Философия эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Философия эпохи Просвещения привлекает к себе моё внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века.

Содержание работы

1.Введение

2.Философия эпохи Просвещения

3.Рационализм эпохи просвещения. Рационализм эпохи просвещения

4. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы

5.Свобода и ответственность личности

6. Заключение

7. Список литературы

Файлы: 1 файл

План.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

В работе "Дух  законов " французский философ  Монтескье утверждает: "Законы в  своем более широком значении суть необходимые связи, происходящие из природы вещей". Развивая эту  тему в "Персидских письмах", он разъясняет, что хотя мы освобождены от цепей  религии, но все же должны подчиняться  юстиции: ее законы объективны и неизменны, как и законы математики.

Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В  своих исследованиях он стремился  расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих законов.

Эмпирические  методы исследования в трудах Монтескье  используются наравне с методологией рационализма. Так, изучение первобытного общества позволило ему преодолеть договорную теорию происхождения государственной  власти. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он в то же время отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.

Закономерности  общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно его учению, на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин, как физических, так и моральных.

Вольтер, в свою очередь, хотя и констатировал великое  разнообразие обычаев и даже признавал, что "то, что в одной местности  называется добродетелью, в другой может считаться пороком", тем  не менее, полагал, что "существуют определенные естественные законы, с которыми должны соглашаться люди всех частей света. <...> Как [Бог] дал пчелам сильный  инстинкт, согласно которому они сообща работают и вместе добывают себе пропитание, так он дал и человеку определенные чувства, от которых тот никогда  не сможет отказаться, - это вечные узы  и первые законы человеческого общества".

Политико-правовой идеал будущего "царства разума" Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления  власти, предоставляя другим просветителям  разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно - управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство ("мы все в равной степени  люди"), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. "В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые  приказывают, другой - бедных, которые  служат".

Согласно взглядам Руссо, в естественном состоянии  права не существует. На самых ранних этапах человеческой истории у людей, по мнению философа, вообще не было представлений  о праве и морали. В своем  описании "самой счастливой эпохи", предшествующей возникновению собственности, Руссо использует термин "естественное право", но употребляет его в  специфическом смысле - для обозначения  свободы морального выбора, которой  люди наделены от природы, и возникающего на этой почве чувства естественной (общей) для всего человеческого  рода справедливости. Понятия естественного  права и естественного закона утрачивают, таким образом, у него юридическое значение и становятся исключительно моральными категориями.

В заключение данной главы, хотелось бы отметить, что именно на основе естественного права была разработана теория прав человека и  гражданина, нашедшая свое наиболее яркое  воплощение в "Декларации прав человека и гражданина ", выработанной принятой в 1789 г. Учредительным собранием, где  определены принципы политического  манифеста Французской революции. Права человека, которые Учредительное  собрание считает естественными (а  также священными и неотчуждаемыми), следующие: свобода, равенство в  правах, собственность, безопасность и  сопротивление угнетению. Закон  одинаков для всех и устанавливает  точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы  личности, вероисповедания, образа мысли, слова. Закон есть выражение общей  воли народа, он выработан при непосредственном участии (либо через представителей) всех граждан. Собственность объявлена "священным и неотчуждаемым" правом.

.Философские идеалы Просвещения, может быть, впервые в истории европейской культуры выявили напряженность между актуальной реальностью и парадигмой будущего, рационализировали эту напряженность и сумели направить надежды людей на изменение существующего мира. Однако в этом коренится и исток драматических противоречий, связанных с философией Просвещения. Провозгласив и утвердив идеал единого философского разума, как высшую инстанцию при решении всех вопросов, она монополизировала Истину. В этой монополизации царства Истины оказался скрыт исток борьбы с инакомыслием, с особой силой развернувшейся во Франции в годы революции. Иные взгляды воспринималась как оппозиция свету Разума, а инакомыслящие оценивались как "враги народа". Культ Разума обернулся культом Верховного Существа, провозглашенным и насильственно вводившимся Робеспьером и якобинцами.

Разоблачение  религиозных догм, стремление очистить Разум от нерефлексивных предпосылок  обернулось созданием новых предрассудков. "Чистка" Разума, столь необходимая  для утверждения новой ментальности, была не просто очищением ума от идеолого-мифологических отождествлений и символических замещений, но одновременно была и формой расшатывания общественного и индивидуального сознания, которое в предреволюционный период оказалось в состоянии ожиданий внезапных радужных перемен. В результате в просвете царства Разума обнаружилось зияние бездны - царство страха, в котором коренилась революционная ментальность и ее практическое осуществление, а именно ужасы террора и режима личной власти.

Идеал свободомыслия  в самом широком значении этого  слова приобрел у философов XVIII в. поистине революционный размах и  остроту. Хотя прямого призыва к  ниспровержению государственного строя  в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять  преграды, мешающие им сделать это. В этом, на мой взгляд, заключался революционный характер влияния  философских идеалов просвещения  на общественное сознание.

