Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:50, реферат
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов
укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить
животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные,
как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь
есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более
того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная,
как бы прирожденная человеческой душе».
Всякая любовь является любовью к конкретным, данным в чувстве вещам. Любви к
абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует.
О смысле любви .....................3
Детство человеческой любви ..............4
Любовь в Античной Греции ................6
Тема любви в философской культуре Нового времени .....9
Любовь как способ существования человека ..........11
Список литературы .................14
Реферат: Философия любви
План
О смысле любви .....................3
Детство человеческой любви ..............4
Любовь в Античной Греции ................6
Тема любви в философской культуре Нового времени .....9
Любовь как способ существования человека ..........11
Список литературы .................14
Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он
неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни
действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек –
центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее
широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.
О смысле любви
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов
укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить
животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные,
как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь
есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более
того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная,
как бы прирожденная человеческой душе».
Всякая любовь является любовью к конкретным, данным в чувстве вещам. Любви к
абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует. «Мыслимое,—
категорично утверждает Гегель,— не может быть любимым». Любовь к ближнему —
это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к добру — любовь
к конкретным его проявлениям, тем поступкам, в которых оно находит свое
выражение, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые несут в себе
красоту, но не любовь к «красоте вообще». Нельзя любить «человечество», как
нельзя любить «человека вообще», можно любить только данного, отдельного,
индивидуального человека во всей его конкретности.
Особо следует подчеркнуть такую черту любви, как ее универсальность: каждый
человек находит, в конце концов, свою любовь и каждый является или со
временем станет объектом чьей-то любви. Красив человек или безобразен, молод
или не очень, богат или беден, он всегда мечтает о любви и ищет ее. Причина
этого проста: любовь — главный и доступный каждому способ самоутверждения и
укоренения в жизни, которая без любви неполнокровна и неполноценна. В ранней
молодости настойчиво ищут, прежде всего, эротическую любовь, позднее приходит
любовь к детям или к Богу, прекрасному или к своей профессии и т. д. Любовь
может вспыхивать и гаснуть, одна любовь может замещаться или вытесняться
другой, но человек всегда или любит, или надеется полюбить, или живет
воспоминаниями о былой любви.
Детство человеческой любви
Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь — вынес ли ее человек
из животного царства, или она появилась позднее. Многие считают, что любовь
родилась позже своих собратьев — ненависти, зависти, дружелюбия,
материнского чувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком,
наверно, не знали никакой любви. Исследователи древности говорят, что ее не
было даже тогда, когда стало возникать единобрачие. Исходя из работ таких
исследователей — Моргана и Бахофена,— Энгельс писал: «До средних веков не
могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что
физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п.
пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для
мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали
в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной половой любви еще
бесконечно далеко».
Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви не
было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Эрос
античности — так называют они любовь того времени, и это ходячий взгляд,
который многие считают аксиомой. Вряд ли, конечно, верно, что в древности не
было настоящей любви. О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах
Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились
даже теории духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. А греческие боги
любви? В свите богини любви Афродиты было много богов — покровителей любви.
Один из них олицетворял собой начало и конец любви (у Эрота была стрела,
рождающая любовь, и стрела, гасящая ее), другой — плотские вожделения
(Гимэрот), третий — ответную любовь (Антэрот), четвертый — страстное желание
(Поф), пятый — любовные уговоры (богиня Пейто), шестой — брак (Гименей),
седьмой — роды (Илифия). И раз были боги любви и даже теории любви, то откуда
же они брались, если не из любви?
При древних храмах жили тогда жрицы любви, их почитали, а любовь
обожествлялась как таинственная сила. Конечно, это еще простой эрос,
телесный, лишенный духовности. Но уже и в те времена людям ясно было, что
этот эрос не просто животное чувство, - он очеловечивает человека. С ходом
времени менялись люди, другим делался уклад их жизни, их психология. И
наверно, нельзя выводить общие для всех эпох античности правила, думать,
что любовь была в них одинаковой, равной самой себе.
