Философия эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Философия эпохи Просвещения привлекает к себе моё внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века.

Содержание работы

1.Введение

2.Философия эпохи Просвещения

3.Рационализм эпохи просвещения. Рационализм эпохи просвещения

4. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы

5.Свобода и ответственность личности

6. Заключение

7. Список литературы

Файлы: 1 файл

План.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

5 Свобода и ответственность личности

Особое место  этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения».

Просвещение - необходимая  ступень в культурном развитии любой  страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в  основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и  справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими  людьми. Идея равенства всех людей  перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи  Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху  Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает  атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем  месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного  устройства. Просветители верили в  возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения  в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением  и становлением буржуазных экономических  отношений обусловили основные доминанты  культуры XVIII в.

В основных чертах политическая программа Английского  Просвещения была сформулирована философом  Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его сочинение - «Опыт о человеческом разумении» (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

Как и большинство  просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов  и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения  выгоды каждым, но так, чтобы при  этом соблюдались также свобода  и частный интерес всех остальных. Локк подчеркивал: мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы  просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед  законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед  законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает  атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем  месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного  устройства.

Как течение  общественной мысли Просвещение  представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных Г. А. Юлдашева  К проблеме понимания и интерпретации исторического процесса как фактора самоопределения личности

6.Заключение

XVIII век вошел  в историю как век Просвещения.  Унаследованная от Локка и  Лейбница идея перестройки жизни  на разумных основаниях была  подхвачена рядом мыслителей  Англии, Франции, Германии и других  европейских стран. Эта перестройка  мыслилась как результат распространения  положительных, практически полезных  знаний о природе и обществе  среди широких кругов образованных  людей.

Представление о природе у просветителей  в целом носило механистический  характер. Следствием механистического понимания природы был механистический  детерминизм.

Принципиально новым в философии природы  этого периода было утверждение  материализма. Французский материализм XVIII века - новая историческая ступень  в развитии философии. Французские  материалисты - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несли свои идеи в широкие круги общества, излагая свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.

Существенное  внимание в философии XVIII века уделяется  проблеме человека. Сущность человека механистические материалисты сводили  к его чувственной биологической  природе. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей.

Философия Французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789 - 1794 годов. Она выдвинула и  обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

7. Список литературы.

1. Философия  под ред. В.Н. Лавриненко, М., Юнити, 1999 

2. Г.А. Юлдашева  К проблеме понимания и интерпретации  исторического процесса как фактора  самоопределения личности credonew.ru/content/view/.../25/ 

3. Общая характеристика  философии эпохи просвещения. http://www.gumfak.ru/filos_html/lecture/lec07.shtml.


Информация о работе Философия эпохи просвещения