Философия любви Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая созданием его собственной философской концепции на основе так называемого антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь - идеализма Гегеля). Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют такие литературные источники, как его философские произведения, критическая литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА
ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
СМЫСЛ ЛЮБВИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

фейербах.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

 

 НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ  ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА

Однако антропологизм  Фейербаха имел и свою отрицательную  сторону. Она состояла в том, что  человек понимался им преимущественно  как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо, от которого в значительной мере абстрагировался  немецкий идеализм после Канта, но которое  от любого индивида неотъемлемо.Однако сферу общественной жизни Фейербах оставил вне материалистического  понимания. Между тем реальный человек  не может рассматриваться вне  общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был  последовательным материалистом.Фейербах, признавая познаваемость мира, резко  критиковал агностицизм.

 Исходным в процессе  познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об  окружающем мире. Сильной стороной  материализма Фейербаха было  то, что он решительно подчеркивал  связи идеализма с религией, обнаружил  их гносеологические корни, выступал  с резкой критикой религии.  Однако Фейербах отверг учение  о диалектике. В этом заключался  один из крупных недостатков  в его воззрениях.

Фейербах всюду делает акцент на существовании чувственно данных единичных вещей и людей  как на основную характеристику действительности, и в этом плане его критика  Гегеля остается справедливой. Однако Фейербах не смог раскрыть диалектику, связанную с категорией действительности, не смог понять исторического характера  действительности и сложной диалектической связи между чувственным отражением мира и мышлением, в связи с  чем действительность оказывается  в его учении простым синонимом  существующего положения вещей  вне мышления.

Он показал, что идеализм и религия возникают в результате отрыва мышления от бытия и превращения  идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому анализу  и яркой критике происхождение  и сущность религии.

Однако он сводил ее корни  к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувствам любви. Сам человек, по его мнению, есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают  свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни  остались нераскрытыми.

Главным недостатком материализма Фейербаха было то, "что предмет, действительность, чувственность берется  только в форме объекта, или в  форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом..."[19].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историко-философские  взгляды Фейербаха возникли и  сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко- философского багажа. Важнейшим идейным  источником материализма и атеизма  Фейербаха были ростки атеистической  и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм  и атеизм. Людвиг Фейербах глубоко  и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников, ссылался на них, считая их атеизм поверхностным  и неглубоким.

Материализм Фейербаха  существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает  природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется  как антропологический, так как  в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное  понятие материи, как у большинства  французских материалистов, а человек  как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания  человека, Фейербах отвергает его  идеалистическую трактовку, при  которой человек рассматривается  прежде всего как духовное существо.

Изучение историко-философских  сочинений Фейербаха показывает, что его путь к материализму и  атеизму не был, как выражался  он, “случайным” и “произвольным” , но “органическим” и “необходимым”  и пролегал через его сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений  было ступенью в его духовной эволюции, а от последнего из них, монографии “Пьер Бейль” , переход к “Сущности  христианства” , по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.

Мы многому можем  научиться у Фейербаха, в том  числе атеизму и гуманизму. В  наши дни признаваться в том, что  ты не веришь в бога, как-то не принято. Ведь с религией богословы издавна  связывали особую духовность, высокую  нравственность, миролюбие, а с неверием - деградацию личности, упадок культуры, распад общества и семьи, склонность ко лжи, воровству, убийству… Эта  традиция сохранилась до сих пор, только ее обоснование с годами приобретает  все более изощренный и изобретательный  характер. Но у атеистов, вообще свободомыслящих  по отношению к религии, будь то безразличные к ней или сомневающиеся в  истинности религиозных представлений, или критикующие церковь и  духовенство и т.д., есть своя богатейшая культурная традиция, являющаяся духовной опорой, надежной поддержкой для тех, кто в наше смутное время еще  не утратил здравого смысла и не поддался религиозно-мистическому поветрию, захватившему даже часть руководства  КПРФ, судя по всему, недостаточно знакомого  не только с традицией свободомыслия  в целом, но и с марксизмом, ближайшим  предшественником которого был материализм  и атеизм Фейербаха.

Фейербах, отчетливо формулирует  возможные следствия, которые возникают  тогда, когда интерес теоретика  к обоснованию свободы воли носит  исключительно моралистический характер и эта моралистичность неизбежно начинает сужаться до артикуляции потребностей обыкновенного морализирования.  

Интернет  источники:

1)http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00007552_0.html

2) http://www.bestreferat.ru/referat-29760.html

3) http://www.c-cafe.ru/days/bio/5/093.php

4)http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%20%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=3&rpt=simage&lr=192&uinfo=sw-1263-sh-917-fw-1038-fh-598-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fatheisme.free.fr%2FBiographies%2FPhotos%2FFeuerbach.jpg

5)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E9%E5%F0%E1%E0%F5,_%CB%FE%E4%E2%E8%E3_%C0%ED%E4%F0%E5%E0%F1

6) http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file12493/view126680/page3.html

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тажуризина З. А. «Я постоянно мыслил ясно и свободно». Гуманистический атеизм Людвига Фейербаха. К 200-летию со дня рождения. 2004

2. Прокофьев А. В. Нравственность и свобода воли (Кант — Шопенгауэр — Фейербах)// Сектор этики Института философии РАН. Этическая мысль. — Ежегодник. — М.: ИФ РАН. 2000.

3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. - 125с.

4. Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. - 210с.

5. Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейербах). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 157с.

6. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- 125с.

Цитаты

[1] Цит. по: Любутин К.Н.  Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.44.

[2] Там же. - С.20.

[3] Цит. по: Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От  «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейербах). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - С.65.

[4] Цит. по: Любутин К.Н.  Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.72.

[5] Там же. - С.69.

[6] Цит. по: Володин В.Н., Любутин К.Н., Нарский И.С. От  «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейербах). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - С.43.

[7] Фейербах Л. История  философии. - М.: «Мысль», 1974. - С.162.

[8] Там же. - С.179.

[9] Цит. по: Любутин К.Н.  Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.58.

[10] Там же. - С.64.

[11] Там же. - С.84.

[12] Цит. по: Энгельс Ф.  Людвиг Фейербах и конец классической  немецкой философии / С прил.: К.  Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. - С.81.

[13] Цит. по: Любутин К.Н.  Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.90.

[14] Там же. - С.96.

[15] Цит. по: Энгельс Ф.  Людвиг Фейербах и конец классической  немецкой философии / С прил.: К.  Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. - С.75.

[16] Цит. по: Энгельс Ф.  Людвиг Фейербах и конец классической  немецкой философии / С прил.: К.  Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. - С.115.

[17] Фейербах Л. История  философии. - М.: «Мысль», 1974. - С.104.

[18] Фейербах Л. История  философии. - М.: «Мысль», 1974. - С.112.

[19] Энгельс Ф. Людвиг  Фейербах и конец классической  немецкой философии / С прил.: К.  Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. –С.180.


Информация о работе Философия любви Фейербаха