Любовь ранней античности вполне, видимо, можно назвать античным эросом. Это
как бы предлюбовь, в ней еще много обще природного, одинакового для человека
и других живых существ. Телесные (хотя уже и одухотворенные) тяготения,
плотские желания – таким и был, видимо, ранний эрос античности. Не раз
говорится в мифах о том, что боги принимали облик других людей, чтобы под их
видом явиться к возлюбленным.
Интересно, что любовь появляется во времена, когда женщина попадает под
господство мужчины. Можно было бы подумать, что любовь возникла в истории как
психологическое возмещение за женское рабство: подчинив женщину, мужчина сам
попал к ней в плен. Но это внешний подход — и очень однолинейный. Можно
предположить, что похожие нравы царили в начальные времена варварского
патриархата. Любовь не выдержала этого психологического ледникового периода и
погибла. И лишь спустя долгие тысячелетия, когда отношения мужчины и женщины
начали смягчаться, любовь стала рождаться снова. Личность начинает
обособляться от общества, начинает все больше осознавать свои отдельные,
частные интересы, все больше выдвигать их на первый план. И вместе с этим
обособлением резко углубляется и любовь, она как бы выдвигается вперед,
попадает под увеличительное стекло, и постижение ее ценностей делается куда
более глубоким и разветвленным.
Именно тогда появляется ощущение исключительности любви, ее несравнимости с
другими чувствами. То и дело говорят поэты, что любовь – центр жизни, самое
главное в ней, что она сильнее всего на свете – сильнее уз крови, сильнее
даже инстинкта жизни. Поэтому в античной поэзии начинает звучать нота
нескончаемости любовного чувства
С ходом цивилизации все больше распадается древний синкретизм, все дальше
уходят времена, когда духовность еще не вышла из лона телесности. Теперь она
часто уже самостоятельна, независима, уже существует сама по себе. Любовь все
больше пронизывается духовными тяготеньями, и это видно не только в лирике, и
в позднеантичном романе. Для древних любовь — смесь меда и яда, и недаром их
трагедия с таким страхом писала о ней. Вместе с появлением любви резко
выросли не только радости жизни, но и — пожалуй, еще больше — ее горести, ее
боль, тревога. Любовь — огромный психологический усилитель восприятия, и она
увеличивает в глазах людей и счастье и несчастье, и, может быть, несчастье
даже больше, чем счастье. И поэтому так много горя и боли в античной драме, в
античной лирике, да и вообще у поэтов всех других эпох — от Петрарки до Блока
и Маяковского.
Входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй ее ценностей. Это
совершенно новый стимул среди стимулов человеческого поведения, и,
появляясь, он бросает свой отсвет на все другие стимулы, смещает их
равновесие, резко меняет пропорции. Простота человеческой жизни теперь
пропадает, рождение любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь, лишает
ее былой ясности и цельности. Конечно, в разные времена и у разных людей это
выглядит по-разному. Но ясно одно — и это давным-давно стало понятно людям:
любовь приносит человечеству не только свет, но и мрак, она не только
поднимает, но и гнетет человека.
Любовь в Античной Греции
Древние греки различали несколько видов любви.
Это, прежде всего, конечно, Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или эрос,—
любовь-страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь. Древние
греки так и говорили: «эротоманиа» — «безумная (безрассудная) любовь». Был
глагол «эреоманео» — «быть безумным от любви».
Эрос — главным образом половая любовь. Отсюда «эротикэ» — искусство любви.
Более спокойна «филиа». Существительное «филиа» имеет свой глагол — «филео» —
«я люблю» («филео су» — «я люблю тебя»), У этой любви больший спектр
значений, чем у эроса. Такой любовью сложно любить многоразличное. Это, кроме
того, не только любовь, но и дружба. Поэтому эротическая любовь — лишь один
из видов «филии».
Любовь как высшая степень хорошего эмоционального отношения «я» к «не-я»
колеблется между себялюбием, где «не-я» — это «я», и «друголюбием», любовью
к «не-я», за которой, однако, может скрываться опосредованное себялюбие,
когда предмет любви («филэтон») сводится лишь к объекту и к средству
удовлетворения себялюбия, а не рассматривается как нечто самоценное, как
нечто даже более ценное, чем «я». Любовь в первом смысле — любовь
потребительская. Это не настоящая любовь. Только вторая, самоотверженная,
любовь истинная. Гегель не зря сказал, что настоящая любовь — это обретение
самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом. Настоящая
любовь самоотверженна. Она включает в себя и элемент жалости и сострадания к
предмету любви.
