Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:39, контрольная работа
Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая созданием его собственной философской концепции на основе так называемого антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь - идеализма Гегеля). Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют такие литературные источники, как его философские произведения, критическая литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.
ВВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА
ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
СМЫСЛ ЛЮБВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ
Однако антропологизм
Фейербаха имел и свою отрицательную
сторону. Она состояла в том, что
человек понимался им преимущественно
как физиологическое, биологическое,
а не как общественное существо,
от которого в значительной мере абстрагировался
немецкий идеализм после Канта, но которое
от любого индивида неотъемлемо.Однако
сферу общественной жизни Фейербах
оставил вне
Исходным в процессе
познания он считал ощущение,
дающее человеку, по его мнению,
все необходимые сведения об
окружающем мире. Сильной стороной
материализма Фейербаха было
то, что он решительно подчеркивал
связи идеализма с религией, обнаружил
их гносеологические корни,
Фейербах всюду делает
акцент на существовании чувственно
данных единичных вещей и людей
как на основную характеристику действительности,
и в этом плане его критика
Гегеля остается справедливой. Однако
Фейербах не смог раскрыть диалектику,
связанную с категорией действительности,
не смог понять исторического характера
действительности и сложной диалектической
связи между чувственным
Он показал, что идеализм
и религия возникают в
Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувствам любви. Сам человек, по его мнению, есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми.
Главным недостатком материализма Фейербаха было то, "что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом..."[19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко- философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Людвиг Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников, ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.
Материализм Фейербаха
существенно отличается от материализма
XVIII века, поскольку, в отличие от
последнего, не сводит всякую реальность
к механическому движению и рассматривает
природу не как механизм, а скорее
как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как
в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное
понятие материи, как у большинства
французских материалистов, а человек
как психофизическое единство, единство
души и тела. Исходя из такого понимания
человека, Фейербах отвергает его
идеалистическую трактовку, при
которой человек
Изучение историко-философских
сочинений Фейербаха
Мы многому можем научиться у Фейербаха, в том числе атеизму и гуманизму. В наши дни признаваться в том, что ты не веришь в бога, как-то не принято. Ведь с религией богословы издавна связывали особую духовность, высокую нравственность, миролюбие, а с неверием - деградацию личности, упадок культуры, распад общества и семьи, склонность ко лжи, воровству, убийству… Эта традиция сохранилась до сих пор, только ее обоснование с годами приобретает все более изощренный и изобретательный характер. Но у атеистов, вообще свободомыслящих по отношению к религии, будь то безразличные к ней или сомневающиеся в истинности религиозных представлений, или критикующие церковь и духовенство и т.д., есть своя богатейшая культурная традиция, являющаяся духовной опорой, надежной поддержкой для тех, кто в наше смутное время еще не утратил здравого смысла и не поддался религиозно-мистическому поветрию, захватившему даже часть руководства КПРФ, судя по всему, недостаточно знакомого не только с традицией свободомыслия в целом, но и с марксизмом, ближайшим предшественником которого был материализм и атеизм Фейербаха.
Фейербах, отчетливо формулирует
возможные следствия, которые возникают
тогда, когда интерес теоретика
к обоснованию свободы воли носит
исключительно моралистический характер
и эта моралистичность неизбежно начинает
сужаться до артикуляции потребностей
обыкновенного морализирования.
Интернет источники:
1)http://otherreferats.
2) http://www.bestreferat.ru/
3) http://www.c-cafe.ru/days/bio/
4)http://images.yandex.ru/
5)http://ru.wikipedia.org/
6) http://www.studfiles.ru/dir/
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тажуризина З. А. «Я постоянно мыслил ясно и свободно». Гуманистический атеизм Людвига Фейербаха. К 200-летию со дня рождения. 2004
2. Прокофьев А. В. Нравственность и свобода воли (Кант — Шопенгауэр — Фейербах)// Сектор этики Института философии РАН. Этическая мысль. — Ежегодник. — М.: ИФ РАН. 2000.
3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. - 125с.
4. Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. - 210с.
5. Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейербах). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 157с.
6. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- 125с.
Цитаты
[1] Цит. по: Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.44.
[2] Там же. - С.20.
[3] Цит. по: Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейербах). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - С.65.
[4] Цит. по: Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.72.
[5] Там же. - С.69.
[6] Цит. по: Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейербах). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - С.43.
[7] Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. - С.162.
[8] Там же. - С.179.
[9] Цит. по: Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.58.
[10] Там же. - С.64.
[11] Там же. - С.84.
[12] Цит. по: Энгельс Ф.
Людвиг Фейербах и конец
[13] Цит. по: Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.90.
[14] Там же. - С.96.
[15] Цит. по: Энгельс Ф.
Людвиг Фейербах и конец
[16] Цит. по: Энгельс Ф.
Людвиг Фейербах и конец
[17] Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. - С.104.
[18] Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. - С.112.
[19] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. –С.180.