Философия Нового времени и Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Даже при наличии в эпоху Ренессанса средневековой теоретической учености, адекватных теорий и понятий из греческой философии, а также практического интереса к использованию природы, становление естественных наук не проходило безболезненно. Средневековый человек спорил и спорил великолепно. С интеллектуальной точки зрения, период расцвета Средневековья был рационалистическим временем. Но аргументация в основном направлялась против других аргументов и не была связана с природой. Человек спорил и знал, какие аргументы эффективно воздействуют на участников спора. Однако сейчас речь шла об использовании природы, о том, чтобы сделать природу участником дискуссии. Как вопрошать природу, как вовлечь ее в диспут?

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Вариант IV. (З-К)

 

Философия Нового времени и Просвещения

 

 

В XVII веке была создана классическая механика, основа экспериментальных математических наук. С этого момента к истине стали иметь отношение три интеллектуальных сферы - теология, философия и естествознание, а не только первые две, как это было в Средневековье. Поэтому для философии оказалось важным найти свое место по отношению к науке. Многие философы Нового времени заняты демаркацией границ между философией и естествознанием.

Однако было бы неправильно сказать, что философия оставила теологию и обратилась только к естествознанию. Христианская теология еще длительное время была незыблемым основанием для большинства философов.

Даже при наличии в эпоху Ренессанса средневековой теоретической учености, адекватных теорий и понятий из греческой философии, а также практического интереса к использованию природы, становление естественных наук не проходило безболезненно. Средневековый человек спорил и спорил великолепно. С интеллектуальной точки зрения, период расцвета Средневековья был рационалистическим временем. Но аргументация в основном направлялась против других аргументов и не была связана с природой. Человек спорил и знал, какие аргументы эффективно воздействуют на участников спора. Однако сейчас речь шла об использовании природы, о том, чтобы сделать природу участником дискуссии. Как вопрошать природу, как вовлечь ее в диспут?

Для нас ответ не составляет никакого труда. Он может быть найден в физических учебниках для средней школы. Но в то время ответ отнюдь не был простым. Прошло, по крайней мере, два века, прежде чем были найдены правильные вопросы, правильные понятия и методы. С интеллектуальной точки зрения, этот период (XV-XVI века) можно назвать "битвой вокруг метода". Во многих отношениях он являлся эпохой путаницы, смутным временем. Это было время алхимии, время Фауста, время страстной заинтересованности в господстве над природой, в получении золота из простых металлов, в изготовлении эликсира вечной молодости. Однако отсутствовало знание, как всего этого добиться.

На протяжении XVII в. начали формироваться экспериментальные науки. В свете этого интеллектуальная "смутность" Ренессанса оказалась переходной фазой, которая была необходима для нового начала интеллектуальной жизни.

Западную философию Нового времени XVII – XVIII веков по праву называют классической. Это связано, прежде всего, с тем, что философы, творившие в эту эпоху, в работе над своими теоретическими построениями стремились сделать их безупречно четкими, логически строго выверенными, непротиворечивыми, ясно аргументированными, приближенными к строго научным обоснованиям естествознания. Отмеченное стало образцом для философов последующих веков.

Данное время, конечно же, неразрывно связано еще и с тем, что на философию периода Нового времени значительное влияние оказало развитие экспериментального естествознания, опирающегося на строгие математические обоснования. Для многих философов этого периода было заманчивым и характерным стремление придать своим оригинальным философским учениям уже не просто строгую системность, но именно аналогичную математически выверенным сложным научным теориям стройность и совершенство. 

Развитие философии в XVIII в. и в первой половине XIX в. шло по пути дальнейшей разработки именно данного аспекта в построении философских доктрин и мы, в результате, до сих пор можем удивляться и восторгаться грандиозными философскими учениями немецкой философии, разрабатываемыми именно в данном ключе.

Особо значимыми для развития философской мысли Нового времени были идеи гениальных ученых И. Ньютона (1643-1727) и Г. Галилея (1564-1642). 

Галилео Галилей выступил с резкой критикой устаревших аристотелевско-птолемеевских научных представлений. Его выдающиеся труды: «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки», «О механике», «Звездный вестник», «Диалог о двух важнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Галилео Галилей настаивал на том, что в науке, в опытном естествознании не должна присутствовать слепая вера авторитетам. Научные выводы должны опираться, прежде всего, на наблюдения, эксперименты, строгие индуктивные доказательства. Он заложил основы для новой астрономии и астрофизики, способствовал разработке научной механики.

Исаак Ньютон исследовал многие разделы естествознания. Разработка механики как системы, интегральное и дифференциальное исчисления, закон всемирного тяготения – наиболее важные привнесения этого мыслителя в развитие науки. Они были естественнонаучными «началами натуральной философии».

