Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:51, контрольная работа
Долгое время термин "картина мира" связывался с научным познанием, и речь шла о "научной картине мира". В период позднего Возрождения начинается научная революция, которая завершается к концу XVII в. созданием первой научной (механической) картины мира. Разумеется, уже в древности существовали определённые научные представления и теории. Однако согласно западной культурной парадигме (её представления, безусловно, не являются бесспорными), настоящая наука начинается с экспериментально-математического естествознания, которое в Европе формируется только в XVII в. Поэтому механическую научную картину мира называют первой. В результате зарождения научной картины мира произошли глубокие изменения в представлении о месте человека в мироздании. В средние века Земля считалась центром небес, и всё имело целью служение человеку.
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи. 4
2. Антропоцентризм философии Возрождения. 6
Натурфилософия и проблема человека и общества. 10
3. Выдающиеся мыслители Возрождения: 13
Николай Кузанский 13
Джордано Бруно 16
Заключение 19
Список используемой литературы: 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФГБО ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Философии
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
Исполнитель: студентка гр. ФК-12 ТД
Трутнева В.С.
Екатеринбург
2012
Оглавление
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи. 4
2. Антропоцентризм философии Возрождения. 6
Натурфилософия и проблема человека и общества. 10
3. Выдающиеся мыслители Возрождения: 13
Николай Кузанский 13
Джордано Бруно 16
Заключение 19
Список используемой литературы: 20
Человек всегда пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли существовал и, если нет, то возник ли сам или создан кем-то. Все свои мысли, представления, идеи, целые теории по этому поводу человек обобщал, в частности, в различных картинах мира на протяжении всей истории развития цивилизации.
Картину мира можно представить как одну из форм мировоззренческого отражения объективной реальности в общественном сознании, что является образом усвоенной на практике действительности. Картина мира всегда была тесно связана с мировоззрением, выступала одним из способов его формирования. Видение мира именно как картины никогда не было случайным, оно отражало (и отражает) определённый этап в понимании человеком себя и способа своего отношения к миру. Картина мира, таким образом, является своеобразным итогом мировоззренческих исканий.
Интересно обозначены главные черты "картины мира" немецким мыслителем М. Хайдеггером. Он указывает, что при слове "картина" мы в первую очередь думаем о каком-то изображении. Как изображение она предусматривает не буквальную копию с оригинала, а лишь выделение и фиксацию черт, которые мы считаем наиболее значительными. А это означает, что мы имеем дело с конструкцией, создание которой предполагает какую-то точку отсчёта, то есть наблюдателя, и некоторое расстояние от объектов, изображённых на картине. Восприятие мира как картины означает наше пребывание на такой стадии понимания себя и мира, когда становится очевидным, что именно мы конструируем миры и не можем возвратиться к наивной вере в то, что имеем дело с вещами самими по себе. Причем "нарисованные" вещи предстают перед нами во всей их полноте, а мир в "картине" выступает как обозначение "сущего в целом" [1, c. 39-40].
Долгое
время термин "картина мира"
связывался с научным познанием,
и речь шла о "научной картине
мира". В период позднего Возрождения
начинается научная революция, которая
завершается к концу XVII в. созданием
первой научной (механической) картины
мира. Разумеется, уже в древности
существовали определённые научные
представления и теории. Однако согласно
западной культурной парадигме (её представления,
безусловно, не являются бесспорными),
настоящая наука начинается с
экспериментально-
"Величайшим прогрессивным
переворотом" явилась эпоха
Возрождения, ознаменовавшаяся
Философия эпохи Возрождения
теснейшим образом связана с
развитием современного ей естествознания,
с великими географическими открытиями,
с успехами в изобретении новых
приборов (сложного микроскопа, телескопа,
термометра, барометра), благодаря чему
научные наблюдения стали значительно
более точными и более
Философская мысль эпохи
Возрождения, охватывающая два с
половиной столетия (от раннего гуманизма
XIV в. до натурфилософии конца XVI - начала
XVII в.), противостоит всей системе схоластического
знания. Она строится на иных основаниях,
возникает, растет и развивается
независимо от схоластической традиции,
пришедшей в состояние
Философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую в своей главенствующей тенденции картину мира, тяготея к отрицанию божественного творения, к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. При этом речь шла о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Бог философии Возрождения - не бог религии, не бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир "из ничего", он "со-вечен" миру и естественно необходим. А природа из служанки и творения бога превращается в наделенное всеми необходимыми силами первоначало вещей. В гуманистической философии Возрождения важнейшим объектом философского рассмотрения является также человек и его прежде всего земное предназначение.
