Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:52, контрольная работа
Даже при наличии в эпоху Ренессанса средневековой теоретической учености, адекватных теорий и понятий из греческой философии, а также практического интереса к использованию природы, становление естественных наук не проходило безболезненно. Средневековый человек спорил и спорил великолепно. С интеллектуальной точки зрения, период расцвета Средневековья был рационалистическим временем. Но аргументация в основном направлялась против других аргументов и не была связана с природой. Человек спорил и знал, какие аргументы эффективно воздействуют на участников спора. Однако сейчас речь шла об использовании природы, о том, чтобы сделать природу участником дискуссии. Как вопрошать природу, как вовлечь ее в диспут?
Следующим важным шагом к разработке собственного экспериментально–индуктивного метода стала критика аристотелевского силлогизма, которая связана у него с критикой дедукции. Силлогизм, или умозаключение, есть формально-логический прием. Он формируется из предложений – двух посылок и вывода. Предложения, в свою очередь, формируются из слов, понятий. Однако сами понятия могут формироваться поспешно, необоснованно. Основанные на них посылки могут привести к ложному выводу. Схоластика средневековья спекулировала самыми широкими понятиями и нередко оказывалась далека от установления реального содержания понятий.
Дедукция, как путь движения мысли исследователя от общего к частному, опирается на общие понятия и хороша там, где, например, делается частный вывод из хорошо изученной сферы знания. Для познания же природы как таковой, которая в целом еще очень несовершенно исследована, дедукция одна сама по себе не пригодна, она не даст истинного знания.
Индукция должна быть приоритетной в научном познании и философии. Опыт, эксперимент должны помочь в преодолении несовершенства умозрительной формально-логической, аристотелевско-схоластической традиции получения знания.
Индукция - это такой метод познания, когда мысль исследователя движется от отдельного, частного к всеобщему, выявляя при этом закономерности в существовании явлений.
Теория индукции Ф. Бэкона обосновывает огромное значение для науки и философии непрерывного сбора частных экспериментально проверенных фактов об отдельных предметах и мире в целом и обобщения полученных результатов. Так, от частного к все более общему должна в идеале двигаться мысль познающего. Чтобы сделать правильные выводы о мире, его сначала необходимо «рассечь» и «анатомировать». Следует изучать «простые природы», то есть наиболее общие свойства природных объектов. К ним относятся плотность, теплота, холод, тяжесть, легкость, протяженность и др. Они являются предварительной стадией сбора информации об объектах, на которую потом будет опираться индуктивный вывод.
Таким образом, в отличие от своих предшественников в изучении индукции – Аристотеля и представителей средневековой схоластики - Ф. Бэкон более глубоко осознал значение индукции и экспериментально-индуктивного метода в познании.
Бэконовский натурализм критикуют за то, что у данного философа методология познания природы не совсем завершена, разработана и в силу этого несовершенна. Ф. Бэкон ограничил себя в гносеологических изысканиях рамками индуктивного истолкования природы. Несмотря на то, что он предвосхитил разработку ряда важных проблем методологии, рассматриваемых более досконально в последующие века, он не осознал необходимость развития для научного и философского познания такого метода, как гипотетико-дедуктивный. При гипотетико-дедуктивном подходе к решению конкретной познавательной проблемы, прежде всего, выдвигается некая гипотеза ее решения, а уже за тем дедуктивно, часто опираясь на строго математические обоснования, осуществляется поиск истины, причем получаемое знание сверяется с опытными, экспериментальными данными.
Рене Декарт обогатил философию Нового времени многими важными идеями, концепциями. Особо следует выделить формулировку и обоснование им огромного значения для познания рационалистической дедукции.
Рене Декарт (1596-1650) - основоположник французской философии и философии Нового времени. Жизнь этого философа была очень плодотворной. Он получил великолепное для своего времени образование в иезуитской коллегии-школе Ла-Флеш. После этого он много путешествовал, одно время был военным, затем много занимался собственным математическим образованием. Интересовался проблемами различных наук и философии. Около него постепенно собрался круг единомышленников, из которого со временем возникла Французская академия наук. С 1629 г. почти безвыездно Р. Декарт жил в Нидерландах и занимался разработкой собственных научных и философских идей. Основные произведения философа: «Рассуждения о методе» (1637 г.), «Метафизические рассуждения о первой философии» (1641 г.), «Начала философии» (1644 г.), «Срасти души» (1649 г.). Следует подчеркнуть особо, что Р. Декарт вошел в историю не только как выдающийся философ, но и как гениальный математик.