В XVII веке общественное развитие стран Запада происходило в условиях борьбы прогрессивных сил за преодоление остатков феодального типа хозяйствования и утверждение капиталистических отношений, «буржуазного типа ментальности» во всех сферах жизнедеятельности социума. Старый тип мышления и новый столкнулись на всем пространстве цивилизованного мира. В этих условия перед философией встала колоссальная задача найти новые пути для развития интеллектуальной культуры человечества. 

Философия должна была преодолеть противоречия в фундаментальных основаниях мировоззрения и, как следствие этого, - общественного сознания данной эпохи. Почему возникли эти противоречия? Потому, что в западном мире со времен средневековья доминировала религиозная форма мировоззрения, основанная на догматике христианства. Мир, с точки зрения этих воззрений, сотворен Богом известным и описанным в библии способом, основные события будущей истории человечества известны. Существуют сознательные силы добра и зла, которые влияют на человека и борются за его душу. Такие идеи совершенно не приемлемы с точки зрения другого мировоззрения, которое начало в Западной Европе формироваться под влиянием успехов развития опытного естествознания. Постепенно утверждалась и даже стала доминировать среди прогрессивных, образованных социальных общностей новая точка зрения - мировоззрение, мировидение обязательно должны опираться на научные идеи, теории. Они должны являться ведущими для формирования мировоззренческих представлений.

Для науки нет раз и навсегда установленных по желанию кого-либо догм. Научное знание должно быть строго обосновано и верифицируемо, то есть проверено опытным путем. Для науки истина имеет фундаментальное значение, но научная истина не есть истина религиозная. Нередко научные знания и знания догматических религий противоположны, непримиримы. Наука апеллирует к разуму, а религия - к вере. Истина в религии, в частности в христианстве, связана с Божественным Откровением. Она уже дана человечеству Божеством. Бог указывает человечеству либо сам, либо через своих пророков и святых, что является истинным. В науке истину ищет ученый, исследователь. Она изначально, перед исследованием объекта может быть совершенно не определена. Исследователь, приступая к работе по разрешению какой-либо научной проблемы, может совсем не иметь представления: что он в итоге получит. Могут быть какие-то гипотезы, а могут и не быть. 

Философия Нового времени дала миру целую плеяду выдающихся мыслителей. Среди них особо выделяются Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Томас Гоббс (1588-1679), Блез Паскаль (1623-1662), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), Джон Локк (1632-1704).

Наиболее значительная проблема из тех, что дают основание для выделения философии Нового времени в отдельный период развития философской мысли, – это, конечно же, разработка нового метода познания. Им стал экспериментально-индуктивный метод. Четкое обоснование его первостепенного значения для научного и философского познания является величайшим достижением Фрэнсиса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон – основоположник английской философии, выдающийся философ Нового времени. Являясь человеком прогрессивных взглядов и принадлежа к видным деятелем позднего Ренессанса, Ф. Бэкон вместе с тем утвердил себя и как «пионер» философской мысли Нового времени. Для последней он выработал и обосновал важнейшие теоретические принципы. Они придали философской мысли данного периода специфический, неповторимый характер. 

Если говорить о его биографии, то она тоже незаурядна и дает основания говорить о его выдающихся личностных качествах и общественной деятельности. Родился Фрэнсис Бэкон в семье, принадлежавшей к высшим слоям общества. Он получил по тем временам очень глубокое и прогрессивное образование, в частности обучался в Кембриджском университете. 

Ф. Бэкону благоволила удача и ему удалось сделать в целом выдающуюся карьеру. Начинал он как дипломат, потом увлекся юридической и политической деятельностью. Стал довольно быстро парламентарием, членом палаты общин. В 1618 году его политическая и государственная карьеры достигли своего пика. Он занял высшую административную должность Англии - пост лорда-канцлера. Вместе с почетной должностью он получил и титул барона Веруламского. В 1621 году он получил еще один очень престижный титул виконта Сент-Албанского. Казалось бы, Ф. Бэкон должен был закончить свою жизнь как видный государственный деятель, человек новых взглядов Ренессанса с чистой репутацией, с одной стороны, и ярый защитник абсолютизма Англии, с другой. Однако судьба распорядилась иначе. Он стал жертвой политических интриг, был обвинен во взяточничестве, пережил в связи с этим тяжелое судебное разбирательство. Хотя суровый приговор суда фактически был отменен самим королем, государственная служба и политическая карьера оказались для него законченными.

Ф. Бэкон на протяжении всей жизни тяготел к литературному творчеству, поэтому в последний период своей жизни он сосредоточился именно на этом. Им были завершены многие ранее начатые работы и написаны новые.

