Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 08:30, реферат
Истоки китайской медицины теряются в глубине веков. Первые труды, обобщившие опыт предшествовавших поколений по диагностике и лечению, появились в Китае в V - III веке до нашей эры.
Основными книгами, где подробно описаны теория китайской медицины, методы диагностики и подходы к лечению, являются: «Ху-ан Ди Ней Цзен», «Нань Дзен», «Шан Хань Лунь», «Дзен Гуй Яо Люе», «Вэнь Йи Лунь».
Введение. Китайская медицина завоевывает новые позиции. стр. 3
Глава 1. Основы китайской медицины и философии. стр. 4
Глава 2. Причины возникновения заболеваний. стр. 11
Глава 3. Методы и принципы лечения по китайской философии. стр. 17
Заключение. Китайская медицина в повседневной и современной жизнь. стр.20
Список литературы стр.22
Федеральное агентство по образованию РФ. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Государственный Университет Управления.
Институт Инноватики и Логистики.
Философия науки и техники.
Автор: Смирнова Е.Д.
Логистика 1-1.
Научный руководитель: Бойко Л. М.
Москва, 2007.
Содержание:
Введение. Китайская медицина завоевывает
новые позиции.
Глава 1. Основы китайской медицины и
философии.
Глава 2. Причины
возникновения заболеваний.
Глава 3. Методы и принципы лечения по китайской философии. стр. 17
Заключение. Китайская медицина в повседневной и современной жизнь. стр.20
Список литературы
Введение. Китайская медицина завоевывает новые позиции.
Истоки китайской медицины теряются в глубине веков. Первые труды, обобщившие опыт предшествовавших поколений по диагностике и лечению, появились в Китае в V - III веке до нашей эры.
Основными книгами, где подробно описаны теория китайской медицины, методы диагностики и подходы к лечению, являются: «Ху-ан Ди Ней Цзен», «Нань Дзен», «Шан Хань Лунь», «Дзен Гуй Яо Люе», «Вэнь Йи Лунь».
Сегодня китайская медицина завоевывает новые позиции во всем мире и вызывает большой интерес у врачей многих специальностей. Существуют целые институты, и не только в Китае, где проводятся детальные научные исследования основных постулатов китайской медицины с современных позиций.
У большинства людей укоренилось представление о том, что китайская медицина лечит только с помощью иглоукалывания и прижигания. Действительно, иглоукалывание и прижигание играют большую роль, но основное место в китайской медицине занимают терапия с помощью трав (отваров, готовых травяных лекарственных форм), диеты при разумном образе жизни.
Современная западная медицина условно рассматривает человека как биосоциальную систему с пирамидальным принципом построения и выделяет в этой пирамиде два уровня: низший - это физическое тело, высший - психика или сознание человека.
Китайская представляет эту систему более глубоко, она выделяет четыре уровня организма: физическое тело, меридиональную систему, эмоции и психику. При этом каждый высший уровень оказывает влияние на низший.
Болезнь, в представлении медиков Востока, часто порождается разумом, и после этого реализуется на материальном уровне. Но при заболевании физического тела обязательно существует нарушение на уровне психики и эмоций.
Гармония высших уровней обуславливает гармонию низших уровней. В своих подходах восточная медицина учитывает целостность и взаимосвязь всех уровней организма.
Если врачи западной школы занимаются больными и мало способны помочь пациентам, которые находятся в состоянии предболезни, то врачи традиционной восточной медицины считают, что их задача состоит в том, чтобы укреплять здоровье здоровых людей, увеличивать резервы здоровья пациентам, находящимся в состоянии предболезни и, конечно, лечить больных.
Восточная философия здоровья - это уникальная система взглядов на отношения человека с окружающей. Вселенной, где человек - Микрокосм, находящийся во вселенском Макрокосме.
Глава 1. Основы китайской медицины и философии.
Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинских знаний сохранено в докитайском (221-2007 г. до н.э.) специальном трактате "Внутреннее оружие" - обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени. В период царствования династии Хан (206 до н.э.-220 н.э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому мы находим в известном трактате "Лечение болезней, вызванных факторами холода" (Шан Хан Лун) автора Чан Чунчин. Одна из наиболее известных китайских работ по медицине - "Материя медика" - была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.
Китайская медицина обладает всегда конкретной теорией, а её опыт заключает в себе глубокую философию. В нёе входит изучение физиологии человеческого организма, его патологии, методы врачебного исследования, диагностики, терапии и профилактики заболеваний.
В основе китайской философии лежат следующие модели: - инь ян (единство и борьба противоположностей), - у син (пять стихий), - цзин ло (взаимосвязь) и другие. Эти концепции повлияли на становление китайской медицины и её дальнейшее развитие.
Теория Инь-Ян в первую очередь используется для основательной диагностики организма. Восточно-тибетская медицина не просто констатирует факт заболевания, а прежде всего, выявляет причины недомогания.
Диагноз ставится на основе признаков преобладающей в данный момент в организме энергии. Так, например, стремительное развитие болезни, высокая температура, бессонница, гиперактивное поведение, быстрая жестикуляция, сильные эмоции и агрессивность, неестественный блеск глаз, покраснение и сухость губ и языка - все это свидетельствует об избытке энергии Ян в организме.
