Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Долгое время термин "картина мира" связывался с научным познанием, и речь шла о "научной картине мира". В период позднего Возрождения начинается научная революция, которая завершается к концу XVII в. созданием первой научной (механической) картины мира. Разумеется, уже в древности существовали определённые научные представления и теории. Однако согласно западной культурной парадигме (её представления, безусловно, не являются бесспорными), настоящая наука начинается с экспериментально-математического естествознания, которое в Европе формируется только в XVII в. Поэтому механическую научную картину мира называют первой. В результате зарождения научной картины мира произошли глубокие изменения в представлении о месте человека в мироздании. В средние века Земля считалась центром небес, и всё имело целью служение человеку.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи. 4
2. Антропоцентризм философии Возрождения. 6
Натурфилософия и проблема человека и общества. 10
3. Выдающиеся мыслители Возрождения: 13
Николай Кузанский 13
Джордано Бруно 16
Заключение 19
Список используемой литературы: 20

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

Сочинения Николая Кузанского были впервые опубликованы после  его смерти в 1488 г., затем в 1514 и 1565 гг., поэтому его философская концепция  практически не была известна современникам. Затем, до 1862 г. его труды более  не переиздавались. В XVI—XVII вв. идеи Кузанца  высоко ценились Джордано Бруно, Декартом и Лейбницем. Позднее они привлекали внимание Гёте и Шеллинга. Впрочем, в полном объеме философские взгляды  Николая Кузанского стали известны в Европе только во второй половине XIX в., после новой публикации его  трудов.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548—1600 гг.) родился в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно  происходил из семьи мелкого дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще юношей стал монахом  доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно  богословское образование, которое  Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало удовлетворять  его поискам истины. Ноланец увлекся  идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Уже в юные годы четкое выражение приобрела  одна характерная черта Джордано Бруно — обладая бескомпромиссным характером, он с юных лет и до конца жизни жестко и бестрепетно  отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. В этой бескомпромиссности нашел выражение тезис о “героическом энтузиазме”, которое Бруно выдвигал как главное качество истинного  ученого — в борьбе за истину нельзя испытывать страха даже перед  смертью. Но для самого Бруно героическая  борьба за истину всю жизнь служила  источником его бесконечных конфликтов с окружающими.

Один из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с  начальством монастыря, привел к  тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение нескольких лет он скитался по городам Италии и Франции. Лекции, которые Бруно  посещал в университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались  жаркими спорами Ноланца с  профессорами и студентами. Более  всего итальянского мыслителя возмущала  приверженность преподавателей университетов  схоластике, которая, как он считал, уже давно изжила себя. Конфликты  с ученым сообществом продолжались и в Англии, где Бруно посещал  Оксфордский университет.

В эти же годы Джордано Бруно  плодотворно работает над собственными сочинениями. В 1584—1585 гг. в Лондоне  были опубликованы шесть его диалогов на итальянском языке, в которых  он изложил системы своего мировоззрения. Именно в этих сочинениях впервые  прозвучали идеи множественности миров, отрицающие традиционное представление  о Земле, как центре Вселенной. Эти  идеи вызвали резкое неприятие у  Римско-католической Церкви, как еретические, преступающие церковные догматы. Кроме  того, в диалогах Бруно содержалась  жесткая и едкая критика, которой  он подверг ученых-схоластов. Вновь  оказавшись в центре конфликта, вызвав неудовольствие ученых кругов, Ноланец  был вынужден покинуть Англию и уехать во Францию.

 В 1603 г. все произведения  Бруно были зачислены в Индекс  запрещенных книг, а его имя  запретили даже упоминать. Лишь  в конце XIX столетия вновь заговорили  о бесстрашном философе. 9 июня 1889 г. в Риме на месте казни  торжественно открылся памятник  Джордано Бруно. Начались и  публикации его сочинений на  разных языках, в том числе  и на русском языке.

Перу Джордано Бруно принадлежит  большое число произведений, причем некоторые из них не опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях. В философском отношении наиболее значимыми являются диалоги “О причинах, начале и едином” и “О бесконечности, вселенной и мирах”.