К наиболее известным, прославившим имя Ф. Бэкона трудам относятся: «Опыты, или наставления нравственные и политические» (опубликованы в 1597 г.), «О достоинстве и приумножении наук» (1623 г.), «Новый органон» (полный вариант опубликован в 1620 г.), «Новая Атлантида» (1627 г.).

Экспериментально-индуктивный метод, обоснованный Ф. Бэконом в качестве фундаментального для научного и философского познания, обессмертил его имя в веках. Для Ф. Бэкона обращение к теории индукции, к экспериментально-индуктивному методу было закономерным, так как под влиянием развития опытного, основанного на математических доказательствах естествознания он стремился по аналогии с наукой разрабатывать чисто философские проблемы, прежде всего связанные с метафизикой. Ввиду этого метафизика, фундаментальное основание философских систем, не есть у Ф. Бэкона строгое умозрительное построение, выполненное с целью разрешения чисто абстрактных, «предельных» проблем существования мира. Его метафизика ориентирована на вопросы познания живой природы, она увязана с природой. В этой связи особо значимым для Ф. Бэкона стал вопрос о методе познания уже не столько абстрактных, сколько конкретно существующих, объективных истин. Этой фундаментальной гносеологической проблеме посвящен самый известный труд Ф. Бэкона «Новый органон».

Разработку метода познания объективных истин Ф. Бэкон предварил критикой четырех групп идолов («призраков»), как он выражался, человеческого сознания, мешающих правильному познанию. 

Первая группа идолов – это «призраки рода» (idola tribus). Они неотделимы от разума и чувств человека, так как присущи самой их природе. Анализируя мир, человек не может быть объективным в силу того, что как само собой разумеющееся сознание примешивает к природе вещей нечто от себя, от своей природы. Он истолковывает природу, основываясь на ее якобы аналогии с собой. Он приписывает из-за этого несвойственные природе признаки, цели, истолковывает ее телеологически. Телеологическое истолкование природы не соответствует тому отношению к ней, что наблюдается в науке.

Телеология (от греч. telos – завершение, цель) – это философское учение, отталкивающееся от идеи о том, что мир, история и человек существуют для определенной цели. В рамках телеологии осуществляется поиск данной цели, делаются попытки определения критериев целесообразности возникновения каких-либо вещей и событий. Конечная цель в телеологии может быть связана: 

  •  
    с человеком («все существует для человека» - антропоцентрическая телеология); 
    с самими вещами («цель существования вещей находится внутри их самих» - имманентная телеология);

 

  • с потусторонним целеполагающим разумом (цель мира задает пребывающий вне него Бог, Мировой Разум, Мировой Дух и т.п. - трансцендентальная телеология); 
  •  
    с существующей (как сама по себе) целью развития мира, которая наличествует без вне мира лежащего целеполагающего начала. Это – метафизическая телеология.

 
По Ф. Бэкону, телеологическое истолкование природы допустимо, но вне науки и вне естественной, натуральной философии. Развитию именно естественной философии Ф. Бэкон придавал особо важное значение. Она делилась у него на физику и метафизику.

Вторая разновидность идолов разума – «призраки пещеры» (idola specus). Помимо присущих всем людям общих призраков разума, у каждого человека есть некоторое количество и особых, индивидуальных «идолов» («своя отдельная пещера») ввиду специфики его психики. На их возникновение влияют воспитание человека, его характер, особенности его судьбы. Призраки пещеры также накладывают свой след на познавательный процесс каждого отдельного человека. При познании истины они могут давать человеку неверные представления. Только коллективный опыт человечества может помочь отдельному лицу корректировать свое индивидуальное познание мира. Иначе говоря, с помощью данных, полученных коллективно, можно исправлять знание, полученное индивидуально.

Третья группа идолов – «идолы площади» (idola fori). Это самые негативные призраки разума, порожденные человеческой речью. Обыденное мышление несовершенно. Люди часто используют свою речь неправильно, неточно выражают суть своих мыслей, не имеют строгой логики в рассуждениях. Это создает многочисленные ошибки. Люди в большинстве своем путают вещи и слова, не понимают, что вещи и слова, которыми они обозначаются не есть одно и то же. Люди могут думать, что ведут дискуссии о каких-то вещах, но на самом деле нередко спорят «о словах». В данной связи Ф. Бэкон в своих теоретических построениях, по сути, поднялся от критики обыденного мышления до критики схоластики, которая была еще тогда сильна в Англии как наследие эпохи средневековья.

Четвертая группа идолов – это «идолы театра» (idola teatri). Их порождает безраздельная, слепая вера в авторитеты. Особенно подвергались критике Ф. Бэконом авторитетные философские учения, догматическое, некритическое мышление.

Идолы разума очень сильны, но познание объективной истины, тем не менее, возможно. Скептический настрой исследователя и непредвзятый поиск – его основания.

Информация о работе Философия Нового времени и Просвещения