Философия
любви и красоты эпохи Возрождения.
Куртуазная поэзия и средневековые
споры о любви создали традицию, на которой
возродилось учение Платона о любви и
красоте, с формированием нового миросозерцания
как у поэтов, так у мыслителей и художников.
Стихи о любви склоняют к философским
размышлениям, трактаты о любви становятся
одним из основных жанров философской
литературы, предопределяя развитие нового
искусства, мироощущение и самый образ
жизни носителей новой культуры.
Выделяют три периода в развитии
теории любви в эпоху Возрождения, разумеется,
достаточно условно: поэтический, философский
и, как говорят, эротико-дидактический,
хотя правильнее сказать, житейский, с
обращением от высокой философии к самой
жизни (а не к морали), в полном соответствии
с эстетикой Ренессанса.
Первый период –
это Проторенессанс, время сформирования
новой итальянской поэзии, с зарождением
«сладостного нового стиля» (dolce
stile nuovo), предмет которого по преимуществу
любовь. Среди зачинателей называют имена
поэтов Гвидо Квиницелли и Гвидо Кавальканти.
Но решающее значение имеет творчество
Данте, Петрарки и Боккаччо.
Второй период – это в основном
XV век – время появления философских трактатов
о любви, с включением в одно целое учения
о бытии, о познании, этики и эстетики,
в котором центральное положение занимает
красота, согласно учению Платона о любви
как о стремлении к красоте. Это и есть
собственно ренессансная философия любви
и красоты, оказавшая самое непосредственное
воздействие на развитие искусства эпохи
Возрождения, по сути, эстетика Ренессанса.
Третий период –
это в основном XVI век – время,
когда философские изыскания
о любви и красоте соприкасаются
непосредственно с самой жизнью,
с образом жизни знати, с постановкой
вопросов о реальной любви
и о женской красоте, что находит
небывалое еще нигде красочное
отражение в живописи.
Первый период – поэтический
– рассмотрен в статьях, посвященных творчеству
Данте, Петрарки и Боккаччо. Куртуазная
любовь, столь же идеальная, сколь и житейская,
с ночными встречами, клятвами в верности
и т.п., у итальянских поэтов, прежде всего
у Данте, приобретает всеобъемлющее значение,
с небесным преображением Беатриче, а
у Петрарки, с оформлением гуманизма, любовь
к Лауре смыкается со стремлением к славе,
поэт одержим именно ею, что станет определяющей
чертой титанов эпохи Возрождения. Боккаччо
окажется предтечей третьего периода
в развитии теорий любви.
В «Диалогах о любви» Лоренцо
Пизано еще присутствует средневековая
традиция: источником всякой любви является
Бог, любовь – единство любящих, с отказом
от своекорыстия и чувственных желаний
и т.п., но тут же проступает античная традиция,
а именно учение Аристотеля о форме и материи,
при этом оказывается, что «первоматерия
вовсе не чужда любви и желания», «материи
не чужд любовный зуд и стремление к прекрасному»,
что идет еще от Эмпедокла. Пизано, вослед
Платону, связывает любовь и красоту, утверждая,
что одно без другого не существует. От
рассуждений о космической любви он переходит
к «сладкой человеческой любви», только
предостерегает от «чащей сладострастья».
Рассмотрим подробнее небольшее
эссе Николая Кузанского (1401-1464) «Вся ты
прекрасна, возлюбленная моя…».
Мыслитель взял строку из «Песни
песней» и словно бы произносит проповедь:
«Поскольку мы празднуем праздник рождества
Приснодевы и поем эти слова сегодняшнего
песнопения, наша беседа будет о красоте».
Это начало эпохи Возрождения:
священник, поднявшийся до кардинальской
шапки, он же из первых ренессансных мыслителей,
предвосхитивший развитие европейской
философии и науки Нового времени, в небольшой
статье раскрывает свое эстетическое
кредо, по сути эстетику Ренессанса.
Исходя из того, что «добро»
и «прекрасное» по-гречески звучат созвучно,
что отмечал еще Платон, «как если бы доброе
и прекрасное были родственны», выделяя
и третье слово, близкое – «зову», мыслитель
делает вывод: «в самом деле, доброе зовет
к себе и влечет, так же как и прекрасное»,
в чем мы убеждаемся из нашего опыта, а
именно с детства и юности.
«Если внимательно рассмотреть,
то прекрасное мы постигаем, каждым по-своему,
более духовными из наших чувств, через
которые происходит и познание. Недаром
мы говорим, что красивы бывают цвет и
фигура, а также голос и речь, - стало быть,
красоту каким-то образом постигают зрение
и слух, - но мы не называем красивыми ни
запах, ни вкус, ни что-либо только осязаемое;
эти чувства не так близки разумному духу,
они косные, неодухотворенные и принадлежат
нашему животному существу».
Выделение зрения и слуха вообще
характерно для ренессансных мыслителей,
хотя по нашим представлениям и запах
и вкус мы можем назвать прекрасными, а
через осязание постигать красоту тела
близкого нам человека.
