Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:39, контрольная работа
Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая созданием его собственной философской концепции на основе так называемого антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь - идеализма Гегеля). Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют такие литературные источники, как его философские произведения, критическая литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.
ВВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА
ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
СМЫСЛ ЛЮБВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра Философии и Религиоведения
ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ ФЕЙЕРБАХА»
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР.Х-111
ГАЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА
ПРОВЕРИЛ
ДОЦ. ЗУБКОВ СЕРГЕЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
ВЛАДИМИР 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Людвиг Фейербах родился
28 июля 1804 г. в городе Ландсгуте, в
Баварии, в передовой и антифеодально
настроенной семье известного и
очень образованного по тому времени
криминалиста. Первоначальное образование
Фейербах получил в местной гимназии.
В 1823 г. он поступил в Гейдельбергский
университет, где изучал теологию. В
следующем году, разочаровавшись
в теологии, он переехал в Берлин,
где два года слушал в университете
лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже
в этот период не удовлетворял абстрактный
характер гегелевской философии. Он
начинает заниматься изучением естественных
наук. Об этом этапе своего духовного
развития он впоследствии писал: “Уже
в Берлине я, собственно, простился
со спекулятивной философией. Мои
слова, с которыми я расстался
с Гегелем, гласили приблизительно
так: два года я вас слушал, два
года посвятил себя всецело изучению
вашей философии: и вот теперь
я испытываю потребность
Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии.
Фейербах слушал лекции
Гегеля и был сначала его
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность.
Центральные вопросы философии Фейербаха -- существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, -- необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку.
Философ создает гуманный
и оптимистичный портрет
Для раскрытия философской
концепции Людвига Фейербаха
необходимо проследить ее развитие, начиная
от критики Канта и Гегеля и
заканчивая созданием его собственной
философской концепции на основе
так называемого
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ
Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.[1]
Фейербах слушал лекции
Гегеля и был сначала его
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность. Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)".
Действительность -- это
природа во всем ее чувственно воспринимаемом
богатстве, во всей ее конкретности, т.е.
это земля и вода, воздух и огонь,
электричество и магнетизм, "природа
уже сама по себе есть свет, дух, цель
разум"; она, следовательно, включает
в себя не только материальные, но и
идеальные явления. Предпосылку
философии надо искать не в самоочевидных
положениях, не в принципах и постулатах;
природа есть объективно обоснованное
начало и истинное основание философии.
Не мышление порождает природу и
человека. Наоборот, человек с его
мышлением являются порождением
природы. "Природа не только создала
простую мастерскую желудка, она
воздвигла также храм мозга..."[2]
Человек и есть воплощение действительности,
природы, конкретности, он составляет
подлинный, непосредственный предмет
философии. Отсюда рождается афоризм
Фейербаха: тайна новой философии
есть антропология. Любое истинное
философствование может быть лишь философствованием
о человеке, в нем разгадка всех
тех философских загадок и
проблем, которые нагромождаются спекулятивной
философией. Например, эта философия
бьется над проблемой отношения
бытия и мышления. Но нет бытия
вообще, есть определенное бытие и
его высшим выражением является тело
человека. Нет и мышления вообще,
есть лишь человеческое мышление. Таким
образом, вопрос об отношении бытия
и мышления это вопрос о соотношении
тела и души человека и в нем, в
самом человеке, этот вопрос природа
уже данным давно решила: материя
предваряет дух, бессознательность -- сознание,
бесцельность -- цель, чувственность --
разум, страсть -- волю. "В противоположность
отрешенному Я тело представляет
собою объективный мир. Благодаря
телу Я уже не Я, но -- объект. Быть
телесным значит быть включенным в
мир".[3] Как легко видеть, название
"антропологический
Материализм, с позиции
которого рассуждает Фейербах, является
антропологическим и
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА
Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии -- соотношение идеального и материального -- решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.
В результате вопрос о
тождестве мышления и бытия, который
находится в центре внимания всей
немецкой классики, у Фейербаха обретает
вид психофизической проблемы, то
есть вопроса о соотношении души
и тела. Непосредственное тождество
души и тела, а значит, идеального
и материального, Фейербах усматривает
в головном мозге человека. «...В
мозговом акте, -- пишет в связи
с этим Фейербах, -- как высочайшем
акте, деятельность произвольная, субъективная,
духовная и деятельность непроизвольная,
объективная, материальная тождественны,
неразличимы»[5]. Иначе говоря, Фейербах
непосредственно отождествляет
душу и тело, доказывая, что на уровне
головного мозга это одно и
то же. Тем самым Фейербах, отказавшись
от идеализма, игнорирует и те открытия,
которые были сделаны Фихте, Шеллингом
и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием
немецкого идеализма явилась
трактовка души как системы деятельных
способностей человека. Мозг есть орудие
мыслящего субъекта, доказывали они,
и как раз при помощи мозга
и других телесных и культурных органов
субъект создает идеальные
Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредования искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное. Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна. Итак, без знания опосредствующих связей, которыми занимается диалектика, в соотношении идеального и материального нам не разобраться. Но Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной водой выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления заняться медицине.
Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой». Более точно «сома» -- любой живой организм. И только особая область медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией. Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.
Вслед за французским медиком Кабанисом, они настаивали на том, что мысль выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом зависит от состава потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и мозга, почерпнутая из работ Фейербаха, была выражена ими в самой вульгарной форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и физиолога Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических взглядов, Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом», а не материализмом.
Фейербах подверг
В учении о познании Фейербах
разрабатывает вопрос об отражении
материального мира в сознании человека
и тем самым делает значительный
шаг вперед по сравнению предшествующим
материализмом. Не признавая никакой
сверхчувственной реальности, Фейербах
тяготел к сенсуализму и
ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
Чтобы познать человека,
нужно его полюбить[7]. Фейербах отвергает
трактовку человека как только духовного
существа (в том числе картезианское
“Мыслю, следовательно, существую”), но
признает человека как единство тела
и души. Человека Фейербах рассматривает
прежде всего как телесное, чувственно-
конкретное существо. Главное отличительное
свойство человека по сравнению с
животными Фейербах видит не в
мышлении, а в универсальности. Будучи
универсальным, неограничен и свободен.
Животное может иметь более тонкие
чувства, но предметом этих чувств являются
только те вещи, которые имеют непосредственное
отношение к жизненным