Учение о совпадении минимума и максимума переносится Бруно  и в теологию. Его представления  о Боге можно охарактеризовать как  пантеизм: “Бог есть бесконечное в  бесконечном, он находится во всем и  повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего”, — писал Ноланец. Развивая свои пантеистические представления, Бруно утверждает: “Природа… есть не что иное, как Бог в вещах”. Таким образом, в теологическом  плане итальянский мыслитель  сближает Бога и природу, а в философском  — форму и материю. В результате саму материю Бруно называет не иначе  как “божественное бытие в  вещах”, тем началом, которое “все производит из собственного лона”.

Следовательно, мир, в каждом элементе которого присутствует Бог, является одушевленным: “Мир одушевлен со всеми  его членами”. При этом душа —  это “ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи”. Бруно близка неоплатоническая идея о Душе Мира, как формирующей  силе, поэтому в его диалогах Душа Мира иногда подменяет собой Бога, ибо является неким мировым Разумом (интеллектом).

Познание единства мира, по убеждению Джордано Бруно, является главной целью познания вообще. “Те  философы, — пишет он, — которые  нашли это единство, обрели себе в подруги мудрость”. И продолжает: “Мудрость, истина, единство фактически являются одной и той же вещью”.

Сами способы познания и их взаимоотношения, Бруно определяет также, как и Николай Кузанский: чувственное познание (sensus) служит основой  рассудочного познания (ratio), которое, с  вою очередь, является фундаментом  разумного или интеллектуального  познания (intellectus). Правда, Бруно придает  гораздо меньшее значение чувственному познанию, зато он верил в бесконечные  возможности разума.

Анализируя свойства разума, Бруно, в отличие от Кузанца, не употребляет  латинского понятия “интуиция”, а  использует понятие “ум” (“mens”, которое  можно перевести и как “дух”). Задача “ума” состоит в том, чтобы  вносить высшее единство в познавательную деятельность человека, доводя его  до постижения единства мира, выражаемого  божественной субстанцией.

 

     Учение Джордано  Бруно стало логическим завершением  развития всей гуманистической  мысли Западной Европы XIV—XVI вв. доведя  до абсолюта философский потенциал,  заложенный в гуманизме. В дальнейшем  западноевропейская философия стала  развиваться по пути углубленного  познания естественных причин  существования мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Два с половиной столетия Возрождения - от Петрарки до Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой  традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской  мысли. Не было непосредственного перехода от “Сводов" Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков  парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить  роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана  картина мира и человека, глубоко  отличная от средневековой. Эта новая  картина мира означала, прежде всего, крушение иерархии и десакрализацию космоса. На смену учению о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности бога конечности мира, вечности - временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физическою пространства вечной и бесконечной Вселенной. В новом физическом космосе нет разделения на тленную земную и нетленную небесную субстанцию, на неподвижный тленный земной мир и вечный движущийся мир небесных тел. В нем - в конечном счете, в инфинитистской космологии Джордано Бруно - снимается деление мира на конечный замкнутый материальный мир и нематериальную окружающую его бесконечность. Конечное предстает как проявление бесконечности, мир земной и человеческий вписывается в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве. Вечность из атрибута божества превращается в атрибут бесконечной Вселенной, и антитеза вечного и временного утрачивает прежний смысл: всякое данное мгновение и есть проявление и осуществление вечно текущего бытия.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Родчанин Е.Г. Философия: Исторический  и систематический курс. - М., 2004.

2. Коплстон Ч.Ф. История средневековой  философии. - М., 1997.

3.  Лукач Д. Своеобразие  эстетического. М., 1985.

4.  Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914.

5.  Гарэн Э. Проблемы  итальянского Возрождения. М., 1986.

6. Сергеев А.К. Ренессансные  основания антропоцентризма. СПб.,1993.

7.  Якушев А.В. Философия  (конспект лекций). 2009/

8.  Горфункель А.Х. Джордано  Бруно. 1973/


Информация о работе Философия эпохи Возрождения