Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Долгое время термин "картина мира" связывался с научным познанием, и речь шла о "научной картине мира". В период позднего Возрождения начинается научная революция, которая завершается к концу XVII в. созданием первой научной (механической) картины мира. Разумеется, уже в древности существовали определённые научные представления и теории. Однако согласно западной культурной парадигме (её представления, безусловно, не являются бесспорными), настоящая наука начинается с экспериментально-математического естествознания, которое в Европе формируется только в XVII в. Поэтому механическую научную картину мира называют первой. В результате зарождения научной картины мира произошли глубокие изменения в представлении о месте человека в мироздании. В средние века Земля считалась центром небес, и всё имело целью служение человеку.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи. 4
2. Антропоцентризм философии Возрождения. 6
Натурфилософия и проблема человека и общества. 10
3. Выдающиеся мыслители Возрождения: 13
Николай Кузанский 13
Джордано Бруно 16
Заключение 19
Список используемой литературы: 20

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

Ренессансное  сознание, отталкиваясь от средневекового теоцентризма в сторону антропоцентризма, перемещало акцент с «Книги Откровения»  на великую и живую «Книгу Природы», которую каждому необходимо в  себе осознанно прочувствовать как  внутренне в каждом запечатленную; и на основе такого рода внутреннего  опыта следует осуществлять техническую  изобретательность и зодчество, постигать Вселенную через искусство  живописного изображения, астрологически расшифровывать скрытые подобия  и соответствия, потаенные симпатии и антипатии, конституирующие структуру универсума, в магикоалхимической ориентации действенно «исцелять» все поврежденное и до сих пор «подвергаемое порче» как в бытии природного сущего, так и в бытии самого человека. [6. с. 32.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натурфилософия и проблема человека и общества.

Высшим  результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии  нового времени, которая возникает  вне завершившей своё развитие философии  Возрождения - будучи связана с зарождением  нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой  механистической (механической) картины  мира.

Представители натурфилософии:

  •   Обосновывали материалистический взгляд на мир;
  •   Стремились отделить философию от теологии;
  •   Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
  •   Выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;
  •   Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму.

Наиболее  яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай  Коперник, Джордано Бруно и Галилео  Галилей.

Эпоху Возрождения по праву именуют  эпохой "великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда  впервые представилась возможность  выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных  областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно  важного значения, как создание великим  польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы  мира.

Опубликованная  в 1543 г. книга Николая Коперника "О  вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVI в., но сыграла решающую роль в  радикальном пересмотре философских  представлений о мире. В ней  возрождается, развивается, математически  обосновывается древняя идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и  не стоит на месте. Она вращается  вокруг своей оси и вместе с  другими планетами - вокруг Солнца.

Новым оказалось и отношение к движению. Если по своей физической природе  Земля в старой системе мира являла "низшую" ступень, то своей неподвижностью она обеспечила за собой значение центра мира. При этом покой почитался  высшим состоянием по сравнению с  движением: средневековая картина  мира принципиально статична. Сделав движение уделом Земли, Коперник не только "поднял" ее до небес, но и показал, что именно движение является нормальным состоянием всех планет.

Коренному пересмотру подвергался и вопрос о причине и характере движения небесных тел. Коперник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря  этому отпадает надобность во внешних  двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог оказывается творцом  и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую  картину мира вводился принцип самодвижения тел.

Разрушение  иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим  результатом коперниканства. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и  в философии, которую произвела  книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно.

Джордано  Бруно (1548-1600) - итальянский философ  и поэт. Бруно родился в местечке Нола, вблизи Неаполя. В 17 лет он становится послушником доминиканского монастыря, где в 1556 году был пострижен в  монахи. В 1576 году сбросил монашескую рясу, затем, преследуемый за свои взгляды, покинул Италию. По возвращению на родину был обвинен в ереси  и свободомыслии и после восьмилетнего  заключения был сожжен на костре 17 февраля 1600 года.

