Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:50, реферат
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов
укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить
животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные,
как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь
есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более
того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная,
как бы прирожденная человеческой душе».
Всякая любовь является любовью к конкретным, данным в чувстве вещам. Любви к
абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует.
О смысле любви .....................3
Детство человеческой любви ..............4
Любовь в Античной Греции ................6
Тема любви в философской культуре Нового времени .....9
Любовь как способ существования человека ..........11
Список литературы .................14
которые он по своему капризу пускает то в богов, то в людей,— плод
эллинистического искусства, вначале же Эрота изображали в виде
необработанной каменной глыбы.
Среди видов «филии» была и любовь к познанию. Это «филоматейа» — «любовь к
знанию, любознательность» («матэма» — «знание, учение, наука», отсюда
математика), «филологиа» — «любовь к ученым беседам, занятиям», отсюда
филология (однако «логос» означал не всякое слово, а только ученое, разумное,
отсюда и иной смысл термина «филологиа», чем это принято теперь),
«филопеустиа» — «пытливость, любопытство» наконец, «философиа» — «любовь к
знанию, любознательность; исследование, учение, наука; любовь к мудрости,
философия; философское учение». Глагол «философео» означал «любить знания,
быть любознательным, мудро рассуждать...», а существительное «философос»
«образованный, просвещенный человек, ученый, любитель мудрости...».
Философия, возникнув из мифологического мировоззрения под влиянием окрепшего
в самой жизни, а также в сферах специального знания интеллекта, логоса (логос
нельзя отождествлять с философией, логос - то, благодаря чему существует
философия), все же смогла до конца изжить антропоморфизм. Им философы как бы
«затыкали дыры» в своих философских системах. Для этого употреблялись и
остающиеся, в сущности, мифологическими образы любви, прежде все Афродиты,
Эроса, Филии. Древнегреческий предфилософ Гесиод, не умея объяснить движущую
силу космогонического процесса, процесса происхождения и развития космоса (а
кто может это объяснить?), находит эту силу в космическом, вселенском эросе.
Сократ доказывает, что любовь к прекрасному — это любовь к своему благу,
любовь к вечному обладанию этим благом, любовь к бессмертию. Но люди
смертны. Та доля бессмертия, которую дали людям бессмертные боги,—
способность к творчеству (а это «все, что вызывает переход из небытия в
бытие»), к рождению («рождение — это та доля бессмертия и вечности, которая
отпущена смертному существу»). Однако стремление к прекрасному имеет и более
высший смысл. Это стремление к идеальному, небесному, точнее говоря,
занебесному миру. Обыватель любит прекрасные вещи, прекрасные тела. Но
философ любит прекрасное само по себе. Оно чисто, прозрачно, беспримесно, не
обременено человеческой плотью, красками и всяким бренным взором, оно
божественно и единообразно. Увидев хоть раз такое прекрасное, человек не
может уже жить прежней жалкой жизнью. Такой человек родит уже не призраки
добродетели, а саму добродетель, не призраки истины, а саму истину... Так,
рассказывает Сократ, сказала мне мудрая Диотима, «и я ей верю. А, веря ей, я
пытаюсь уверить и других, что в стремлении человеческой природы к такому
уделу у нее вряд ли найдется лучший помощник, чем Эрот.
Образ Эрота в философской системе идеалиста Платона. За всеми видами любви: к
родителям, к детям, к женщине, к мужчине, к отечеству, к труду, к
поэтическому и правовому творчеству и т. д. и т. п. должна стоять высшая
любовь — любовь к миру вечных и неизменных идей, к высшему миру добра как
такового, красоты как таковой, истины как таковой. (Это и есть то, что обычно
называют «платонической любовью», неверно понимая под этим несексуальную
любовь мужчины и женщины. Такой любви быть не может, а если и возникают
такие отношения между ними, то это не любовь, а дружба.)
Все же в Древней Греции (и позднее в Риме) любовь ценилась высоко. В «Пире»
содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее
положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит
руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая
родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не
научит их лучше, чем любовь».
Тема любви в философской культуре Нового Времени
В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого интереса
ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля церкви.
«Любовь» возвратила себе статус жизненной философской категории, который она
имела в античности у Эмпедокла и Платона и который был в средние века
заменен на статус религиозно-христианский. Но религиозный оттенок любовного
чувства не исчез совсем, и в этом сыграло свою роль то, что возрожденный во
Флорентийской академии XV в. неоплатонизм изначально был проникнут
настроением благочестия. Но ренессансное миросозерцание упорно стремилось
освободиться от гнета церкви, и в давнем противопоставлении любви «земной»
и любви «небесной» земная громко заявила о своих правах, отстаивая их со все
большей решительностью.
В философских построениях флорентийского неоплатоника XV в. Марсилио Фичино,
не отличавшегося ни отменным здоровьем, ни буйством темперамента, все-таки
поставлены в центр мировоззрения не божественные сюжеты, но человек, который
полон сил и в гармоничном мироустройстве соединен со всеми прочими частями
космоса могучими связями любви. М. Фичино указывает на три основных вида
любви, которым присуще значительное внутреннее различие: любовь равных
существ к равным, низших к высшим и высших к низшим. В третьем случае любовь
выражается в умиленном опекунстве, во втором — в благодарном почитании, а в
первом составляет основу всепроникающего гуманизма.
