение  ориентировано не на аристократическую  элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле  этого демократического просвещения  зарождается идея создания «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел», энциклопедии, которая  бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. 

Идейным вождем этого начинания выступает Д. Дидро, а его ближайшим соратником - Д. Аламбер. По замыслу Д. Дидро в  «Энциклопедии» должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские  концепции относительно природы  материи, сознания, познания и т.д. в  «Энциклопедии» стали помещаться статьи, в которых давались критические  оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию  церковной элиты и определенного  круга высших государственных чиновников к изданию «Энциклопедии».

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью  Х. Вольфа, И. Гердера, Г. Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию  наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х. Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.

Философия для  Х. Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и  как математик, и как философ. И характеризуется он часто как  отец систематического изложения философии  в Германии (И. Кант). Работы свои писал  Х. Вольф на простом и доходчивом языке. Его философская система  излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы  во многих странах Европы (в том  числе и в Киеве, а затем  и в Москве). Х. Вольф был избран членом многих академий Европы.

У Х. Вольфа учились  М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие  учебу в Германии. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все  предусмотрел. Но утверждая простор  для развития естественных наук, Х. Вольф оставался сторонником  деизма, что несомненно предопределило в последующем деизм М.В. Ломоносова.

Подводя итоги  сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

1. получает заметное  развитие глубокая вера в неограниченные  возможности науки в познании  мира - вера, в основании которой  лежали хорошо усвоенные философами  Просвещения идеи Ф. Бэкона (о  возможностях опытного исследования  природы) и Р. Декарта (о возможностях  математики в естественнонаучном  познании);

2. развиваются  деистические представления о  мире, что в свою очередь приводит  к формированию материализма  как достаточно цельного философского  учения, именно деизм в единстве  с успехами и результатами  естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

3. формируется  новое представление об общественной  истории, о ее глубокой связи  с достижениями науки и техники,  с научными открытиями и изобретениями,  с просвещением масс.

3.Рационализм эпохи просвещения.

Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения  дал Ф.Энгельс: "Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего".

Специфический характер религиозности, идея "естественной религии"

Связанный с  опытом и направленный против метафизических систем просветительский рационализм  представляет собой светское движение, и просветители часто с презрительным  сарказмом высмеивали "мифы" и "суеверия" "позитивных" религий. Скептическое, а чаще откровенно непочтительное отношение к церкви является главной  отличительной чертой Просвещения, философии, которую можно назвать "секуляризацией мысли". Как мы можем убедиться, английское и немецкое направления Просвещения были более  сдержанными в неуважении к религии. Несмотря на материалистическую и даже атеистическую окраску, просветительская мысль связана с деизмом, а  деизм - составная часть Просвещения - рациональная и естественная религия - это самое большое, что может  допустить человеческий разум (в  локковском понимании).

Деизм признает:

1) существование  Бога;

2) творение Богом  мира и управление им (в то  время как английские деисты - Толанд, Тиндаль, Коллинз, Шефтсбери - приписывали Богу управление жизнью природы и общества, Вольтер придерживался мнения о полном божественном безразличии к делам человечества);

3) будущую жизнь,  в которой каждому воздается  за добро и зло.

Вольтер писал: "Мне представляется очевидным, что  существует необходимое Безличное  разумное начало, вечное, высшее; оно... не истина религиозного верования, а  истина разума". Становится ясно, что  если разум может постичь, принять  и утвердить только эти религиозные  истины, то обрядность, священные истории, все содержание и учреждения так  называемой "позитивной" религии  или "религии Откровения" представляет собой только суеверия - плод страха и невежества. Отсюда задача осветить тьму, окутывающую "позитивные" религии, показать их разнообразие, проанализировать истоки и связанные с ними общественные нравы и традиции, а затем разоблачить  их нелепую бесчеловечность. "Раздавите  гадину!" - таков был боевой клич Вольтера; конечно же, не против веры в Бога (как говорил сам философ), а против суеверия, нетерпимости и нелепости "позитивных" религий.

В работе "Естественная политика "(1773) Гольбах обвиняет религию  в том, что, воспитывая человека в  страхе перед невидимыми тиранами, она в действительности воспитывает  в нем низкопоклонство, угодливое  малодушие перед лицом видимых  тиранов, подавляя в нем способность  к самостоятельности и независимости.

Естественные  обязанности - как например, терпимость, свобода - рациональны, носят гражданский  характер, независимы от откровения. Э. Кассирер утверждает, что в эпоху Просвещения "царит поистине творческое чувство; господствует безусловная уверенность в обновлении и обустройстве мира. Обновления требуют и ждут и от самой религии. <...> Чем больше ощущается неполнота ответов, данных религией на основные вопросы познания и нравственности, тем более интенсивной и страстной становится постановка таких вопросов. Борьба идет уже не вокруг отдельных догм и их толкований, а вокруг самой религиозной убедительности: это относится не только к вопросам верования, но и способу и направлению, к функции веры как таковой.

Формируется стремление, главным образом в области  немецкой просветительской философии, уже не к разложению религии, а  к ее "трансцендентальному" обоснованию  и, соответственно, трансцендентальному  углублению. Этим стремлением и объясняется  специфический характер религиозности  в эпоху Просвещения ; объясняются  отрицательные и положительные  тенденции в философии , вера и неверие. Только соединив эти два элемента, признав их взаимозависимость, можно действительно понять в его подлинном единстве процесс исторического развития философии XVIII столетия.

Общественный  и ПОЛИТИКО-правовой идеал просвещения

Просветительский  разум лежит в основе юридических  норм и концепции государства. И  если можно говорить о естественной религии и естественной нравственности, то таким же образом можно говорить и о естественном праве. Естественное означает рациональное, несверхъестественное. Таким образом, естественно-правовая теория, явившаяся прямой наследницей  гуманистических идей Возрождения, переложила эти идеи на язык права, давая тем самым теоретико-правовое обоснование и формулирование общечеловеческих, нравственных ценностей, представлений  о справедливости в отношениях между  человеком, обществом и государством.

Дух критицизма, заставляющий внимательно взвешивать каждое мнение, представление и верование  из наследия прошлого проникает повсюду  и встречается также в трудах по юридической и политической философии, внушая реформаторские проекты. Нужно отметить, что эти проекты иногда разрабатывались самими монархами, многим из которых хотелось прослыть "просвещенными", оставаясь при этом абсолютными властителями. Временами такие проекты, наоборот, были направлены против абсолютистского государства; во Франции политико-юридическое течение Просвещения вылилось в революцию, одним из первых шагов которой стала типичная для естественного права Декларация прав человека и гражданина.

Информация о работе Философия эпохи просвещения