Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:30, контрольная работа
Философия эпохи Просвещения привлекает к себе моё внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века.
1.Введение
2.Философия эпохи Просвещения
3.Рационализм эпохи просвещения. Рационализм эпохи просвещения
4. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы
5.Свобода и ответственность личности
6. Заключение
7. Список литературы
5 Свобода и ответственность личности
Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения».
Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.
Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века.
Возрожденческий
идеал свободной личности приобретает
атрибут всеобщности и
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.
В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его сочинение - «Опыт о человеческом разумении» (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.
Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных. Локк подчеркивал: мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.
Выдвинув идею
формирования личности, просветители
показали, что человек обладает разумом,
духовной и физической силой. Люди приходят
в мир равными, со своими потребностями,
интересами, удовлетворение которых -
в установлении разумных и справедливых
форм человеческого общежития. Умы
просветителей волнует идея равенства:
не только перед богом, но и перед
законами, перед другими людьми.
Идея равенства всех людей перед
законом, перед человечеством - первый
характерный признак эпохи
Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных Г. А. Юлдашева К проблеме понимания и интерпретации исторического процесса как фактора самоопределения личности
6.Заключение
XVIII век вошел
в историю как век Просвещения.
Представление
о природе у просветителей
в целом носило механистический
характер. Следствием механистического
понимания природы был
Принципиально новым в философии природы этого периода было утверждение материализма. Французский материализм XVIII века - новая историческая ступень в развитии философии. Французские материалисты - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несли свои идеи в широкие круги общества, излагая свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.
Существенное
внимание в философии XVIII века уделяется
проблеме человека. Сущность человека
механистические материалисты сводили
к его чувственной
Философия Французского
Просвещения подготовила
7. Список литературы.
1. Философия
под ред. В.Н. Лавриненко, М., Юнити,
1999
2. Г.А. Юлдашева
К проблеме понимания и
3. Общая характеристика
философии эпохи просвещения. http://www.gumfak.ru/filos_