Как философ Бруно испытал влияние  идей неоплатонизма и ранней греческой  философии. Он считал целью философии  познание природы, являющейся "Богом  в вещах". Убежденный сторонник  теории Коперника, Бруно развивал учение о подобии Земли и небес, множестве  миров ("О бесконечности, Вселенной  и мирах"). Возрождая суждения древнегреческих атомистов, философ  выдвинул учение о "монадах", минимальных  неделимых частицах, в деятельности которых сливаются телесное и  духовное, объект и субъект (О причине, начале, едином"). Высшая субстанция есть "монада монад", или Бог. Вселенная  и природа у Бруно совпадает  с Богом.

Этика Бруно проникнута утверждением "героического энтузиазма", любви к бесконечному, возвышающей человека над повседневностью  и уподобляющей его божеству.

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) справедливо  считается подлинным основоположником метода исследования природы. Его научная  деятельность сочеталась с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: идеи, высказанные  Галилеем в этой связи, делают его  первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и  философ, Галилей дал в своих  сочинениях развернутое и стройное изложение экспериментально-математического  метода и четко сформулировал  сущность соответствующего понимания  мира [4, c.155].

Для торжества теории Коперника и  идей, высказанных Джордано Бруно, огромное значение имели открытия, сделанные  на небе Галилеем с помощью телескопа, который он построил одним из первых. С его помощью он исследовал небесные тела, доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси, доказал множественность  миров во Вселенной.

Все эти открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь была вынуждена терпеть  воззрения тех ученых, которые  признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда  эти доказательства появились, римская  курия принимает решение, запрещающее  всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении  небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".

 

 

 

 

 

 

 

3. Выдающиеся мыслители Возрождения:

Николай Кузанский

 Николай Кузанский  (1401—1464 гг.) родился в селении  Куза в Южной Германии. По месту  своего рождения он и получил  прозвание — Кузанский или  Кузанец. Достоверных сведений  о детских годах жизни будущего  мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком  и виноградарем, а сам Николай  подростком бежал из родного  дома. Его приютил граф Теодорик  фон Мандершайд. Возможно, Николай  учился в школе “братьев общей  жизни” в Девентере (Голландия). Затем он продолжил обучение  в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного  права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора  канонического права. Вернувшись  в Германию, он занимался богословием  в Кельне. В 1426 г., вскоре после  того как он получил сан  священника, Николай становится  секретарем папского легата в  Германии кардинала Орсини. Через  некоторое время он стал настоятелем  Церкви св. Флорина в Кобленце.

В эти годы Николай Кузанский  впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди  тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение  власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом сочинении “О согласии католиков” он, кроме того, высказывал сомнение в истинности “Константинова дара”, а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для  Церкви и государства. В 1433 г. эти  идеи он высказывал на Базельском соборе. Но уже к концу собора Николай  перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления  реформы.

Николай Кузанский автор  многих философских и богословских сочинений, написанных в разных жанрах — диалоги, трактаты, размышления: “Об  ученом незнании”, “О предположениях”, “Об искании Бога”, четырех диалогов под общим названием “Простец”, “О согласии веры”, “О видении Бога”, “О вершине созерцания” и др. Кроме того, ему принадлежат сочинения  по математике. В частности, интересен  его диалог “Об опыте с весами”, в котором Кузанец предлагал  введение количественных мер для  более точного познания природных  явлений. Неоспоримы и заслуги Николая  Кузанского в истории естествознания — он первым составил географическую карту Европы, предложил реформу  юлианского календаря (проведенную  спустя 150 лет). По мнению исследователей, идеи Николая в области космологии стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности  Вселенной.

По мнению Кузанца, весь мир  соткан из противоположностей. Однако противоположности не просто противостоят друг другу, но — и это крайне важно! — совпадают. Именно совпадение противоположностей является важнейшим  условием появления конкретных вещей, каждая из которых и представляется собой определенное сочетание противоположностей. Например, живую противоположность  представляет сам человек, ибо он конечен в качестве телесного  существа и бесконечен в высших стремлениях  своего духа к постижению божественного  абсолюта.