Высшим результатом
Антропоморфизм
присущ мифологическому мышлению, оценкам
и суждениям обыденного массового
сознания. Антропоморфизм является универсальным
способом «приближения» и «присвоения»
вещей и событий, которые оказываются
недостижимыми в чувственно-
Отмечаем
здесь данное обстоятельство потому,
что до сих пор антропоморфизм
как тенденцию какого угодно мировоззрения
отождествляют с теоцентризмом
и антропоцентризмом, с космологизмом
и социоцентризмом, с планетарным
и современным экологическим
мышлением. Например, весьма проницательный
мыслитель Д. Лукач в своей
обширной работе «Своеобразие эстетического»
постоянно отождествляет
Хорошо известно, что Ренессанс был не просто периодом восстановления духовного наследия античности, но и эпохой возвеличивания духовного наследия античности, но и эпохой возвеличивания, даже дефекации человеческой деятельности, т.е. в таком предельном горизонте, в коем человек начинал осознавать себя в качестве творца и субъекта своего жизненного предназначения. Художественное творчество, философское и научное мышление во все более возрастающей степени вовлекались в формирующуюся сферу антропоцентрического миросозерцания, которое уже в лице Петрарки сознательно противопоставляло себя средневековому теоцентризму и присущей ему учености. С Петрарки начинается время осознанного самосозидания личности в ее собственном творчестве, эпоха самоопределяющего субъекта всех своих жизненных предначертаний и проектов. В ориентации на утверждение антропоцентризма возрождалась риторика Колюччо Салютати, Леонардо Бруни и ПоджоБрачволини, выражающая, выражающая становление исторического сознания и тем самым новое отношение к окружающей человека реальности, осуществлялась инверсия античных идей относительно телесных потребностей в лице Лор.ено Валлы и Анджело Полиниано.
В «Речи» Пико тема центрального положения человека в мире становится темой абсолютности человека в его совершенной свободе. «Центральность оборачивается вездесущностью и незакрепленностью хотя Фичино решающего акцента на этом не делает; зато делает Пико дала Мирандола».
В учении Пико человек - вне какой-либо иерархии; подобно Богу, он есть абсолютная возможность, настоящий как феномен вездесущия. Человек, заключающий в себе «семена любой возможной жизни, есть микрокосм всей Вселенной, он способен соединять на себе и в себе связывать предельно высшее и низшее, самое что ни на есть далекое и близкое. Человек имеет единственное условие - отсутствие всяких условий, свободу. [5.,с. 137.].
Антропоцентризм
такого рода создавал основу для магического
культа человека. Происходило оживление
«герметики» и «натуральной магии»,
широкое распространение
Ренессансный антропоцентризм не только не только не имел, но даже не стремился к созданию аналитической картины мира, которая задает принцип субъектно-объектного отношения ко всему сущему и которая в рамках этого отношения строго и систематически артикулируется. Ренессансному сознанию, не смотря на все его мироисторические предчувствия и художественно изобретательские проекты постижения и преображения мира, органически не присуще аналитическое и системо-созидающее мышление, поскольку оно формировалось и осуществляло себя в горизонте недифференцированного эстетического континуума, в коем, и прежде всего в нем, оно искало и находило смысл существования, наконец, образ самого человека и соответствующей ему образ мира. Вот почему образы человека и мира приобретали ярко выраженные магические измерения. Над образом человека как центра и средоточия Вселенной постоянно витал образ мага, способного проникать в потаенные сферы природы и намерения каждого человека посредством словесно-знаковой означаемости, символически-живописной изобразительности и инженерно-практической, сугубо технической изобретательности. Постигая «таинственный ход» вещей, человек становится и возвышенным поэтом, и непреодолимым в споре со всем сущим ритором и философом, утверждающим себя в центре мира с помощью магического «искусства памяти», живописцем, зодчим и изобретателем, способным не просто записывать слова на бумаге, но извлекать из самой реальности действенные образы, знаки и символы, воплощать их в действительности и тем самым создавать новую, живую и открытую для всех, в силу ее наглядности, «книгу мироздания».