Но наивысшего пафоса ренессансное представление о сущности и значении любви
достигло, пожалуй, в философском учении Джордано Бруно (1548— 1600). В
диалоге Бруно «О героическом энтузиазме» любовь предстает как отличная в
принципе от «нерационального порыва, стремления к чему-то звериному и
неразумному», героическая, огненная страсть, окрыляющая человека в его
борьбе и стремлении к познанию великих тайн природы, укрепляющая его в
презрении к страданиям и страху смерти, зовущая на подвиги и сулящая восторг
единения с могучей, неисчерпаемой и бесконечной Природой. «Любовь — это все,
и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все
приписывать». Под пером Джордано Бруно любовь превращается во всепроникающую
космическую силу, которая делает человека непобедимым. Человеком овладевает
горячее желание быть причастным к божественной, в смысле ее величия,
Природе, то есть пребывать в интеллектуальной «любви к Богу (amor dei
intellectualis)».
В XVII в. подули новые ветра... В антитезе к унаследованному от времен
Реформации и Контрреформации и на заре Нового времени далеко еще не
исчезнувшему мистическому пониманию любви как религиозного или религией
окрашенного чувства складываются совсем иные концепции. Рене Декарт в
трактате «Страсти души» (1649) утверждает, что «любовь есть волнение души,
вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться
с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть волнение,
вызванное «духами» и побуждающее душу к отделению от предметов,
представляющихся ей вредными».
Апогей гуманистического толкования любви и ее роли в жизни человечества в
периоды немецкого Просвещения и литературного движения «Буря и натиск» был
достигнут в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте. Любовь чувственная и
трагическая, возвышенная и надуманная, искренняя и недоверчивая,
прекраснодушная и легкомысленная — все эти и другие ее оттенки и изгибы
живописует поэт, демонстрируя неисчерпаемую палитру состояний человеческих
душ в разные эпохи, у разных народов и в разных жизненных коллизиях, в
широчайшем диапазоне времени и пространства (например, «Книга любви» в
лирическом «Западно-восточном диване», «Трилогия страсти»). Любовь формирует
личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество, делая ее способной идти
наперекор всему, даже собственной жизни (роман «Страдания молодого
Вертера»), бросая вызов ханжеству и предрассудкам (роман «Избирательное
сродство»), губит в своей роковой судьбе (драма «Мария Стюарт»), но и спасает
и очищает (трагедия «Фауст»).
Любовь как способ существования человека.
Согласно Ницше, любовь всегда эгоистична, альтруизм невозможен, его
соучастие в любви противоестественно. В этом смысле любовь и мораль исключают
друг друга, любовь оказывается «по ту сторону добра и зла». Если
одухотворенность и возможна в любви, то это лишь одухотворенность
чувственности в смысле ее острой осознанности, «пронзительности». Так как
любовь есть способ самоутверждения Воли, то она проявляет себя не только как
любовь к существу противоположного пола, но и как любовь к жизни вообще и
любовь к власти особенно. Но эти два последние измерения присутствуют и в
половой любви как стремление к преодолению налично существующего, как желание
победить партнера в любви, сломать его и подчинить себе. Преодолеть
существующее — значит преодолеть и свое прежнее существование: любовь
способствует жизненному творчеству, но также и отрицанию уже существующей
жизни, так что она оказывается преамбулой смерти, вводит на ее порог.
Страсть любить, отмечает в книге «Искусство любить» американский социолог Э.
Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных,
жизнеутверждающих влечений. «Любовь – единственный утвердительный ответ на
вопрос о проблеме существования человека». Однако, продолжает он, большая
часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания,
самопознания и решимости. Любовь вообще – это искусство, требующее опыта и
умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать.
Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению
Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с
позиции «как быть любимым», но не «как любить», не с позиции возможности
любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности
любить; 3) смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в
результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в
то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние,
надо осознать, что любовь – искусство (равно как человеческая жизнь вообще),
что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя
сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и
женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее
проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того,
любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником
энергии. «Любовь становится более плодотворной от наших внутренних
переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях
души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из
любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь – это условие, чтобы
названные движения души проявились». Поэтому в каждую эпоху выделились разные
виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления,
расположив их по мере значимости и смыслу.
Любовь – и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни – одна из немногих
сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную
незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека
можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни
индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению
со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и
непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может
прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования
другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь
помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее,
положительное, ценное.
И, наконец, любовь – это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не
может заставить любить – ни другого, ни самого себя. Любовь – дело
собственной инициативы, она основа самой себя.
Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: «Любовь – и именно любовь,
а не общее состояние души любящего – есть чистый акт чувств, направленный на
какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из чувственных проявлений
памяти, любовь сама по себе отлична от всех составных памяти: любить – это не
соотносить, наблюдать, думать, вспоминать, представлять; с другой стороны,
любовь отлична и от влечения, с которым она зачастую смешивается. Без
сомнения, влечение – одно из проявлений любви, но сама любовь не есть
влечение. Наша любовь – в основе всех наших влечений, которые, как из семени,
вырастают из нее».
Любовь всегда означает новое видение: с приходом любви и ее предмет, и все
его окружение начинают восприниматься совершенно иначе, чем раньше. Это
выглядит так, как если бы человек в один момент был перенесен на другую
планету, где многие объекты ему незнакомы, а известные видны в ином свете.
Новое видение, сообщаемое любовью, это, прежде всего видение в ауре, в модусе
очарования. Оно придает объекту любви особый способ существования, при
котором возникает ощущение уникальности этого объекта, его подлинности и
незаменимости. Любовь, создающая ореол вокруг любимого объекта, сообщает ему
святость и внушает благоговение. О том, сколь сильным может быть
благоговение, говорит, к примеру, то, что даже самые уродливые изображения
богоматери находили себе почитателей, и даже более многочисленных, чем
хорошие изображения.