«Филиа» — это не столько любовь, сколько влюбчивость («филерастиа»).
Остальные виды «филии»: любовь к отцу («филопатор» — «любящий своего отца»),
любовь к матери («филомэтор» — «любящий свою мать»), любовь к детям
(«филопайс» — «детолюбивый»), любовь к братьям и сестрам («филадельфиа», от
«адельфос» — «брат» и «адельфэ» — «сестра»), любовь к своим товарищам
(«филетайриа»), к друзьям («филофилиа»), вообще дружелюбие («филофронэсис»),
любовь к своему родному городу («филополи»), к своим согражданам
(«филополитэс» — «любящий
(«филопатриа»), любовь к своей родине — Греции, преданность ей («филеллэн» —
любящий Грецию, Элладу), любовь к народу («филодэмос» — «народолюбивый»),
любовь к человеку («филантропиа», отсюда «филантропия»). «Филиа» — любовь к
наслаждению («филэдониа»), к славе («филендоксиа»), к власти («филархиа»).
Это любовь к свободе («филелеутерон»), но любви к несвободе, к рабству у
древних греков не было, хотя было «филотюраннос» — «стоящий на стороне
тиранов, приверженец тирании». «Филиа» — любовь к прекрасному, («филокалиа»)
— любви к безобразному не было; любовь к добродетели, к добру, к доброте
(«филагатос»), но возможно и стремление к пороку («филопонэрос» —
«тяготеющий к пороку» в отличие от «филаретос» — «любящий добродетель»).
«Филиа» — любовь к правде, к истине («филалетейа»), но возможна и любовь ко
лжи («филопсеустиа»). «Филиа» — любовь к деятельности («филергиа»), труду
(«филопониа»), к земледелию («филогеоргиа»), к искусствам, ремеслам
(«филотехниа»), любовь к музам, т. е. также любовь к наукам и искусствам
(«филомусиа»). Это также любовь к богатству («филоплутиа»), жадность к
деньгам («филохрэматиа»), страсть к наживе, корыстолюбие («филкердейа»).
«Филиа» — любовь к общению («филокойнос» — «любящий общение») и любовь к
одиночеству («филеремос» — «любящий одиночество»). «Филиа» — любовь к своему
телу, т. е. тщательный уход за телом («филосоматон»), любовь к самому себе
(«филоаутос»), любовь к своей душе, к своей жизни («филопсюхиа» и
«филодзойа»), однако это осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая
привязанность к жизни, как источник трусости и рабства.
Кроме «эроса» и «филиа» были у эллинов и другие термины, обозначающие любовь.
Это производные от «филии» термины: «филосторгиа» — «нежная любовь, горячая
привязанность», «филотэс» — «дружба, привязанность, любовь». Еще более
мягкой, чем «филиа», любовью является, возможно, «агапэсис» — любовь-
влечение. Во времена вечерней зари языческой культуры и утренней зари
христианской эта любовь приняла форму «агапэ» — новозаветной любви (агапы —
братские трапезы у ранних христиан).
Мифология — антропоморфична. В мифологии люди, не зная законов природы,
подлинных причинно-следственных отношений в мире, объясняли явления
поверхностно, связывая их ассоциативно, по аналогии со своими отношениями и
свойствами. Была мифологизирована и обожествлена и любовь. В Древней Греции
она мифологически была представлена в образах нескольких мифологических
существ. Это, прежде всего Афродита и Эрот (в Риме соответственно Венера и
Амур).
Афродита — богиня любви и красоты. Ей приписывалась большая роль. Ей
подчинено почти все живое. Афродита даже сводит богов с женщинами, а богинь —
с мужчинами.
Имел свой мифологический образ и эрос. Это Эрот — сын Афродиты (по некоторым
версиям, Артемиды, изменившей своей девственности). Тот хорошенький,
шаловливый и безжалостный мальчик с крылышками, с луком и стрелами любви,