«Зрение тянется к прекрасной
форме и цвету, а слух – к прекрасным согласиям,
и это так у человека потому, что соразмерность,
которой мы наслаждаемся в пропорциях,
непосредственнее просвечивает через
эти два чувства…»
Мыслитель, следуя Цицерону,
«определяет прекрасное как благородное,
то есть влекующее нас своей внутренней
силой и пленяющее достоинством».
«Красота сама по себе есть
то, существование чего является причиной
всего прекрасного и творит всякую красоту.
По своему субъекту прекрасное и благородное
– одно и то же; они различны по своему
виду или модусу: в виде красоты их общий
субъект есть сияние формы, проясняющей
пропорциональные части материи, или разные
материи, или действия; а в виде благородного
он есть то, что пробуждает влечение к
себе».
Мыслители эпохи Возрождения
красоту связывали непосредственно с
Богом, считая даже ее сущностью Бога,
то есть «высшая и первая красота» «есть
сам Бог». При этом по сути оказывалось,
что понятие Бога покрывалось (снималось)
понятием природы, с утверждением пантеизма,
или красоты, или любви, к чему мы приходим
в условиях Ренессанса в России, правда,
ныне наблюдая ее закат, с повсеместным
обращением, что не меняет сути ренессансных
явлений и представлений.
Именно любовь и красота оказываются
исходными понятиями в развитии человеческой
цивилизации и культуры. А то, что их связывало,
боги или Бог исчезают в сиянии света,
света физического и духовного, о чем догадывались
ренессансные мыслители.
Спускаясь с запредельных эмпирей
с Богом и ангелами, наш мыслитель, ссылаясь
на Дионисия Ареопагита, продолжает: «Движение
всего чувственного совершается от красоты
и к красоте, таково движение всякого роста,
всех положений, образов жизни, чувств,
души, природы, малости, величия, всех пропорций,
смесей, свойств и всего вообще.
Все, что существует, существует
благодаря красоте и добру и через красоту
и добро, к красоте и добру сводится; и
все, что живет и возникает, по причине
добра и красоты и живет и возникает».
Это же эстетика пантеизма,
или эстетика развития флоры и фауны на
Земле и человеческой цивилизации и культуры
в продуктивные эпохи, с преодолением
мистицизма и суеверий, войн и упадка.
«Обратим и мы внимание на то,
что, когда нашими более духовными чувствами,
то есть зрением и слухом, мы постигаем
высшую ступень красоты, наш разумный
дух волнуется восхищением, его силы пробуждаются
и он в разумном порыве устремляется к
прекрасному, едва прикоснувшись к нему
чувством, как человек, ощутивший кончиком
языка сладкое, движим желанием напитаться
им».
Мыслитель описывает по сути
ситуацию, памятную нам с детства и юности,
когда проявления добра и красоты в жизни
вызывали у нас волнение и восхищение.
Ведь чувство прекрасного, способность
суждения о красоте присущи человеку,
разумеется, при его нормальном развитии.
«Люди говорят: прекрасна эта
вот округлая фигура, прекрасна эта роза,
прекрасен тот кипарис, прекрасен этот
вот напев. Ясно, что если судья, которым
тут является ум, не имел в себе идеи прекрасного,
свернуто содержащей всякую чувственную
красоту, он не мог бы судить о прекрасных
вещах, утверждая, что это вот прекрасно,
а то – прекраснее.
Таким образом, ум есть некая
универсальная красота или идея идей,
тогда как отдельные идеи или виды – это
по-разному определенные красоты».
«Красота невинности, чистоты,
юности, мужества, целомудрия, доблести
и так далее, всего в отдельности, - это
не путаные и разрозненные области, но
прекрасные и упорядоченные в небесном
царстве».
«Небесное царство» у мыслителя
оказывается царством красоты. Поскольку
нас интересует исхождение всего прекрасного
в нашу земную жизнь, царство красоты на
земле, мы ее и находим, как древние греки
воспринимали действительность как прекрасную
действительность.
«Любовь есть последняя цель
красоты; красота хочет быть любима».
Это воззрение неоплатонизма,
что особенно подробно рассматривает
Марсилио Фичино в «Комментариях к «Пиру»
Платона, в диалогах, которые еще называются
просто «О любви».
Кузанский продолжает предыдущий
афоризм, поднимаясь в эмпиреи:
«Бог есть сама красота, поэтому
он хочет быть любим».
Это уже чисто христианская
мистика, постижение которой возможно
лишь при определенных условиях, о чем
тут же добавляет мыслитель:
«Но только красота его, самого
по себе достойного любви, есть благодать;
и поэтому абсолютную красоту не увидит
никто без благодати».
Значит, никто ее не увидит,
здесь пределы религиозной мысли. Но нас-то
занимает красота на земле и любовь, как
и художников эпохи Возрождения. Интуиции
и диалектика мыслителя вполне раскрывают
то состояние души, прежде всего юной души,
и ее восприятие всего доброго и прекрасного
в жизни, с ее стремлением к красоте во
всех ее проявлениях и прежде всего в женской
красоте, что и есть любовь.
