Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 23:47, контрольная работа
1. Социально-экономические условия, теоретические и естественно-научные предпосылки формирования марксизма.
2. Соединение диалектики и материализма как теоретическая основа марксизма.
3. Социальная доктрина марксизма. Материалистическое понимание истории.
Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением диалектического метода к конкретному анализу достижений естествознания. Обобщая новейшие достижения естествознания с точки зрения Д. м., Ленин выяснил причины методологического кризиса в физике и указал пути его преодоления: "Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 324). Развивая Д. м. в борьбе против идеалистических направлений философской мысли, Ленин углубил понимание основных категорий материалистической диалектики и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, философии и общественной практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве его онтологической и гносеологической сторон, подчёркивая, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.
Ленин разработал основные проблемы теории отражения, творчески развил учение марксизма о роли общественной практики в теории познания, подчеркнув, что "точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" (там же, с. 145). Анализируя главные ступени человеческого познания и рассматривая практику как основу процесса познания и как критерий истины, Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
В связи с критикой махизма, стоявшего на позициях субъективного идеализма и релятивизма, Ленин развил дальше марксистское учение об объективной, относительной и абсолютной истине и показал их диалектическую взаимосвязь. В учении Ленина об истине центральное место занимает проблема конкретности истины: "... то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации" (там же, т. 41, с. 136).
Ленин сформулировал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, определил основные принципы диалектической логики. Ленин подчёркивал необходимость критического изучения и диалектической обработки истории человеческой мысли, науки и техники. Исторический метод, согласно Ленину, составляет самую сердцевину Д. м. "Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (a) исторически; (b) лишь в связи с другими; (g) лишь в связи с конкретным опытом истории" (там же, т. 49, с. 329).
В развитии марксистско-ленинского мировоззрения его теоретической основы — Д. м., в борьбе против извращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего движения, в строительство социализма и коммунизма большое значение имеет теоретическая и практическая деятельность коммунистических и рабочих партий. На современном этапе Д. м. представляет собой результат творческой деятельности марксистов многих стран.
Материя и сознание. Как ни многообразны философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Этот вопрос является основным, или высшим вопросом любой философии, в том числе и Д. м. Он коренится в фундаментальных фактах самой жизни, в существовании материальных и духовных явлений и их взаимоотношений. Все философы разделились на два лагеря — материализм и идеализм — в зависимости от того, как они решают этот вопрос: материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания, а идеализм — наоборот. Д. м., исходящий из принципа материалистического монизма, считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение — это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.
Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механические, физические и химические явления, жизнь растений и животных, жизнь общества, человек и его сознание. Но при всём качественном многообразии составляющих мир вещей и процессов — мир един, поскольку всё, что входит в его состав, — лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчинённые некоторым всеобщим законам.
Все составные части материального мира имеют историю своего развития, в ходе которого, например в пределах планеты Земли, совершился переход от неорганической к органической материи (в виде растительного и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.
Материя существовала до появления сознания, обладая в своём "фундаменте" лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения, а на уровне живой организации материя обладает способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом высших животных. С возникновением человеческого общества возникает общественная форма движения материи, носителем которой является человек; как субъект общественной практики он обладает сознанием и самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет своё материальное единство. Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое свойство высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно новое звено в ряду различных свойств материального мира.
Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психическая деятельность вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром через его общественные отношения. Т. о., за пределами гносеологии сознание не противостоит материи и "различие идеального от материального... не безусловно, не überschwenglich (чрезмерно. — Ред.)", (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов — идеально. Идеальное же — это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира.
В противоположность агностицизму
Теория познания. Исходными моментами теории познания Д. м. являются материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания общественной практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно-исторических условиях общественной жизни. Практика — основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания и "... определитель связи предмета с тем, что нужно человеку" (Ленин В. И., там же, т. 42, с. 290).
Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувственной ступени, и поднимается на уровень абстрактного логического мышления. Переход от чувственного познания к логическому мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувственное отражение и мышление неразрывно связаны между собой, образуя последовательно восходящие звенья единого познавательного процесса.
Человеческое мышление — это историческое явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Познание мира отдельным человеком всесторонне опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление современного человека есть, т. о., продукт общественно-исторического процесса. Из историчности человеческого познания и прежде всего историчности объекта познания вытекает необходимость исторического метода, который находится в диалектическом единстве с логическим методом (см. Историзм, Логическое и историческое).
Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному выявляются на различных уровнях познания. Результаты процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину.
Человеческое познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину. Но человеческое мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны. Познание есть развитие истины, а последняя выступает как выражение исторически определённой ступени нескончаемого процесса познания. Исходя из признания относительности знания в смысле исторической условности пределов приближения к полному знанию, Д. м. отвергает крайние выводы релятивизма, согласно которому характер человеческого знания исключает признание объективной истины.
Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности, каждое общественное явление обусловлено специфическими обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщённым необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлечённой истины нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого не может быть правильно отражён в неподвижных категориях. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, Ленин писал, что "... всякую истину, если ее сделать “чрезмерной” ..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (там же, т. 41, с. 46).
Категории и законы Д. м. Категории — наиболее общие, основные понятия и вместе с тем существенные определения форм бытия и отношений вещей; категории обобщённо выражают универсальные формы бытия и познания (см. Категории). В них аккумулирован весь предшествующий познавательный опыт человечества, прошедший испытание общественной практикой.
В анализе категорий Д. м. основывается на принципах марксистско-ленинской теории отражения и диалектики.
В системе материалистической
диалектики каждая категория занимает
определённое место, являясь обобщённым
выражением соответствующей ступени развития
знания о мире. Ленин рассматривал категории
как ступени, узловые пункты познания
мира. В основу исторически развивающейся
системы материалистической диалектики
должна быть положена такая категория,
которая не нуждается ни в каких предпосылках
и сама составляет исходную предпосылку
к развёртыванию всех остальных категорий.
Таковой является категория материи. За
категорией материи следуют основные
формы существования материи: движение, пространств
Исследование бесконечного многообразия форм материи начинается с вычленения объекта, констатации его бытия, т. е. существования, и имеет целью раскрыть свойства и отношения объекта. Каждый объект предстаёт перед практически действующим человеком своей качественной стороной. Так, познание материальных вещей начинается непосредственно с ощущения, "... а в нем неизбежно и качество..." (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 301).Качество есть специфика данного предмета, его своеобразие, отличие от др. предметов. Осознание качества предшествует познанию количества. Любой объект представляет собой единство количества и качества, т. е. количественно определённое качество, или меру. Раскрывая качественную и количественную определённость вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.
Все объекты обладают внешними сторонами, непосредственно постигаемыми в ощущении и восприятии, и внутренними, знания о которых достигаются опосредствованно, путём отвлечённого мышления. Это различие ступеней познания выражается в категориях внешнего и внутреннего. Формирование этих категорий в сознании человека подготовляет осмысление причинности или отношений причины и действия, соотношение которых первоначально мыслилось только как последовательность явлений во времени. Познание идёт "от сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей" (там же, с. 203). В дальнейшем процессе развития мышления человек стал постигать, что причина не только порождает действие, но и предполагает его в качестве противодействия; т. о., отношение причины и действия обозначается каквзаимодействие, т. е. как универсальная связь вещей и процессов, выражающаяся в их взаимном изменении. Взаимодействие предметов между собой и различных сторон, моментов внутри предмета, выражающееся в борьбе противоположностей, представляет собой коренящуюся в природе вещей универсальную причину их изменения и развития, которые совершаются не вследствие внешнего толчка как одностороннего действия, а в силу взаимодействия и противоречия. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в одном предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие представляет собой переход объекта из одного состояния в качественно другое, от одной структуры к другой. Развитие есть одновременно и непрерывный и прерывный процесс, и эволюционный, и революционный, скачкообразный.
Всякое возникающее звено в цепи явлений включает в себя собственное отрицание, т. е. возможность перехода в новую форму бытия. Т. о. выявляется, что бытие вещей не ограничивается их наличным бытием, что вещи заключают в себе скрытое, потенциальное, или "будущее бытие", т. е. возможность, которая до своего превращения в наличное бытие существует в природе вещей в качестве тенденции их развития (см. Возможность и действительность). При этом оказывается, что в действительности заключены различные возможности, но в наличное бытие превращаются лишь те, для реализации которых имеются необходимые условия.
Углублённое осознание связи
внешнего и внутреннего раскрывается
в категориях формы и содержания. Практическое
взаимодействие людей с множеством сходных
и различных вещей послужило основой для
выработки категорий единичного, особенно