Философия качества В.Я. Белобрагина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Как философская категория качество выражает существенную определенность объекта, благодаря которой он, т.е. объект, является именно тем, а не иным. Качество объекта не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом (объектом) как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Качество как объект управления предполагает предварительное установление определенных требований (стандартов, норм) к конечному продукту, услуге либо самому процессу реализации товара или услуги в соответствии с ожиданиями и представлениями потребителей и исполнителей.

Содержание работы

Философия качества В.Я Белобрагина
Стандартизация
Анализ качества и система принимаемых мер
Премии качества
Обучение вопросам обеспечения качества

Файлы: 1 файл

философия качества.docx

— 47.57 Кб (Скачать файл)
  • единый технический язык;
  • унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски, посадки, напряжения, частоты и т. д.);
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий;
  • систему классификаторов технико-экономической информации;
  • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. Закон о стандартизации в России принят в 1993 г. Он установил основные

положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются обязательными для всех органов управления и предприятий. Требования закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, проектные, транспортные, конструкторские и прочие организации. Здесь определены меры защиты прав потребителей, государства в целом, порядок контроля, ответственность за нарушения и процедуры надзора за соблюдением требований. Формирует и реализует государственную политику в области стандартизации Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Стандартизация базируется на ряде принципов:

  • повторяемость во времени либо в пространстве;
  • вариантность (минимум рациональных разновидностей);
  • системность (взаимосвязь стандартов).

Классификация объектов по показателям качества осуществляется по классам и сорту. Когда класс  обозначен числом, то высшему качеству обычно присваивается 1, а с понижением класса — соответственно, 2, 3, 4 и  т. д. Когда класс обозначен количеством  знаков, например, числом звездочек, то обычно низший класс имеет меньшее  число звездочек. Требования к качеству это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно  или качественно установленных  требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Термин «требования» охватывает рыночные, контрактные, инструктивные  условия. Они могут быть сформулированы с различной степенью детализации  и задаются через номинальные, относительные  или предельные значения. Требования общества вытекают из законов, инструкций, кодексов, условий защиты окружающей среды, здоровья и безопасности людей.

К нормативным  документам по стандартизации относятся:

  • государственные стандарты (ГОСТ);
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ);
  • стандарты отраслей (ОСТ);
  • стандарты предприятий (СТП);
  • стандарты научно-технических обществ (СТО).

Государственные стандарты включают: обязательные требования к качеству продукции, работ и  услуг, обеспечивающие безопасность для  жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, по технике безопасности и производственной санитарии, а  также по совместимости и взаимозаменяемости продукции; методы контроля требований к качеству продукции, работ и  услуг; параметрические ряды и типовое  конструирование изделий; основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и  хранению, а также утилизации продукции; правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Систему качества на предприятии можно представить  из трех уровней:

  1. Общефирменная политика в области качества, регламентирующая области качества, цели по качеству, организационную структуру.
  2. Методические материалы, определяющие мероприятия и последовательность действий, направленных на рост качества.
  3. Рабочие инструкции для реализации процессов по повышению качества.

В общем  наборе нормативной документации предприятия  в области качества можно выделить:

  1. Задачи руководства (политика в области качества).
  2. Система документации и планирования.
  3. Документация требований и их выполнимость.
  4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, измерение).
  5. Качество во время закупок (документация, контроль).
  6. Обозначение изделий и возможности их контроля.
  7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
  8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
  9. Контроль за испытательными средствами.
  10. Обращение с дефектными изделиями.
  11. Корректирующие мероприятия.
  12. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
  13. Документирование качества.
  14. Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
  15. Обучение персонала.

3. Анализ качества и система принимаемых мер

 

Обеспечение качества — комплексное руководство всеми фразами деятельности, от замысла до выпуска готовой продукции. Управление качеством осуществляется «от колыбели до могилы».

Контроль — деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения того, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Самоконтроль — контроль выполненной работы ее исполнителем в соответствии с установленными правилами.

Проверка — подтверждение путем экспертизы и представление объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.

Элементами  процесса внедрения системы обеспечения  качества являются:

  • заинтересованность руководства высшего звена;
  • создание руководящего совета по обеспечению качества;
  • создание службы обеспечения качества;
  • вовлечение в деятельность по обеспечению качества всего руководящего состава;
  • привлечение к деятельности по обеспечению качества всего персонала;
  • всеобщее обучение аспектам и методам обеспечения качества;
  • создание целевых групп по совершенствованию процессов;
  • вовлечение поставщиков и субподрядчиков в деятельность по обеспечению качества;
  • разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии по обеспечению качества;
  • проверки (аудит) системы обеспечения качества.

