Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:08, реферат
Существуют ли такие этические ценности и принципы, по которым смог бы жить человек?
На этот вопрос гуманизм ищет такой ответ, который отвечает позитивным человеческим устремлениям и согласуется с научными достижениями. Он формирует научный, философский и этический взгляд на мир, оказывающий глубокое влияние на человеческую цивилизацию, что можно проследить со времен античности вплоть до современности. В наши дни многие философские школы широко используют гуманистические идеи и ценности.
Введение………………………………………………………………………...с. 2
Глава 1. Философия и идеология ненасилия…………………………...…с. 3
Глава 2. Типология современного гуманизма…………………………….с. 9
2.1. Планетарный гуманизм как новая парадигма…………………………..с. 12
2.2. Гуманитарная парадигма (современная)………………………………..с. 14
Заключение…………………………………………………………………...с. 20
Список литературы………………………………………………………….с. 21
Сказанное выше не является каким - то теоретическим изысканием, которое невозможно применить на практике. Стоит упомянуть о примечательной книге директора Центра исследований мира Свободного университета Брюсселя (Бельгия) Йохана Низинга "Общественная оборона как логическая альтернатива. От утопии к выбору"[11].
Под общественной обороной понимается система устрашения, основанная на способности населения ненасильственным путем оказывать сопротивление агрессору (внутреннему или внешнему), предотвращать его нападения, создавать невыносимые для него условия в случае вторжения, чтобы вынудить его прекратить оккупацию и уйти. Любая система обороны состоит из двух слагаемых: твердого оружия и "мягкого оружия" (психологические условия) - это психическая устойчивость и здоровье нации, убежденность граждан в неограниченных возможностях ненасильственной обороны, силы духа, культуры ненасилия, способность противостоять фрустрациям (разочарованиям), вытекающим из пережитого организационного и физического насилия, не впадать в ненужную агрессивность, воздерживаться от нагнетания насилия; высокий уровень самостоятельности в мышлении и поведении и т.п. Здесь важен не столько героизм одиночек, сколько "тихий молчаливый саботаж" большинства населения.
Ненасильственное сопротивление населения может выражаться в следующем: "тихий саботаж", отказ от сотрудничества, изобретательное игнорирование приказов оккупационных властей, массовые акции протеста (включая различные формы забастовок); уничтожение информации (документов, архивов и т.п.) без которой оккупанты не могут организовать деятельность на занятой территории, осуществлять репрессии; обструкция, живые стены на пути войск и т.п.
В общей сложности практикой опробованы несколько сотен методов, приемов и форм ненасильственного сопротивления. Замена традиционной обороны общественной преследует предельно широкие и далеко идущие цели. Она выступает альтернативой войне, приходит на смену ей, неизбежно ведет к отмене военного аппарата, ликвидации главного инструмента войны - армий, технической и организационной базы войны. Это -система, которая не содержит угрозы дальнейшему существованию человечества, уводит его на безопасный путь развития. В некоторых государствах (Швеция, Швейцария и др.) идея общественной обороны признана и утверждена в доктринах безопасности, является объектом политического планирования, практически введена как дополнение (компонент) к силовым средствам сопротивления агрессору.
Все это свидетельствует о постепенном формировании "общества антивойны", и данный процесс по оптимистическим прогнозам может занять не менее 1 - 1,5 веков. Сегодня идея ненасилия кажется неисполнимой, почти фантастической. Но если её поддержит один, второй человек, каждый из нас, всё общество - за ней будущее.
Глава 2. Типология современного гуманизма.
Наиболее значимыми формами гуманизма к началу XXI столетия стали: (1) светский (секулярный) гуманизм, тесно связанный с ним эволюционный гуманизм, ноосферный гуманизм и экогуманизм, (2) религиозный (теистический) и (3) социальный или гражданский, т.е. оформленный в специализированные виды неправительственных и некоммерческих организаций гражданского общества (НПО), в том числе и научно-просветительского, правозащитного и политизированного или политического характера.
