Философия марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

1. Социально-экономические условия, теоретические и естественно-научные предпосылки формирования марксизма.
2. Соединение диалектики и материализма как теоретическая основа марксизма.
3. Социальная доктрина марксизма. Материалистическое понимание истории.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.91 Кб (Скачать файл)

Тема 12. Философия марксизма.

1. Социально-экономические условия, теоретические и естественно-научные предпосылки формирования марксизма.

2. Соединение диалектики и материализма как теоретическая основа марксизма.

3. Социальная  доктрина марксизма. Материалистическое  понимание истории.

 

Литература

  1. Маркс К. Социология / К. Маркс. М., 2000. 

  1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

  1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

  1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

  1. Ленин В.И. Карл Маркс / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т.26.

  1. Готфрид П. Странная смерть марксизма / П. Готфрид. М., 2009. 

  1. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т.18.

  1. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма / Т.И. Ойзерман. М., 1974.

  1. Западная философия XIX века / под ред. А. Ф. Зотова. М., 2005. 

  1. Меринг Ф. Карл Маркс / Ф. Меринг. М., 1991.

  1. Марксизм: pro и contra. М., 1992.

  1. Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. М., 2005.

  1.  Орлов С.В. История философии / С.В. Орлов. СПб., 2008.

  1. История мировой философии / ред. В.Д. Губин. М., 2008.

  1. История философии / под ред. В.В.Васильева. М., 2008.

  1. Основы философии / под ред. А.С. Борщова. Саратов, 2008.

 

 

Социально-экономические и политические предпосылки возникновения марксизма

 
Развитие мировой истории является живым и наглядным подтверждением правоты марксистского учения. Развернутое строительство коммунизма в нашей стране, успешное строительство социализма в странах народной демократии — убедительное доказательство жизненности марксизма, правоты его учения о неизбежном крушении капитализма и смене его коммунизмом. 
 
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. как обобщение опыта мирового революционного движения. Капитализм к этому времени уже обнажил свои противоречия, борьба между трудом и капиталом обострилась. Пролетариат выступил в ряде стран на историческую арену в качестве самостоятельной силы: во Франции в 1831 г. и 1834 г. имели место восстания лионских ткачей, требования которых объективно были направлены против капиталистической системы; в Англии в 30-х годах началось движение чартистов, выражавшее интересы пролетариата. 
 
В первой половине XIX столетия капитализм начал развиваться и в Германии, хотя все еще сохранявшиеся здесь феодальные отношения задерживали это развитие. Затянувшееся господство феодальных отношений придавало особую остроту всем противоречиям -- противоречия феодализма переплетались с противоречиями, возникавшими на почве нарождающегося капитализма. В этих условиях немецкий пролетариат начал свою борьбу против капитализма. Ярчайшим взрывом противоречий было восстание силезских ткачей в 1844 г., которое показало, что немецкий рабочий класс вышел на арену политической борьбы и стал самостоятельной силой. 
 
Маркс очень высоко оценил значение силезского восстания: «ни одно из французских и английских рабочих восстаний не имело столь теоретического и сознательного характера, как восстание силезских ткачей... Силезское восстание, — писал он, — начинает как раз тем, чем французские и английские рабочие восстания кончают, — тем именно, что осознается сущность пролетариата». 
 
Накал противоречий в Германии 40-х годов вызвал перемещение центра революционного движения в Германию. Здесь складывалась напряженная революционная ситуация и назревала буржуазно-демократическая революция. Последней (как писали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии») предстояло совершиться при гораздо более прогрессивных условиях, с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII в, или во Франции XVIII в. «...Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции». 
Совокупность этих обстоятельств и определила то, что марксизм возник именно в 40-х годах и именно в Германии.  1. Общее понятие марксистской философии.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Естественно научные предпосылки и теоретические источники

О философии

Возникновение марксистской философии было подготовлено и всем ходом развития естественнонаучной и философской мысли. Естествознание в XIX веке развивается необычайно быстро. Оно уже перестает быть наукой, собирающей факты, исследующей отдельные вещи, а превращается в теоретическую пауку, пытающуюся объяснить эти факты, установить связь между ними. На смену метафизике в естествознание приходят диалектические идеи единства и исторического развития мира. Первую брешь в метафизическом воззрении на природу пробил немецкий философ И. Кант (1724—1804), который своей космогонической гипотезой показал, что Земля и Солнечная система не вечны, а результат длительного развития материи. Позднее возникает геология, раскрывающая историю развития земной коры, бурно развиваются физика, химия, биология и другие науки. Особенно большое значение в формировании и обосновании диалектико-материалистических взглядов на природу имели три великих открытия в естествознании: открытие закона сохранения и превращения энергии, учение о клеточном строении живых организмов и эволюционная теория Дарвина. Закон сохранения и превращения энергии, открытие которого является результатом усилий нашего великого соотечественника Ломоносова, немецкого ученого Майера и английского физика Джоуля, представляет убедительное свидетельство материального единства мира, вечности и неуничтожимости материи и движения. Вместе с тем этот закон говорит и о том, что материя и движение качественно многообразны, изменчивы и способны превращаться из одних форм в другие. Учение о клеточном строении живой ткани, созданное русским ботаником Горяниновым, чешским биологом Пуркинье, немецкими учеными Шлейденом и Шванном, показало, что основой всякого более или менее сложного организма является материальное начало — клетка. Показав, что клетка способна к изменению, они открыли путь к правильному пониманию развития организмов. Великий английский естествоиспытатель Ч. Дарвин, создав эволюционную теорию, положил, как отмечает В. И. Ленин, конец воззрению на виды растений и животных как на случайные, ничем не связанные, богом созданные и неизменяемые. Дарвин научно доказал, что сложные, высшие организмы образовались из простых, низших, причем не по воле бога, а в силу действия законов естественного отбора, присущих самой природе. Он показал также, что и человек — продукт природы, результат длительной эволюции живой материи. Этим самым была подтверждена основная идея диалектики — идея развития, перехода от низшего к высшему, от простого к сложному. 
 
