Философия качества В.Я. Белобрагина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Как философская категория качество выражает существенную определенность объекта, благодаря которой он, т.е. объект, является именно тем, а не иным. Качество объекта не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом (объектом) как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Качество как объект управления предполагает предварительное установление определенных требований (стандартов, норм) к конечному продукту, услуге либо самому процессу реализации товара или услуги в соответствии с ожиданиями и представлениями потребителей и исполнителей.

Содержание работы

Философия качества В.Я Белобрагина
Стандартизация
Анализ качества и система принимаемых мер
Премии качества
Обучение вопросам обеспечения качества

Файлы: 1 файл

философия качества.docx

— 47.57 Кб (Скачать файл)

При оценке качества на предприятии различают:

  • качество машины (мощность, точность, надежность, безопасность, эстетичность, экономичность);
  • качество труда (причины выпуска бракованной продукции, число рабочих с правом личного контроля);
  • качество продукции (производственное, потребительское, экономическое);
  • качество технологии (безопасность, экономичность, удобство). 
    Затраты, связанные с качеством — это затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Затраты, 
    связанные с качеством, классифицируются внутри организации согласно ее 
    собственным критериям. Некоторые потери можно определить точно, другие — ориентировочно, хотя последние могут быть очень существенными 
    (например, потеря престижа фирмы). Примерами потерь качества являются 
    утрата потребительской удовлетворенности, потеря возможности дополнительно увеличить стоимость изделия, а также расточительное использование 
    ресурсов и материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Премии качества

 

В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации учреждена Российская премия качества. Положение о присвоении этой премии предусматривает оценку предприятия по девяти разделам.

1. Роль руководства в организации работ. В данном разделе оценивается, как руководители разрабатывают и развивают принципы и цели деятельности организации, являются ли они примером в следовании этим принципам, участвуют ли лично в деятельности по улучшению качества, как анализируют и повышают эффективность руководства. Содействие процессу улучшения качества может осуществляться через определение приоритетов, выделение ресурсов для обучения, предоставление персоналу возможности участвовать в деятельности по повышению качества, оценка и поощрение действий персонала по повышению качества.

Отдельным направлением деятельности руководства  является работа с потребителями  и поставщиками. Здесь необходимы понимание потребностей смежных  организаций, установление партнерских  отношений, участие в профессиональных семинарах и конференциях.

  1. Планирование в области качества. В этом разделе оценивается степень планового обеспечения работ по качеству, состав используемой информации, структура планов, увязка краткосрочных и долгосрочных планов, процедура разработки плана, доведение планов до конкретных подразделений и групп работающих, степень осведомленности персонала о планах, регулярности анализа и корректировки планов.
  2. Исследование потенциала персонала. Персонал обеспечивает функционирование системы качества, поэтому данный раздел оказывается достаточно обширным. В нем оцениваются методы оценки персонала, процедуры найма, согласованность кадровой политики и политики по качеству. Эффективность работы с персоналом обеспечивается соответствующими системами обучения, согласованностью индивидуальных и групповых целей, увязкой системы материального и морального поощрения с участием в работе по повышению качества. Оценка уровня социальной поддержки базируется на оценке условий удобств и обслуживания, сложившейся общественной активности, уровня медицинского обеспечения, осведомленности персонала в вопросах безопасности труда, защиты окружающей среды, здравоохранения.
  3. Рациональное использование ресурсов. В составе оцениваемых ресурсов выделяют финансы, информацию, закупаемые материалы, имущество, интеллектуальные возможности. По каждому виду ресурсов оценивают полноту учета, рациональность использования, потери, увязку с повышением качества, оптимальность принимаемых решений при управлении, непрерывность контроля, новизну.
  4. Управление технологическими процессами. Особая значимость технологии для качества продукции обусловливает выделение этого раздела. В нем оценивают наличие регламентированных требований к процессам, наличие и качество технологических инструкций, оптимальность используемых технологических режимов, процедуры контроля за технологией, динамику процесса обновления приемов работы, степень владения современными приемами технологического управления.
  5. Удовлетворенность потребителей. Удовлетворенность потребителей оценивается через их отношение к организации в целом (гибкость, активность, отзывчивость, открытость), к продукции и услугам (цены, надежность, своевременность поставки, соответствие требованиям, экологичность), к торговому и послепродажному сопровождению (техническая помощь, быстрота ответов на запросы, качество технической документации, гарантийное обслуживание). Конкретными показателями могут быть число полученных наград, поступивших жалоб и рекламаций, доля постоянных потребителей.
  6. Удовлетворенность персонала работой в организации оценивается через его мотивацию (продвижение по службе, доступность информации, равенство возможностей, участие в управлении, отношение со стороны руководства, признание успехов), отношение к условиям работы (условия найма, охрана труда, удобства и услуги, оплата и привилегии, рабочая обстановка), отношение к условиям отдыха (система годового отдыха, профилактории, детские учреждения, медицинские учреждения).
  7. Влияние организации на общество. Достижения организации в удовлетворении потребностей и ожиданий общества в местном, национальном и международном масштабах оценивается через воздействие на местную и национальную экономику, взаимоотношение с властями, участие в жизни общества, поддержку образования, спорта, социального обеспечения.
  8. Результаты работы организации. Достижение организации в отношении запланированных целей и удовлетворения потребностей и ожиданий всех сторон ее деятельности оценивается через показатели прибыли и убытков, объемов продаж, размера фондов и займов, движения финансов. Эффективность деятельности характеризуется относительными показателями, показывающими финансовую устойчивость, ликвидность, рентабельность.

Основные  цели обучения персонала в области  качества — это пробуждение сознательности, постижение науки о качестве, изменение  отношения к качеству.

Программа обучения включает семь разделов.

  1. Осознание важности проблемы (основные понятия в области качества, перспективы повышения качества продукции, воздействие качества на эффективность производства, качество труда рабочих и служащих).
  2. Оценка состояния качества продукции на фирме (перспективные цели фирмы в области качества, реакция потребителей на качество продукции, анализ конкурентов, направления работ по обеспечению качества, роль службы обеспечения качества).
  3. Издержки вследствие низкого качества на стадиях жизненного цикла изделий.
  4. Роль руководства (изменение показателей качества, группы по совершенствованию качества, изменение целей деятельности, разработка методов стимулирования).
  5. Характеристика процессов улучшения работы (производство, маркетинг, обслуживание, проектно-конструкторские разработки, административные службы).
  6. Методы обеспечения качества (средства контроля, методы изучения статистики, проведение экспериментов, обучение персонала).
  7. Контроль функционирования системы.

Работающие  в области качества должны опираться  на знания других управленческих дисциплин. Можно выделить:

  • финансы — исчисление расходов из-за снижения качества;
  • маркетинг — конкурентные показатели качества, выявление желаний заказчиков;
  • планирование — стратегическое планирование, оперативное планирование;
  • экономика — оценка эффективности инженерных решений по контролю качества, изменению технологии, замене оборудования;
  • оптимизация— оптимизация параметров продукции, систем контроля, технологических режимов;
  • статистика — расчет параметров совокупности статистических данных.

Проблема качества является стратегической для подъема российской экономики. Вывод страны из кризиса, стабилизация и подъем отраслей народного хозяйства  возможны на основе кардинального решения  проблемы качества продукции, услуг. Опыт передовых стран, например, Японии и  Германии, свидетельствует о том, что повышение качества и конкурентоспособности продукции стали частью государственной политики, общенациональной идеей. Эти задачи решались на основе комплекса мер, в частности, внедрения на предприятиях системного подхода к управлению качеством.

 




Информация о работе Философия качества В.Я. Белобрагина