Дадим краткую характеристику достаточно четко выраженным разновидностям современного гуманизма.
Секулярный (светский) гуманизм.[1] В отличие от других форм он придаёт особое значение использованию науки и критического мышления в решении человеческих проблем и выражает уверенность в способности человека применить науку и технологию для улучшения условий человеческой жизни. Основные принципы светского гуманизма изложены в трудах его лидера П. Куртца и его единомышленников: Г. Блэкхема, Э. Флю, Р. Брауна, Р. Докинса, Т. Флинна, О. Дейси, Д. Копселла, Б. Карра и других. Согласно П. Куртцу, светский гуманизм является современным выражением просвещенного атеизма, а также «конструктивных ценностей, соответствующих теперешнему положению человека на этой планете. В своей приверженности демократии, он не идёт ни на какие компромиссы и считает человеческую свободу наивысшей человеческой ценностью».[2] По мнению П. Куртца и Т. Флинна, светский гуманизм, однако, не исчерпывается манифестацией атеизма. Более того, они не идентичны. Атеизм – это лишь исходная точка для того, чтобы конструировать альтернативную нетеистическую аксиологию и этику, предложить ответ на экзистенциальные, т.е. смысл о жизненные запросы современного человека.[3] Таким образом, светские гуманисты предлагают конкурирующую с религиозной моральную систему, построенную на принципах научности и рационализма.
Эволюционный гуманизм – один из наиболее распространённых и известных видов современного гуманизма.
Эволюционный гуманизм вырастает
из попытки предотвратить
В основе эволюционного гуманизма, по мысли Дж. Хаксли, лежат четыре ключевые идеи.
1. Сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее, а также за развитие своей планеты, и что эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу, ни на что другое – только на самого себя.
2. Признание факта, что
человек представляет собой
3. Идея осуществления
человеческих чаяний вместо
4. Стремление повысить
качество, качество жизни всей
окружающей среды, а не
Ноосферный гуманизм– одно из направлений в современном гуманизме в России, берущее свое начало в философии русского космизма и учении о ноосфере В.И. Вернадского и А.А. Богданова.
Появление ноосферного гуманизма
как мировоззрения стало
Все вышесказанное и делает
гуманистические императивы: достойная
жизнь для каждого человека, мирное
сосуществование, экологическая безопасность,
социально-нравственная справедливость,
осмысленность существования, –
актуальным директивным вектором современной
человеческой истории. По убеждению
И.М. Борзенко, не считаться с этим
слепо и опасно, пренебрегать всеми
остальными гуманистическими ценностями
– безнравственно и тоже опасно.
Выход состоит в сохранении преемственности
и опыта, а также учета всех
глобальных императивов и тенденций.
Гуманизация бытия человечества
предстает фактически единственным
императивом его выживания. Ноосферный
гуманизм ставит своей задачей общечеловеческую
солидарность «в деле гуманистического
преображения внутренней и окружающей
человека природы в космических
масштабах с целью достижения
жизнестойкости общечеловеческого
дома – Вселенной и его
Теистический или религиозный гуманизм представляет собой широкий спектр преломлений идей гуманизма в религиозном сознании: от попыток интегрировать гуманизм в ту или иную религиозную доктрину при неукоснительном приоритете трансцендентного начала до сведения трансцендентного, сакрального – к мирскому и посюстороннему. В истории отечественной культуры имеются многочисленные опыты истолкования гуманизма как построенной на «новой антропологии» «новой религии», отличной от всех известных прежде форм религии. В России к числу религиозных гуманистов XIX – первой половины XX столетий могут быть причислены Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.И. Несмелов, В.С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С.Л. Франк, Л. И. Шестов.[7]
Социальный, или гражданский
гуманизм. Сторонники политизации гуманизма
утверждают, что именно это мировоззрение,
превращенное в идеологию, должно стать
той идейной политической платформой,
которая в состоянии направить
общество по пути социального прогресса
и справедливости. Действительно, гуманизм
как любое другое мировоззрение,
«не может оказаться вне
Идеология Гуманистической партии «с точки зрения прошлого – это теоретическое обобщение всей исторической практики мировой экономики; с позиций настоящего – главный ориентир совершенствования общественных отношений».[9] Идея социального государства и его политика, направленная на обеспечение социальных гарантий тем, кому это необходимо – дети, инвалиды, старики и др. – не может вызывать возражений. Там, где существуют относительно развитое гуманистическое движение, его различные организации и службы действуют именно в этом русле. Однако предлагаемые С. С. Перуанским механизмы социализации гуманизма представляются в большой мере архаичными, не отвечающими ни духу современного гуманизма, ни стандартам современных представлений о демократии.[10]
Гуманизм как мировоззрение
остаётся для определённых социальных
слоёв общества достаточно значимой
и привлекательной социальной идеей
ХХ – начала XXI вв. Это естественно,
так как и теоретически и практически
он вовлечён в посильное решение
огромного спектра проблем
2.1. Планетарный гуманизм как новая парадигма.
Светские гуманисты признают, что в наше время ни одна нация не может решить свои собственные проблемы в изоляции от остального мира. Взаимозависимость очевидна во всех сферах экономики и торговле, коммуникациях и туризме, образовании, культуре и науке. К сожалению, жесткая политическая, экономическая и военная конкуренция зачастую приводят к войнам. Религиозная нетерпимость также нередко ведет к насилию.
Для современного мира насущной и нерешенной задачей остается проблема применения силы для решения международных конфликтов. Распад Лиги Наций привел на исходе Второй мировой войны (1945 г.) к образованию Организации Объединенных Наций. На начальном этапе деятельности ООН задача, стоявшая перед миром, лежащим в послевоенных руинах, заключалась в том, чтобы выработать принципы коллективной безопасности, позволяющие нациям решать споры мирным путем, не прибегая к военным действиям. Светские гуманисты сыграли важную роль в выработке стратегий переговоров и компромиссов на глобальном уровне. В первые годы существования ООН многие гуманисты входили в состав её руководства: сэр Джулиан Хаксли (первый президент ЮНЕСКО), сэр Ллойд Бойд Орр (глава Международной продовольственной организации), Брок Чизхолм (первый генеральный директор Всемирной организации здравоохранения).
В качестве неправительственных
организаций крупнейшие гуманистические
объединения Международный
Гуманистический Манифест-II, обнародованный в разгар холодной войны в 1973 году, декларировал недопустимость разделения человечества по национальному признаку. Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму, поддержанный Международной Академией гуманизма, поставил вопрос о воплощении в жизнь ценностей гуманизма. В нём утверждалось, что крайне актуальной стала задача разработки нового, Планетарного гуманизма, который видит свою задачу в защите человеческих прав, укреплении человеческой свободы и достоинства и который заявляет о своей «приверженности человечеству как единому целому». Ключевым принципом для планетарного гуманизма является «уважение достоинства и признание ценности каждого человека как члена мирового сообщества людей».
Такие разные мыслители, как Питер Зингер (Singer) и Ганс Кюнг также указывают на необходимость новой глобальной этики, которая бы шла поверх националистических, расовых, религиозных и этнических барьеров. Гуманистический Манифест-2000 предлагает новый «Планетарный билль о правах и обязанностях». В нем утверждается, что на планетарном сообществе лежит ответственность делать всё возможное, чтобы положить конец голоду, эпидемиям, бедности и чтобы сохранить среду обитания. Национальные программы здравоохранения и социального страхования, образования и экологии теперь должны быть подняты на транснациональный уровень. Гуманистический Манифест-2000 предлагает комплекс мероприятий, которые смогут укрепить существующие институты ООН.
Информация о работе Философия ненасилия и возрастание гуманизма как парадигма XXI века