Из идеи совпадения противоположностей Николай Кузанский выводил все  другие свои положения о единстве и бесконечности вселенной, и, прежде всего, положение о единстве и  бесконечности Бога. Так, Бог —  это абсолютный максимум: максимум бытия и истины, “максимум, без  которого ничего не может быть”. Но абсолютный максимум с необходимостью содержит в себе и абсолютный минимум, иначе он не был бы максимумом. Следовательно, в Боге максимум и минимум совпадают, их противоположность перестает  быть актуальной, ибо “максимум  в высшей степени есть минимум”. Более того, в силу высказанного положения, Бог присутствует и в  идеальном, и в реальном мире и  как максимум, и как минимум, тем  самым устраивая единство всего  мира во всех его проявлениях.Из этих рассуждений Николай Кузанский  выводил и тезис о том, что  Бог присутствует во всех конкретных вещах, иначе говоря, вновь утверждал  совпадение противоположностей — единство бесконечного Бога и мира конечных вещей. Недаром он многократно повторял платоновскую, а, в принципе, восходящую еще к орфическим учениям, формулу  о божественной триаде: Бог —  это начало, середина и конец всех вещей. По мнению многих современных  исследователей в данном случае можно  вести речь о пантеизме: “Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие  мира в Боге” — говорил Николай  Кузанский.

 Бог не только присутствует  в каждой конкретной вещи, но  и руководит каждым шагом движения  всего мира и всех вещей,  ибо “все уже было заключено  в провидении Бога” и “ничто  не случится иначе как согласно  Божиему провидению”. Следовательно,  Николай Кузанский выступает  сторонником абсолютной предопределенности  развития реального мира, так  как Бог изначально содержит  весь мир в себе в свернутом  виде: “В Боге свернуто все,  даже противоположности, ничто  не может избежать Его провидения”.

Неотъемлемой частью природы, созданной Богом, является и человек. Размышления о сущности человека у Николая Кузанского наполнены  истинным гуманистическим пафосом, стремлением к обожествлению  самого человека. Важнейшим свойством  человека является “ум”, который Кузанский  считал “образом Божественного ума”, простейшим “среди образов Божественного  свертывания”. Поэтому ум есть “первообраз  Божественного свертывания, охватывающего в своей простоте и силе все образы свертывания”. Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. В отличие от предшествующей схоластической традиции, как впрочем, в отличие и от неоплатонизма, Кузанский большое значение придает чувственному познанию. Чувственные ощущения (sensus) играют роль своего рода инициатора познания, ибо чувственные представления приводит в действие силы ума. Недаром он говорил, что “в рассудке нет ничего, чего раньше не было в ощущении”.

Рассудок (ratio) — это способность  к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Николай  Кузанский говорил, что “логика  есть не что иное, как искусство, в котором развертывается сила рассудка”. На основе рассудочных (рациональных) рассуждений, человек способен к  научному познанию мира вещей, универсума. Из всех наук сам Кузанец придавал особое значение математике, которая  для него была самой достоверной  из наук, ибо число возникает как  “развертывание рассудка”. Кстати, именно на силе рассудка, по мнению мыслителя, основана и вся схоластическая философия.

Но высшей формой познавательных способностей человека является разум (intellectus). От чувств и рассудка разум  отличается двумя важными качествами: во-первых, разум не связан со сферой чувственно-телесного, “не принадлежит  ни времени, ни миру, будучи абсолютно  свободным от них”; во-вторых, разум  “постигает только всеобщее, нетленное  и постоянное”. Таким образом, разум  — это способность человека познавать  божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к  Богу. По сути дела, разум, в понимании  Николая Кузанского, представляет собой  способность к мистическому озарению, или — интуицию.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения