Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 23:47, контрольная работа
1. Социально-экономические условия, теоретические и естественно-научные предпосылки формирования марксизма.
2. Соединение диалектики и материализма как теоретическая основа марксизма.
3. Социальная доктрина марксизма. Материалистическое понимание истории.
Естественно научные предпосылки и теоретические источники |
О философии |
Возникновение марксистской
философии было подготовлено и всем ходом
развития естественнонаучной и философской
мысли. Естествознание в XIX веке развивается
необычайно быстро. Оно уже перестает
быть наукой, собирающей факты, исследующей
отдельные вещи, а превращается в теоретическую
пауку, пытающуюся объяснить эти факты,
установить связь между ними. На смену
метафизике в естествознание приходят
диалектические идеи единства и исторического
развития мира. Первую брешь в метафизическом
воззрении на природу пробил немецкий
философ И. Кант (1724—1804), который своей
космогонической гипотезой показал, что
Земля и Солнечная система не вечны, а
результат длительного развития материи.
Позднее возникает геология, раскрывающая
историю развития земной коры, бурно развиваются
физика, химия, биология и другие науки.
Особенно большое значение в формировании
и обосновании диалектико-материалистических
взглядов на природу имели три великих
открытия в естествознании: открытие закона
сохранения и превращения энергии, учение
о клеточном строении живых организмов
и эволюционная теория Дарвина. Закон
сохранения и превращения энергии, открытие
которого является результатом усилий
нашего великого соотечественника Ломоносова,
немецкого ученого Майера и английского
физика Джоуля, представляет убедительное
свидетельство материального единства
мира, вечности и неуничтожимости материи
и движения. Вместе с тем этот закон говорит
и о том, что материя и движение качественно
многообразны, изменчивы и способны превращаться
из одних форм в другие. Учение о клеточном
строении живой ткани, созданное русским
ботаником Горяниновым, чешским биологом
Пуркинье, немецкими учеными Шлейденом
и Шванном, показало, что основой всякого
более или менее сложного организма является
материальное начало — клетка. Показав,
что клетка способна к изменению, они открыли
путь к правильному пониманию развития
организмов. Великий английский естествоиспытатель
Ч. Дарвин, создав эволюционную теорию,
положил, как отмечает В. И. Ленин, конец
воззрению на виды растений и животных
как на случайные, ничем не связанные,
богом созданные и неизменяемые. Дарвин
научно доказал, что сложные, высшие организмы
образовались из простых, низших, причем
не по воле бога, а в силу действия законов
естественного отбора, присущих самой
природе. Он показал также, что и человек
— продукт природы, результат длительной
эволюции живой материи. Этим самым была
подтверждена основная идея диалектики
— идея развития, перехода от низшего
к высшему, от простого к сложному. |
Диалектический материализм, философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Д. м. — высшая форма современного материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.
Возникновение и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистического объяснения истории. Основоположники Д. м. — К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, создали качественно новое мировоззрение, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики рабочего революционного движения. Они разрабатывали Д. м. в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.
Непосредственными идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политические учения конца 18 — 1-й половины 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистическую диалектику Гегеля и предшествующий философский материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революционные моменты — идею развития и противоречие как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором диалектика стихийно пробивала себе дорогу.
Сущность и основные черты революционного переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики в развитии людей, их сознания, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики. "Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 264).
Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять основополагающую роль практики в общественном бытии и познании мира, материалистически разрешить вопрос об активной роли сознания. "... Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422). Марксизм рассматривает общественное бытие не только в форме объекта, противостоящего человеку, но и субъективно, в форме конкретно-исторической практической деятельности человека. Тем самым марксизм преодолел абстрактную созерцательность предшествующего материализма, который недооценивал активную роль субъекта, тогда как идеализм абсолютировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир.
Марксизм теоретически обосновал и практически осуществил сознательное соединение теории и практики. Выводя теорию из практики, он подчинил её интересам революционного преобразования мира. Таков смысл знаменитого одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (там же, т. 3, с. 4). Строго научное предвидение будущего и ориентация человечества на его достижение — характерные черты философии марксизма-ленинизма.
Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих философских систем заключается в том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе исторической практики народных масс. "Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие..." (Маркс К., там же, т. 1, с. 428). Философия ориентировала рабочий класс на революционное преобразование общества, на создание нового, коммунистического общества.
В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, главным образом в его пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различных странах: в Германии — Ф. Мерингом, во Франции — П. Лафаргом, в Италии — А. Лабриолой, в России — Г. В. Плехановым, который с большим талантом и блеском критиковал идеализм и философский ревизионизм. Философские труды Плеханова конца 19 и начала 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей международной философской литературе марксизма.
Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Д. м. были у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социалистической революции, учения о диктатуре пролетариата, о революционной партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о социалистическом государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.