Здесь сфера ренессансной философии,
как ни удивительно, смыкается с моими
первоначальными впечатлениями от природы
и Вселенной, от преданий простонародной
старины и новой жизни, с дальнейшими постижениями
в русле классического образования и моего
призвания. Но об этом позже, в итоге нашего
восхождения к вершинам человеческой
мысли и культуры.
В разработке учения Платона
о любви и красоте решающую роль сыграл
Марсилио Фичино (1433-1499), основатель Флорентийской
Академии, которого всячески поддерживало
семейство Медичи. Переводчик Платона,
он написал обширный «Комментарий на «Пир»
Платона», получивший название «О любви».
В трактате, в рассуждениях различных
участников диалогов на банкете в честь
дня рождения Платона 7 ноября, речь идет
и об идее дружбы Аристотеля, и о космической
любви Прокла, и о христианской идее каритас,
и о куртуазной любви, с возрождением и
разработкой учения Платона о любви и
красоте.
Приведу здесь отрывок из высказываний
одного из участников диалогов, который
прояснивает о чем речь.
«Когда мы говорим о любви, ее
надо понимать как желание красоты [стремление
к красоте], ибо в этом заключается определение
любви у всех философов.
Красота же является некоей
гармонией, которая рождается по большей
части от сочетания как можно большего
количества частей. По природе своей она
трояка. Ведь гармония в душах возникает
от сочетания многих добродетелей; в телах
гармония рождается из согласия красок
и линий; величайшая же гармония в звуках
– из согласия множества голосов.
Итак, красота трояка – красота
душ, тел и голосов. Красота душ постигается
умом; тел – воспринимается зрением; голосов
– только слухом.
И так как, следовательно, мы
можем наслаждаться красотой только посредством
ума, зрения и слуха, любовь же есть желание
наслаждаться красотой – то любовь всегда
довольствуется умом, зрением и слухом.
Зачем же тогда обоняние? Зачем
необходимы осязание и вкус? Эти чувства
воспринимают запахи, вкусовые ощущения,
тепло, холод, мягкость и твердость и им
подобное. Ни в одном из этих качеств не
заключена человеческая красота, так как
они являются простыми формами. Красота
же человеческого тела может быть найдена
в согласовании различных членов. Эрот
рассматривает плод красоты как ее предел.
Она имеет отношение только к уму, зрению
и слуху.
Итак, Эрот ограничивается этими
тремя чувствами; влечение же, которого
ищут иные чувства, называется не любовью,
а бешенством и распутством».
Здесь налицо ограничение Эроса
как космического, природного, животного
начал от Эроса в чисто человеческом плане,
то есть от любви как человеческой любви,
в чем проступает, с выделением человека
в центр мира, вместо Бога, и от мира животных,
гуманизм; в человеке подчеркивается как
свойство его природы – человечность,
с его умом, зрением и слухом как чисто
человеческими чувствами, которые развились
у него с переживанием любви как стремление
к красоте.
«Далее, если Эрот стремится
к красоте человека, а красота человеческого
тела заключена в некоей согласованности,
которая есть соразмерность, то только
то, что соразмерно, скромно и пристойно,
вызвает любовь.
Поэтому Эрот не только не желает
наслаждений вкуса и осязания, которые
до такой степени страстны и неистовы,
что выводят разум из равновесия и смущают
человека, - но ненавидит их и гонит прочь,
так как они по причине разнузданности
противоположны красоте».
Красота становится мерой и
нравственности. Красота и необузданные
страсти, красота и порок несовместимы.
Такова платоническая любовь, отнюдь не
в его идеальности, далекой от жизни, а
в соразмерности и созвучности ее с красотой,
что в жизни чаще и бывает, чем проявления
порока.
«Плотское неистовство склоняет
к разнузданности и поэтому к несогласию.
Поэтому оно склоняет к безобразию, любовь
же – к красоте».
Очистив таким образом понятие
любви, устремленной к красоте, Фичино
устами одного из участников диалогов
заявляет: «Из этого и следует, что благородна
всякая любовь и праведен всякий влюбленный.
Ибо прекрасна и достойна всякая любовь,
и достойное избирается прежде всего предметом
любви. Непристойная же страсть, влекущая
нас к распутству, коль скоро склоняет
нас к гнусности, подчиняется враждебной
любви».
По сути, можно добавить, исходя
из современных реалий, склоняет, вместо
любви, к насилию и к вражде.
«Итак, вернемся к пользе Эрота:
стыд, удерживающий нас от позорных поступков,
и страстное желание славы, которое пылких
подвигает на достойные деяния, легче
и быстрее всего возникает от Эрота. Так
как, во-первых, Эрот, который всегда стремится
к прекрасному и всегда желает скромного
и великолепного и не терпит безобразного,
по необходимости гонит прочь позорное
и отвратительное.
Далее, если двое взаимно любят
друг друга, они наблюдают один другого
и стремятся понравиться друг другу. А
наблюдая друг друга и не оставаясь благодаря
этому без свидетеля, они воздерживаются
от позорных поступков. Желая же понравиться
друг другу, устремляются со всем пылом
страсти к великолепным деяниям, дабы
не вызвать презрения со стороны любимого,
но оказаться достойным ответной любви».