Философия любви Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая созданием его собственной философской концепции на основе так называемого антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь - идеализма Гегеля). Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют такие литературные источники, как его философские произведения, критическая литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА
ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
СМЫСЛ ЛЮБВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

фейербах.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая  Григорьевича Столетовых»

                               Кафедра Философии и Религиоведения

 

                                                РЕФЕРАТ

                 ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ ФЕЙЕРБАХА»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР.Х-111

ГАЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА

ПРОВЕРИЛ 

ДОЦ. ЗУБКОВ СЕРГЕЙ

АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

 

ВЛАДИМИР 2013 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
  3. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА
  4. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
  5. СМЫСЛ ЛЮБВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА
  6. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
  7. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9.  

ВВЕДЕНИЕ 

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 г. в городе Ландсгуте, в  Баварии, в передовой и антифеодально  настроенной семье известного и  очень образованного по тому времени  криминалиста. Первоначальное образование  Фейербах получил в местной гимназии. В 1823 г. он поступил в Гейдельбергский  университет, где изучал теологию. В  следующем году, разочаровавшись  в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже  в этот период не удовлетворял абстрактный  характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук. Об этом этапе своего духовного  развития он впоследствии писал: “Уже в Берлине я, собственно, простился  со спекулятивной философией. Мои  слова, с которыми я расстался  с Гегелем, гласили приблизительно так: два года я вас слушал, два  года посвятил себя всецело изучению вашей философии: и вот теперь я испытываю потребность обратиться к другим наукам, составляющим прямую противоположность спекулятивной  философии: к естествознанию”. Тем  не менее при окончании университета Фейербах был еще идеалистом. Это  видно из его посвященной Гегелю диссертации “Об едином, универсальном  и бесконечном разуме” (1828 г.).

Людвиг Фейербах - последний  представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно  было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его  можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории  философии, к современной философии.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает  свое философское учение, которое  известно под названием антропологического материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному  идеализму Фейербах создал новую  философию, которая должна изучать  не мысли о действительности, а  саму действительность.

Центральные вопросы философии  Фейербаха -- существование человека, смысл его жизни и судьбы в  мире, отношения индивида и общества, -- необычайно созвучны любому, задумывающемуся  над своим бытием, человеку.

Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его как существо универсальное, космическое. Мыслитель  верит в победу разума над слепыми, неразумными силами мира. Не вызывает сомнения и то влияние, которое оказала  его теория на формирование философских  воззрений Маркса и Энгельса, а  также русских революционных  демократов. Мне представляется интересным детально рассмотреть эту тему в  своем реферате, так как в настоящее  время проблема научного истолкования общественного сознания, в котором  отражается сущность человека, особенно близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.

Для раскрытия философской  концепции Людвига Фейербаха  необходимо проследить ее развитие, начиная  от критики Канта и Гегеля и  заканчивая созданием его собственной  философской концепции на основе так называемого антропологического принципа, которые Фейербах развивает  на основе двух источников: критики  религии (прежде всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь - идеализма Гегеля). Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют  такие литературные источники, как  его философские произведения, критическая  литература по предложенной теме, а  также справочные издания по философии.

 

 ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ  Л.ФЕЙЕРБАХА

Любовь к науке - это  любовь к правде, поэтому честность  является основной добродетелью ученого.[1]

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает  свое философское учение, которое  известно под названием антропологического материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному  идеализму Фейербах замыслил создать  новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность. Если у  Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с  реальности. "Философия есть наука  действительности в ее подлинности  и целостности, но воплощением действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)".

Действительность -- это  природа во всем ее чувственно воспринимаемом богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь, электричество и магнетизм, "природа  уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и  идеальные явления. Предпосылку  философии надо искать не в самоочевидных  положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает природу и  человека. Наоборот, человек с его  мышлением являются порождением  природы. "Природа не только создала  простую мастерскую желудка, она  воздвигла также храм мозга..."[2] Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный, непосредственный предмет  философии. Отсюда рождается афоризм  Фейербаха: тайна новой философии  есть антропология. Любое истинное философствование может быть лишь философствованием  о человеке, в нем разгадка всех тех философских загадок и  проблем, которые нагромождаются спекулятивной  философией. Например, эта философия  бьется над проблемой отношения  бытия и мышления. Но нет бытия  вообще, есть определенное бытие и  его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь человеческое мышление. Таким  образом, вопрос об отношении бытия  и мышления это вопрос о соотношении  тела и души человека и в нем, в  самом человеке, этот вопрос природа  уже данным давно решила: материя  предваряет дух, бессознательность -- сознание, бесцельность -- цель, чувственность -- разум, страсть -- волю. "В противоположность  отрешенному Я тело представляет собою объективный мир. Благодаря  телу Я уже не Я, но -- объект. Быть телесным значит быть включенным в  мир".[3] Как легко видеть, название "антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть философии Фейербаха.