Наряду с достижениями естественных наук большое значение в формировании марксистского мировоззрения имели и успехи философской мысли того времени. Создавая диалектический и исторический материализм, Маркс и Энгельс глубоко изучили историю философии и использовали все то лучшее, что приобрела философская мысль за многие века своего развития. Непосредственным теоретическим источником философии марксизма явилась немецкая классическая философия XIX века, и прежде всего философия Гегеля и Фейербаха. В своем собственном философском и политическом развитии Маркс и Энгельс прошли сложный путь. Не сразу они встали на позиции диалектического материализма. В юности они увлекались идеалистической философией Г. Гегеля (1770—1831), которая в Германии того времени была широко распространена. Гегель был объективным идеалистом. Он ошибочно считал, что мир является результатом активности, творения некоего внечеловеческого, объективно существующего сознания — «абсолютной идеи», «мирового духа». Несмотря на это, Гегель внес серьезный вклад в развитие философской мысли: разработал стройную систему идеалистической диалектики как совокупности логических законов и категорий. Гегель сформулировал основные законы диалектики, по которым развиваются идеи, мысли. Он показал, что развитие идей происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в процессе его совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Гегель дал характеристику основным понятиям (категориям) диалектики, показал их взаимную связь, превращаемость друг в друга. Диалектика и явилась тем положительным, что Маркс и Энгельс взяли из философии Гегеля и, очистив ее от шелухи идеализма, использовали при создании диалектического и исторического материализма. 
 
По своим политическим воззрениям Маркс и Энгельс были в тот период революционными демократами — защитниками интересов всех трудящихся. Резко критикуя прусское помещичье государство, они пришли к выводу, что только государство народа способно быть выразителем интересов трудящегося большинства. Большое влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса оказал материализм Л. Фейербаха (1804—1872). Фейербах был выдающимся материалистом своего времени. Отвергая идеализм и религию, он указывал, что философия не должна замыкаться в рамках чистой мысли, ее дело изучать природу, человека. Природа существует вне человека, она «...существо первое, первичное, непроизводное». Человек же часть природы, продукт ее длительного развития. Сознание, по мнению Фейербаха, не предшествует природе, а лишь отражает, познает ее. Материя, природа познаваемы, они доступны человеку, воспринимаются всеми его органами чувств.


 

 

Диалектический материализм

Диалектический материализм, философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Д. м. — высшая форма современного материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.

Возникновение и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистического объяснения истории. Основоположники Д. м. — К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, создали качественно новое мировоззрение, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики рабочего революционного движения. Они разрабатывали Д. м. в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.

Непосредственными идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политические учения конца 18 — 1-й половины 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистическую диалектику Гегеля и предшествующий философский материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революционные моменты — идею развития и противоречие как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором диалектика стихийно пробивала себе дорогу.

Сущность и основные черты революционного переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики в развитии людей, их сознания, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики. "Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 264).

Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять основополагающую роль практики в общественном бытии и познании мира, материалистически разрешить вопрос об активной роли сознания. "... Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422). Марксизм рассматривает общественное бытие не только в форме объекта, противостоящего человеку, но и субъективно, в форме конкретно-исторической практической деятельности человека. Тем самым марксизм преодолел абстрактную созерцательность предшествующего материализма, который недооценивал активную роль субъекта, тогда как идеализм абсолютировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир.

Марксизм теоретически обосновал и практически осуществил сознательное соединение теории и практики. Выводя теорию из практики, он подчинил её интересам революционного преобразования мира. Таков смысл знаменитого одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (там же, т. 3, с. 4). Строго научное предвидение будущего и ориентация человечества на его достижение — характерные черты философии марксизма-ленинизма.

Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих философских систем заключается в том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе исторической практики народных масс. "Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие..." (Маркс К., там же, т. 1, с. 428). Философия ориентировала рабочий класс на революционное преобразование общества, на создание нового, коммунистического общества.

В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, главным образом в его пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различных странах: в Германии — Ф. Мерингом, во Франции — П. Лафаргом, в Италии — А. Лабриолой, в России — Г. В. Плехановым, который с большим талантом и блеском критиковал идеализм и философский ревизионизм. Философские труды Плеханова конца 19 и начала 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей международной философской литературе марксизма.

Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Д. м. были у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социалистической революции, учения о диктатуре пролетариата, о революционной партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о социалистическом государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.

Информация о работе Философия марксизма