Медленное развитие болезни, выраженная потливость, быстрая утомляемость, слабость, сонливость, пассивность, подавленные эмоции, тусклые глаза, бледный, влажный язык - это признаки избытка Инь.
Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски Дао. Это путь, по которому идет природа.
Дао - изначальный единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы - Инь и Ян. Поэтому путь Дао - это динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления.
Инь и Ян представляют собой конкретные формы, как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Инь и Ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как застывшие во времени, данные раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои внутренние процессы развития. Развиваются каждый внутри себя и имеют взаимные переходы. Так, процветание Инь рождает Ян, процветание Ян рождает Инь.
В структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой. Так, в Ян заложен Инь и, в свою очередь, в Инь заложен элемент Ян. Этим самым образуется взаимопроникающая связь. Взаимообуславливающие и взаимопроникающие связи создают полную гармонию мира и жизни.
В нормальном состоянии, то есть в здоровом организме, обществе, природе между Инь и Ян должна быть сохранена тесная связь и полное уравновешивание. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао.
При нарушении равновесия Инь Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномальные явления или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира.
Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи - жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Всегда изменяется, следуя природным законам Инь Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет.
Гармония Ци, равновесие Инь Ян необходимы для хорошего функционирования любого живого существа. Энергия Ци связывает Инь и Ян воедино. Благодаря контролю над энергией Ци, возможно наиболее легким путем достичь гармонии Инь Ян.
Теория Инь Ян является способом описания и изображения перемен, способом видения и контроля ритмов жизни. Если мы рассмотрим сам символ Инь Ян, мы увидим, что он отнюдь не статичен, а довольно подвижен, иллюстрирует постоянные ритмические перемены.
Инь символизируется черной частью, представляет все пассивное, воспринимающее, темное, холодное. Ян символизируется белой частью, представляет все активное, утверждающее, яркое и теплое. Это две активные силы жизни, две основные тенденции всего сущего.
Все процессы, происходящие в природе и в обществе, подчиняются циклической смене сил Инь Ян. Эти изменения постоянны от малого Ян к большому Ян, далее от малого Инь к большому Инь и т. д. Один из наиболее примитивных примеров смены Инь и Ян - смена времен года.
Любое единое целое (явление, существо, состояние и т. д.) состоит из двух противоположных начал - Инь и Ян, соперничающих и дополняющих друг друга. При этом ни Инь, ни Ян не могут существовать изолированно друг от друга.
Действие начал Инь Ян заключается в следующем:
они стремятся подавить друг друга;
оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться одно в другое: "в Инь есть Ян, в Ян есть Инь";
борьба и взаимопревращение Инь и Ян дают источник развития и преобразования;
нарушение гармонии между Инь и Ян ведет к нарушению всякого движения, развития.
Инь и Ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот.
В книге "Су-вэнь" написано, что Инь борется внутри, а Ян вызывает волнение снаружи, так как Инь ведает внутренней средой, а Ян - внешними проявлениями. Когда Инь и Ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения при этом Инь и Ян сменяют друг друга.
Постоянная борьба Инь Ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей. Как полярные противоположности, Инь и Ян зависят друг от друга:
Ян означает верх, Инь - низ (без верха не может быть низа, и наоборот);
левая сторона тела соответствует Ян, правая - Инь (без правой стороны нет левой, и наоборот);
жара соответствует Ян, холод - Инь (без жары нет холода, и наоборот);
переполнение, избыточная функция соответствуют Ян, опорожнение, слабость функции - Инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот).
Эта взаимозависимость Инь и Ян обозначается в китайском языке "взаимным корнем". Инь и Ян служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: Инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в Ян, и наоборот. Теория Инь Ян занимает центральное место в древней китайской медицине. Это привело к созданию особой терапевтической методологии, которая управляет клинической практикой.
Инь и Ян с позиций человеческого организма:
Ян - Инь
кожный покров - внутренние органы
спина - грудная и брюшная стенки
наружные поверхности конечностей - внутренние поверхности конечностей
желчный пузырь - печень
желудок - селезенка
тонкая кишка - сердце
толстая кишка - легкие
мочевой пузырь - почки
В человеческом организме Инь обозначает материальные составляющие тела, а Ян - его функции. Деятельность организма относится к Ян, а пищевые вещества - к Инь.
Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян, а Ян внешне функционирует как проявление деятельности Инь.
В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: Инь является сторожем Ян.
Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если Ян отступает, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян.
В традиционной китайской медицине считается, что органы Ян функционируют за счет потребления продуктов питания Инь; при этом происходит увеличение Ян и ослабление Инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания Инь, требует расхода некоторого количества энергии Ян. В этом случае происходит усиление Инь и ослабление Ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии.
Если же ослабление или усиление переходит известные границы, то состояние равновесия может нарушиться, - возникает избыток Инь или Ян, что ведет к различным патологическим процессам.
Инь может превратиться в Ян, а Ян - в Инь, и если процессы сокращения и увеличения Инь и Ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения Инь в Ян (и наоборот) представляет собой изменение качества.