Материализм, с позиции  которого рассуждает Фейербах, является антропологическим и существенно  отличается от материализма XVIII века. Фейербах не сводит всякую реальность к механическому  движению и рассматривает природу  не как механизм, а как организм. В центре философии у Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских  материалистов, а человек как  психофизическое единство, единство души и тела. “Я мыслю” Декарта и  Фихте позволяю трактовать человека только идеалистически, только как  духовное существо, тогда как тело в его целостности, по Фейербаху  составляет сущность человеческого  “Я”. Дух и тело - две стороны  той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно  биологическим, и отдельный индивид  для него - исторически духовное образование, как у Гегеля, а звено  в развитии человеческого рода.В  работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая философия  делает человека, а вместе с тем  и природу, как его базис, единственным, универсальным и высшим предметом  философии”[4]. Философия Фейербаха  не только материализм, но и антропологизм, гуманизм. Антропологический материализм  Фейербаха - своеобразная философская  реакция на учение Гегеля, в котором  господство абсолютного (абсолютной идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство общего (государства, нации, любой формы  общности) было у Гегеля преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной реакцией на немецкий идеализм.В своей критике  философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не видит положительной  стороны ее, именно диалектического  метода. Вместе с идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону - диалектику. В последней  Фейербах видел лишь инструмент, с  помощью которого Гегель обосновывал  свою фантастическую систему. Антропологический  принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому  человеку есть путь к признанию его  объективного существования, а тем  самым к признанию существования  вообще внешних вещей.

 

  РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА

Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться  в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей  как их материальным, чувственным  общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии -- соотношение идеального и материального -- решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его  предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

В результате вопрос о  тождестве мышления и бытия, который  находится в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела. Непосредственное тождество  души и тела, а значит, идеального и материального, Фейербах усматривает  в головном мозге человека. «...В  мозговом акте, -- пишет в связи  с этим Фейербах, -- как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[5]. Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет  душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и  то же. Тем самым Фейербах, отказавшись  от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом  и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием  немецкого идеализма явилась  трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга  и других телесных и культурных органов  субъект создает идеальные образы внешнего мира.

Таким образом, только в  своей деятельности мозг становится органом идеального. И не любая, а  только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли  о прекрасном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного  опосредования искру мысли. А  животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными  психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать  о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное. Разница в сложности  этих тел здесь непринципиальна. Итак, без знания опосредствующих  связей, которыми занимается диалектика, в соотношении идеального и материального  нам не разобраться. Но Фейербах, как  известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую  диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной водой  выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что мысль  и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления заняться медицине.

Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом  человека, именуемым по-гречески «сомой». Более точно «сома» -- любой живой  организм. И только особая область медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией. Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.

Вслед за французским медиком  Кабанисом, они настаивали на том, что  мысль выделяется мозгом, как желчь  печенью, и что характер наших  мыслей во многом зависит от состава  потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и мозга, почерпнутая  из работ Фейербаха, была выражена ими  в самой вульгарной форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и физиолога  Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических взглядов, Фейербах предпочитал именовать  свое учение «реальным гуманизмом», а не материализмом.

Фейербах подверг обстоятельной  критике агностицизм и субъективный идеализм. Уничтожающие язвительно возражал против берклианства выдающийся материалист: “Почему же кошка впивается своими когтями в мышь, а не в собственные  глаза, если мышь, которую она видит, существует только в ее глазах? - потому что кошка не хочет умереть  с голоду ради любви к идеалистам, терпя при этом страдания”[6].

В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении  материального мира в сознании человека и тем самым делает значительный шаг вперед по сравнению предшествующим материализмом. Не признавая никакой  сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел к сенсуализму и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако теории познания Фейербаха, как  всему его материализму, присущ созерцательный характер, непонимание роли и значения практической деятельности человека.

 

 ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА

Чтобы познать человека, нужно его полюбить[7]. Фейербах отвергает  трактовку человека как только духовного  существа (в том числе картезианское  “Мыслю, следовательно, существую”), но признает человека как единство тела и души. Человека Фейербах рассматривает  прежде всего как телесное, чувственно- конкретное существо. Главное отличительное  свойство человека по сравнению с  животными Фейербах видит не в  мышлении, а в универсальности. Будучи универсальным, неограничен и свободен. Животное может иметь более тонкие чувства, но предметом этих чувств являются только те вещи, которые имеют непосредственное отношение к жизненным потребностям животного, т.е. эти чувства ограничены чем-то определенным. Человеческие же чувства универсальны, они возвышаются  до "самостоятельного теоретического смысла и достоинства": "универсальное  чувство есть разум, универсальная  чувственность -- духовность"[8]. Мыслит не мозг, не Я, не разум, а только человек  как действительное, телесное, универсальное  и родовое существо.

Информация о работе Философия любви Фейербаха