Оценка  качества проводится систематически и  призвана подтвердить способность  объекта выполнить установленные  требования. Проверка качества — это  систематический анализ, позволяющий  определить соответствие показателей  деятельности и результатов в  области качества запланированным  их значениям. Проверка качества осуществляется лицами, которые не несут персональной непосредственной ответственности  за проверяемый участок. Одной из целей проверки является оценка необходимости  проведения улучшающих или корректирующих действий.

При анализе  качества выделяют несколько уровней  деятельности: анализ со стороны, руководства, анализ как деятельность специализированной службы предприятия, анализ отдельных  работ.

Анализ  со стороны руководства — официальная  оценка высшим руководством состояния  системы качества и ее соответствия политике в области качества. Он может включать также и собственно анализ политики в области качества.

Анализ  контракта — систематическая  деятельность, предпринимаемая поставщиком  до подписания контракта, чтобы убедиться, что требования к качеству точно  определены, избавлены от двусмысленности, документально оформлены и могут  быть выполнены поставщиком. Анализ контракта является обязанностью поставщика, но может быть выполнен совместно  с потребителем.

Анализ  проекта — документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта  с целью оценки его возможности  выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы  их решения. Анализ проекта может  проводиться на любом этапе процесса проектирования, но должен быть окончательно сформулирован до его завершения.

Для оценки показателей качества могут применяться  следующие виды шкалы измерения:

  1. Шкалы абсолютные.
  2. Шкалы отношений. В этом случае отсчет ведется с нуля, а масштаб определяется выбранной системой единиц физических величин.
  3. Шкалы интервалов. Начало «нуль» выбирается условно, а масштаб определяется выбором системы единиц.
  4. Шкалы порядков. Результат измерения в этом случае представляется как упорядочивание в порядке убывания или возрастания предпочтительности.
  5. Шкала наименований. Процесс измерений состоит в отнесении объекта к одной из классификационных групп.

Первые  три шкалы дают результат в  виде числа, четвертый — это число, приписываемое объекту и характеризующее  номер места или число очков, пятый — это условный номер  или название классификационной  группы.

Комплексный показатель качества формируется как  комбинация из единичных показателей. Иногда комплексный показатель определяется по отклонению от эмпирической средней  зависимости между единичными показателя-пи качества. Наиболее часто применяют  аддитивную форму сложения единичных  показателей.

Задачами  службы управления качеством являются защита репутации фирмы, защита потребителя  от дефектной продукции, сокращение непроизводительных работ, предупреждение брака. Служба управления качеством  должна постоянно предупреждать  стремление к росту производства в ущерб качеству продукции.

Из набора функциональных обязанностей этой службы можно отметить:

  1. Поддержание по возможности уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в отношении качества.
  2. Оказание помощи другим подразделениям в деле обеспечения качества выпускаемой продукции.
  3. Выдача рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству.
  4. Поддержание связей и обмен информацией с другими службами.
  5. Определение методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции.
  6. Определение методов и периодичности проверок продукции.
  7. Участие в составлении рабочих инструкций.
  8. Обеспечение контроля технологических процессов.
  9. Участие в оценке проектных решений.
  10. Составление статистических отчетов.
  11. Анализ причин и видов брака.

По всем направлениям внутрифирменной деятельности можно выделить конкретные показатели качества:

  • производство (объем брака, ошибки в рабочих нарядах, процент забракованных изделий, первоначальный выход продукции без брака);
  • конструирование (количество изменений в расчете на один чертеж, количество ошибок, выявленных в ходе анализа проекта, количество ошибок, выявленных в ходе испытаний);
  • маркетинг (точность прогнозных допущений, количество неправильно составленных заказов, ошибки в контрактах, затоваривание продукцией);
  • информационные услуги (количество отчетов, выпущенных не по графику, ошибки компьютерных программ, количество исправлений в текстах, время получения информации);
  • закупочная деятельность (избыточные запасы, время получения материала, простои из-за нехватки материалов);
  • бухгалтерский учет (процент просроченных платежей, неверные бухгалтерские записи, ошибки в платежных документах).

Фактическое качество формируется в производственных подразделениях. Причины брака:

  1. Непригодная технология.
  2. Неправильно исполненная работа.
  3. Неправильная наладка оборудования.
  4. Плохая конструкция приспособлений.
  5. Неправильное техническое обслуживание.
  6. Неисправное оборудование.
  7. Дефекты материала.
  8. Разрушающие испытания.
  9. Неправильное считывание показаний приборов.
  10. Непонимание того, что брак приводит к убыткам.
  11. Недостаточное знакомство с оборудованием.
  12. Некачественные чертежи.
  13. Некачественные инструкции.
  14. Неправильное применение инструмента.
  15. Несоответствие возможностей оборудования и технологии.
  16. Плохое освещение.
  17. Вибрация.
  18. Плохой инструктаж.
  19. Несоответствие сырья предъявляемым требованиям.
  20. Сознательные отступления от инструкции.
  21. Сознательные ошибки.

Информация о работе Философия качества В.Я. Белобрагина