Исторической  границей европейского Просвещения  становятся 1780-1790-е гг. Великая французская  революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская  революция пересмотрела статус разума.

Интеллектуальное  наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно  быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив  от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников  в лице позитивистов 2-й половины XIX века и обретает "второе дыхание" в XX веке. Так, некоторые просвещенческие  мотивы звучат в работах Гуссерля, Вебера, Рассела, Витгенштейна.

4. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы

Опытно-экспериментальное  исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали  могучей духовной силой, которая  оказала решающее влияние на передовую  философскую мысль.

Одним из факторов, определявших направленность философских  учений этого периода, стал процесс  активизации социальной жизни в  европейских странах, вызванный  усиливающейся борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Передовая  философия, заинтересованная в независимости  научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, выработала свое отношение к религии. Философия, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

Французское Просвещение, как и английское, возникло на основе успехов новой науки, и само было могучим поборником и борцом науки. Мыслители-просветители Франции идеологически  подготовили революцию 1789 - 1793 годов. Великим их начинанием было создание «Энциклопедии» (1751-1780), в которой  с просветительских позиций была дана оценка всего известного из истории  человечества, всех достижений ремесел, искусств и наук. Это был гигантский труд, в создании которого принимали  участие все просветители Франции, а возглавляли их Дидро Дени, и Д'Аламбер Жан.

Представителями первого поколения просветителей, стоящими у истоков Французского Просвещения были Вольтер и Шарль  Монтескьё.

Негативное отношение  к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий духовенства  и аристократии было выражено в вышедших анонимно в 1721 г. «Персидских письмах» Ш. Монтескьё. Антимонархическая и антиклерикальная направленность «Персидских писем» имела шумный успех и способствовала нарастанию просветительского движения.

В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется  мировоззрение второго поколения  просветителей - Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе.

Можно выделить некоторые отличительные черты  философии Французского Просвещения:

- чётко выраженная  антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей  до антитеологической, богоборческой и атеистической;

- неразрывная  связь философских воззрений  просветителей с достижениями  естествознания XVIII в.;

- гуманистическая  ориентация философии с доминированием  в ней антропо-социальной проблематики;

- социально-критическая  направленность философских взглядов  просветителей на изменение действительности  в интересах прогресса и «улучшения  гражданского общества».

Радикализм философии  Французского Просвещения определил  антиклерикальную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных  суеверий.

Необходимость решения этой задачи была вызвана  тем, что в дореволюционной Франции  католическая церковь была одной  из самых мощных организаций, располагавших  огромными земельными наделами и  капиталами. Церковь проявляла религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с «еретиками» и «инакомыслящими». Только путём избавления «просвещённого разума» от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Такова была основная мысль появившихся в 1734 г. «Философски писем» Вольтера. Они положили начало острой критике феодально-клерикальной религии и деспотизма всей французской религиозной жизни.

Культ и тиранию  церкви над человеческим разумом  осуждали в своих произведениях  Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители.

Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму  официальной церкви французские  просветители противопоставили концепцию  «естественной религии».

Под «естественной  религией» французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».

Утверждая независимость  моральных категорий добра и  зла от Бога, французские просветители приходят, в конечном счете, к религиозно-моральному космополитизму.

Большое внимание просветители уделяли обоснованию  материалистической концепции природы. Эта концепция стала одной  из центральных в труде Поля Гольбаха «Система природы».

В качестве сущности и основы всех процессов природы  Гольбах называет материю. Он выдвигает  идею субстанциональности материи, её неразрывной связи с движением. Причины движения материи Гольбах  видит в самой материи, в её сущности, так как движение - это способ существования материи. Материя движется благодаря собственной энергии, внутренне присущим её силам и всё разнообразие движения материи происходит от различия её свойств и качеств. Движение универсально, оно присуще всем телам Вселенной.

Фундаментальные положения о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной Гольбах формулирует  на основе достижений физики и химии, что вступало в противоречие с  господствующей в то время механистической  картиной мира.

Понимая причинность  как процесс взаимодействия, Гольбах  подчёркивает объективный характер причинности и рассматривает  Вселенную как закономерную, взаимосвязанную  цепь причин и следствий, над которой  господствует строжайшая необходимость. По словам Гольбаха, в природе нет  ничего случайного.

Отрицание случайности  явилось данью механистическому пониманию мира, которое Гольбах  не смог преодолеть до конца. Механистический  подход к пониманию природы и  мира в целом был присущ и другим французским просветителям - Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро. 

Этот подход получил название механического  материализма. И это вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета и строго научного обоснования  достигла классическая механика. Её влияние  заметно сказалось и на философии  Французского Просвещения.

Информация о работе Философия эпохи просвещения