Рене Декарта часто называют «отцом философии Нового времени». Это связано с тем, что он является основоположником рационализма, который был одним из ведущих направлений в разработке гносеологии данного периода.
Рационализм объединяет совокупность таких философских учений, в которых разуму, а не чувствам человека отводится ведущая роль в познании. Истоки рационализма усматриваются в теоретических изысканиях античной философии, но только в Новое время это направление в развитии гносеологии получило серьезную идейную разработку. Помимо Декарта рационалистами были в данную эпоху Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.
Рационализм Р. Декарта опирается на его рационалистический метод. Проблема поиска оптимального метода познания в то время имела особую актуальность в связи с потребностями развивающегося опытного естествознания. Р. Декарт был не только философом, но и ученым, поэтому данный вопрос его особенно волновал.
Декарт считал: «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Он выступал за единство всего имеющегося знания. Единство наук дает философия, при этом фундаментальным основанием для этого служит метафизика.
Если эмпирическая методология Ф. Бэкона утверждала зависимость метафизики от результатов физической науки, то у Р. Декарта все иначе. Исследователь, по Декарту, прежде чем приступать к физическим исследованиям, необходимо должен усвоить принципы метафизики и опираться на них в своих изысканиях, проверяя полученное при этом знание по возможности и опытным путем.
Свои теоретические изыскания в области гносеологии Р. Декарт стремился возвести на предельно обобщенный уровень. Особое значение ввиду этого в познании он отводил математике. Она у Р. Декарта получила статус всеобщей науки («всеобщей математики»). Методологические и математические исследования, по Р. Декарту, должны предшествовать конкретно-научным.
При исследовании познавательной проблемы необходимо, по возможности, разделить ее на подпроблемы, а потом каждый такой вопрос – на наиболее простые элементы. Познание предмета исследования должно затем двигаться от простого к сложному. При этом следует допускать, что имеется определенный порядок и связь «даже среди тех предметов, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».
Истинным, по Р. Декарту, является то, что познается с предельной очевидностью и четкостью, что не оставляет больше у познающего сомнений. Ввиду этого особое значение у него в познании имеет интеллектуальная интуиция, интеллектуальный свет, выражаясь словами этого философа. Она у него не носит иррациональный смысл, так как есть лишь фундамент для последующей цепи дедуктивных, чисто интеллектуальных выводов. Человек – существо, прежде всего, мыслящее («мыслю, следовательно, существую»). Разум – ведущее начало в познании.
Новое время
характеризуется борьбой рационализма и эмпириз
Второй наиболее важной проблемой философии Нового времени стало определение онтологического статуса бытия. Онтология получила в этот период новый импульс для своего развития. Сама проблема бытия при этом разрешалась через анализ понятия «субстанция».
Субстанция (от лат. substantia - сушность, лежащее в основании) есть первоначало, не имеющее внешней причины для существования себя самого, нечто неизменное, обладающее внутренним единством. В зависимости от того, сколько субстанций признается существующими, в философии допускают монизм (одна субстанция), дуализм (две субстанции), плюрализм (много субстанций) действительности.
У Р. Декарта субстанций две – духовная и материальная (телесная), причем они прямо противоположны. Высший, основополагающий признак первой есть мышление, второй – протяженность. Душа духовно, постоянно мыслит. В человеке субстанции мира объединены.
Дж. Локк пытался развивать не онтологическое, а гносеологическое понимание субстанции.
Дж. Локк (1632-1704) – выдающийся английский философ. Учился в оксфордском университета. С молодости увлекался естествознанием, особенно медициной. В 1688 г. стал членом Лондонского естественно-научного общества. Был домашним врачом в графской семье Шефтсбери, государственным служащим. С 1683 по 1688 годы проживал в Нидерландах. Потом вернулся на родину. К написанию философских трудов он обратился в уже в зрелые годы, особенно будучи в эмиграции. Наиболее известные труды Дж. Локка: «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.), «Письма о веротерпимости» (1682-1692 гг.), «Разумность христианства» (1695 г.), «Два трактата о правлении» (1693 г.). Философия Дж. Локка характеризуется тем, что в ней значительный акцент сделан на разработке гносеологической проблематики.
По Дж. Локку, каждая субстанция есть набор неких определенных признаков или простых идей. При этом существование духовной субстанции проблематично. Материальная субстанция есть «подпорка» для вещей, «простых идей», чьи качества воспринимаются людьми. Опытным путем субстанцию нельзя познать, так как субстанция есть «не что иное, как неопределенное предположение неизвестно чего», поэтому Дж. Локку в отношении исследования субстанций приписывается агностицизм. Существование субстанций основано на вере в этот факт.
У Б. Спинозы субстанция причина самой себя («causа sui»). Она единственна и может быть названа природой, Богом. Б. Спиноза (1632-1677) – еврейский мыслитель, основоположник датской философии. Родился в амстердамской семье купца. Учился в еврейском религиозном училище, но не закончил его. За свои противоречащие официальной доктрине иудаизма взгляды и дружбу с неблагонадежными людьми и сектантами он был отлучен и изгнан из еврейской общины. Ввиду этого ряд лет Б. Спиноза был вынужден прожить в сельской местности. Поиски средств существования вынудили Б. Спинозу освоить ремесло шлифования линз. В 1669 году ему наконец-то удалось переехать в Гаагу, где он и проживал до самой смерти. Последние годы жизни Б. Спинозы были вновь отмечены преследованиями его, но уже со стороны и иудейского, и христианского духовенства. Его взгляды, выраженные в ставшем известным труде «Богословско-политический трактат», были отнесены последними к атеистическим.
Основные работы Б. Спинозы: «Богословско-политический трактат» (1670 г.), «Этика», «Политический трактат» и «Трактат об усовершенствовании интеллекта», которые были опубликованы посмертно в 1677 г. идейно близкими этому философу людьми.
Субстанция, по Б. Спинозе, обусловливает единство мира. Она вечна, вне времени. Бог-субстанция есть абсолютная бесконечность, атрибутами субстанции являются протяженность и мышление. Иначе говоря, две субстанции Р. Декарта были рассмотрены Б. Спинозой как два атрибута субстанции. Субстанция у Б. Спинозы рассматривается в итоге как абсолютно трансцендентальное понятие и бесконечное бытие.
Мир единичных вещей, которые постоянно, непрерывно меняются во времени, - потенциальная бесконечность. Время, мера и число относятся к миру вещей, не являются атрибутами субстанции. Отдельные вещи – единичные проявления субстанции, ее модусы. Теоретизирования по поводу субстанции закономерно привели Б. Спинозу к гилозоизму, панпсихизму и панлогизму. Вся материя, таким образом, у этого философа, одушевлена и обладает разумом.
Третья фундаментальная проблема философии Нового времени - поиск путей модернизации социальной жизнедеятельности. В своих теоретических изысканиях, зачастую, философы продолжали развивать многие прогрессивные идеи эпохи Возрождения. Особое значение приобретает натуралистическая интерпретация общественной жизни.
Получила распространение, в частности, идея аналогии между телесным устройством человека и организацией совершенного государства (ее видный основоположник Т. Гоббс).
Томас Гоббс (1588-1679) – выдающийся английский философ Нового времени. Не имея знатного происхождения, смог получить значительное по тем временам образование, в частности в колледже Оксфордского университета. В 1640 г. ввиду начавшейся революции Т. Гоббс эмигрировал в во Францию. После ее завершения он вернулся на родину. Его жизнь была насыщена философским и литературным творчеством. Философ-материалист оставил после себя обширное теоретическое наследие, в котором проанализированы различные темы: предмет философии, философское знание, проблема субстанции, проблема существования Бога, мораль, свобода человека, власть, государство, добро и зло и др. Идеи Т. Гоббса, изложенные в его трудах, получили известность и неоднозначную оценку общественности еще при жизни мыслителя. Это привело к тому, что после кончины Кромвеля (1658 г.) и «реставрации» Стюартов философ подвергся резкой критике и преследовался духовенством, прежде всего, официально поддерживаемой англиканской церкви.
Основные труды Т. Гоббса: «О гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), « О теле» (1655 г.), «О человеке» (1658 г.).
Проблема возникновения государства и закономерности его развития волновали философов со времен античности. В Новое время мыслители дали мощный импульс развитию политической мысли и философии власти. Одним из основоположников этого выступил Томас Гоббс.
В истории человечества можно проследить, что такое социальное образование, как государство, существовало не всегда. Государство, по Гоббсу, было целенаправленно создано предками современных людей. Оно есть искусственное тело, образованное когда-то отдельными людьми с помощью особого, общественного договора.